Дискриминация на региональном рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа

Описание

Главной составляющей частью рынка труда являются трудовые отношения, которые занимают в жизни людей важное место, так как каждый человек на рынке труда – это работник или работодатель. Изучение принципов функционирования рынка труда позволяет понять множество социально-экономических проблем и явлений, анализировать последствия уже принятых или еще обсуждаемых политических решений в сфере трудовых отношений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………..8
Понятие и виды дискриминации на рынке труда……………..……..8
Модели дискриминации на рынке труда……………………………19
Причины и экономические последствия дискриминации
на рынке труда………………………………………………………...26
Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………………33
Характеристика рынка труда Саратовской области………………..33
Дискриминация по полу и возрасту на региональном рынке труда…………………………………………………………………...41
Дискриминация инвалидов и лиц, вышедших из мест лишения
свободы на рынке труда Саратовской области……………………..53
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА…...…………………………………..64
3.1 Практика регулирования дискриминации в развитых странах…….64
3.2 Направления регулирования дискриминации на рынке труда
Саратовской области……………………………………………….....73
Заключение………………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ……………..................................................89
Приложения………………………………………………………………………..101

Работа состоит из  1 файл

Primer_raboty.docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Систематических исследований трудовой дискриминации в России не ведется. Поэтому в своей работе мы ссылаемся на фрагментарные исследования, в том числе проведенные автором  данной диссертационной работы.

Если в развитых странах  даже объявления о приеме на работу не должны содержать требований по возрасту, полу и т.д. (если не существует очевидной необходимости), то в России такого рода объявления не запрещены  и широко распространены.

С разнообразными проявлениями дискриминации на рынке труда  в большинстве стран ведется  последовательная борьба, но она осложняется  устойчивым характером многих общественных традиций, нравов, предубеждений и  т.п. Мы можем констатировать, что  законы Российской Федерации в целом  отражают существующие в развитых странах  Европы и США подходы к правовому  регулированию запрета дискриминации  по какому-либо признаку. На юридическом  уровне в Конституции РФ и Трудовом Кодексе дискриминирующих норм не содержится, но в обществе они существуют. Очевидно, что эта проблема не может быть решена только с позиций права. Она  связана также с нормами культуры, обычаями, традициями, религиозными воззрениями, политическими стереотипами и реальными  нормами в господствовавшей десятилетиями  идеологии и т.д. Это система  реальных общественных отношений.

Главным условием преодоления  дискриминации на уровне фирмы является формирование жесткой конкурентной среды. Другой стороной является предотвращение монополизма и регулирование  естественных монополий. Реальная опасность  банкротства – лучшее средство против предубеждений и необъективности  работодателей, как, впрочем, и других проявлений трудовой дискриминации. Внешнее  давление рынка способно побудить предпринимателей и руководителей оценивать работников в соответствии с их реальными  заслугами и при определении  денежного вознаграждения, и при  найме на работу, и при увольнении, и при продвижении по службе.

Особенно ощутимо давление конкурентной среды в малом бизнесе. Несмотря на то, что именно здесь  особенно значимы личностные, нередко  родственные, связи и пристрастия, работодатели, позволяющие себе различные  дискриминационные действия по отношению  к наемным работникам, недолго  просуществуют на рынке. В крупной  фирме, даже находящейся в неконкурентных условиях, расплата за дискриминационное  отношение к отдельным группам  работников может оказаться не столь  скорой, но в перспективе она неизбежна  из-за кадровых потерь, необходимости  переплачивать недискриминируемым работникам с целью удержать их от ухода от предпринимателя с плохой репутацией, снижения общей производительности труда.

Преодоление дискриминации  в сфере трудовых отношений и  связанных с ней негативных последствий  достигается не призывами к работодателям, а реальными изменениями институциональной  среды, в которой они действуют. Только тогда, когда подобная практика будет чревата серьезными потерями, будут сформированы объективные  условия для ее уменьшения и снижения отрицательных последствий. Однако окончательного исчезновения трудовой дискриминации не стоит ожидать  даже в отдаленной перспективе.

Государство должно проводить  правовую и экономическую антидискриминационную  политику, направленную на устранение не последствий, а причин неравенства. Эта политика на перспективу должна быть связана с обучением общества и формированием устойчивых представлений  о том, что в отношениях равенства  общества заключен элемент его развития. Кроме того, необходимо публичное  обсуждение проблем.

Борьба с негативными  проявлениями дискриминации – сложная  задача и она не может быть решена с помощью лишь государственных  мер. Она должна быть встроена в процесс  реформирования всего общества. К  сожалению, в настоящее время  политика по искоренению дискриминации  недостаточно последовательно проводится государством.

Борьба с дискриминацией на рынке труда – сложный и  трудоемкий процесс. Выработать действующие  меры, направленные на борьбу с дискриминацией, не просто. Однако можно предложить ряд действий, которые при воплощении их в жизнь могли бы привести к  положительным результатам в  борьбе с проблемой дискриминации  на рынке региональном рынке труда.

1. Поскольку сама дискриминация  является следствием совокупности  различных факторов,  следует  создать долгосрочную комплексную  программу преодоления дискриминации  на рынке труда Саратовской  области. Она должна включать экономические, нормативно-правовые, информационные и иные мероприятия на различных уровнях управления социально-трудовой сферой.

2. Определить приоритетные направления деятельности, которые способствовали бы снижению дискриминации на рынке труда.

3. Проведение мониторинга процессов и состояний на рынке труда. Он позволяет отслеживать динамику изменений и масштабы дискриминации и сравнивать с предыдущим периодом. Эту работу может проводить служба занятости в рамках закрепленных за ней функций осуществления государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства, контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, обобщения практики применения и анализа причин нарушений трудового законодательства. Информация, которая получена в результате мониторинга, позволяет выявить основные проблемы и перейти к выработке направлений деятельности по снижению дискриминации.

4. Для борьбы с гендерной  дискриминацией  необходимо, прежде  всего, совершенствовать антидискриминационное  законодательство, а так же запретить публикации работодателями объявлений о вакансиях с указанием требуемого пола. Таким образом, у женщин появится возможность дойти до этапа собеседования и продемонстрировать свои профессиональные знания. Следует стимулировать и поддерживать развитие женского предпринимательства, реализовывать программы профессиональной подготовки и переквалификации женщин. Можно ввести квотирование рабочих мест по полу, что позволит женщинам занять рабочие места, ранее для них недопустимые, а мужчин обратить внимание на профессии традиционно считающиеся женскими. Такая практика уже использовалась в Европе и показала положительные результаты.

5. Для решения проблем дискриминации молодых сотрудников без опыта работа, было бы рационально введение если не полного распределения выпускников вузов, то, по крайней мере, частичного. Необходимо создание стимулов для предприятий при найме сотрудников без опыта работы или с незначительным опытом. Следует ограничить дискриминацию труда по возрасту со стороны работодателей при подаче заявлений об имеющихся вакансиях. Для уменьшения дискриминации пожилых работников целесообразно повышение размера пенсий с учетом стажа работника, сферы его деятельности (изыскать, может быть, средства в местном бюджете для региональных доплат к пенсиям). В этом случае у пенсионеров отпадет необходимость в поиске места работы, чтобы прожить, следовательно, занимаемые ими рабочие места окажутся вакантными для остальных. При производствах могут быть созданы должности наставников,  и пожилые сотрудники с бесценным опытом могли бы передавать его более молодому поколению.

6. Предупреждение предвзятого отношения к инвалидам и лицам, вышедшим из мест лишения свободы.

Представляется, что все  эти меры в целом могут привести к снижению  дискриминации на рынке труда, если же они будут  выполнены с нужной последовательностью  и четкостью действий.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дискриминация уже давно  имеет место не только в экономических исследованиях, но и в реальной жизни. Она  носит негативный характер, а ее наличие разрушительно влияет на всю систему общественных ценностей.

Трудовой Кодекс РФ трактует дискриминацию как установление работодателем каких-либо ограничений, не обоснованных деловыми качествами работников или предоставление им преимуществ, которые не обусловлены данному  виду труда требованиями.

В экономической литературе описаны различные модели дискриминации  на рынке труда. Эти модели наглядно дают понять, как отношение разных участников рынка труда к двум разным группам работников влияет на заработную плату и продвижение  по службе этих самых работников. Основные модели дискриминации:

Дискриминацию на рынке труда России можно считать следствием существующей системы трудовых отношений. Дискриминация имеет определенные социальные, правовые и экономические причины.

Дискриминация труда  ведет к серьезным экономическим  последствиям. Она создает отрицательную атмосферу на рабочем месте, заставляет работника усомниться в своем профессионализме, что ведет к снижению целеустремленности, способствует созданию стрессовых ситуаций, снижает как мотивацию к труду, так и производительность труда. В обществе происходит укрепление предрассудков и стереотипов.

Явления дискриминации исследовались  на примере рынка труда Саратовской  области, который,  в целом, характеризуется  положительной динамикой. Ситуация на региональном рынке труда за последние четыре года улучшилась. Количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сократилось, уровень безработицы снизился, коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда стал меньше. Все это наглядно показывает позитивную динамику социально-экономических показателей рынка труда Саратовской области.

Одним из распространенных видов дискриминации является гендерная  дискриминация. Она может проявляться  в разных сферах жизни. Но наиболее ярко она видна на рынке труда.

В гендерной дискриминации на рынке труда выделяют две ключевые формы: дискриминацию по заработной плате и дискриминацию, связанную с профессиональной сегрегацией.

Гендерная дискриминация  в оплате труда является одной  из наиболее острых проблем современного российского рынка труда. У женщин самооценка часто ниже, чем у мужчин, что отражается и на зарплатных ожиданиях. Несмотря на то, что существует законодательный  запрет занижения заработных плат одних  категорий сотрудников, по сравнению  с другими категориями, гендерная  дискриминация в сфере оплаты труда все же существует. Средняя заработная плата женщин в целом по обследованным видам экономической деятельности составила 65%-70% от средней заработной платы мужчин.

Несмотря на то, что официальный  уровень безработицы мужчин в  Российской Федерации был выше, чем  у женщин, в Саратовской области  этот показатель оказался больше у женщин, чем у мужчин. В последние годы гендерная дискриминация на рынке труда привела к тому, что женщины вынуждены становиться предпринимателями. Во время кризиса в силу профессиональной сегрегации под сокращение попали большей частью женщины, поэтому им приходилось открывать собственное дело, чтобы как-нибудь продержаться в сложное время. Следует отметить роль Министерства труда, занятости и миграции Саратовской области, которое оказало этим женщинам помощь в организации собственного дела.

Дискриминация по возрасту также является актуальной для современного российского рынка труда, как и гендерная. Однако в Саратовской области практически отсутствуют статистические данные по дискриминации молодежи и лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

Важное место занимает проблема дискриминации инвалидов  и лиц, вышедших из мест лишения свободы.

Можно предположить, что дискриминация  инвалидов при трудоустройстве  снизилась бы, если бы государство  снизило налоговые ставки для  тех работодателей, которые готовы реально трудоустроить инвалидов. Налоговые льготы послужили бы стимулом для частичного решения данной проблемы.

Дискриминацию инвалидов, как и  любую другую дискриминацию, очень  сложно доказать. Зачастую инвалидам могут устроиться на работу только через областное Министерство труда, занятости и миграции.

В настоящее время численность  инвалидов в России ежегодно увеличивается. Инвалиды находятся в трудном  положении на рынке труда в  силу своих возможностей и своего статуса. Работодатель считает не выгодным для себя принимать на работу инвалидов, отсюда и берет начало их дискриминация на рынке труда. Запрет дискриминации инвалидов широко прописан в международных документах. Тем не менее, есть ряд форм дискриминации, с которыми сталкивается инвалид при трудоустройстве.

Согласно п.6 ст. 86 Уголовного кодекса, после погашения судимости человек  имеет право не только устраиваться на работу, но и получить лицензию на хранение оружия для работы охранником - если он не был осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может, кроме таких силовых  структур как прокуратору, ФСБ и  полиция. В остальных же сферах судимость  не может считаться причиной отказа кандидату. Однако на практике происходит все иначе.

В настоящее время проблема повышения эффективности ресурсов становится широко распространенной. Правительства многих стран уже  долгое время разрабатывают и  вводят в действие меры по предотвращению практики дискриминации работников на рынке труда. Однако даже самым  развитым странам так и не удалось  полностью уничтожить дискриминацию  по таким характеристикам, как пол, возраст, состояние здоровья и др.

Из анализа опыта ряда развитых в экономическом отношении  стран в проведении антидискриминационной  политики можно сделать следующие  выводы. Несмотря на скрытое сопротивление  людей, консерватизм, традиции и предубеждения, успех в этом деле реально достижим, но надо настроиться на «длинную дистанцию», т.е. на последовательные усилия государства, общества и граждан. Дискриминация  нарушает полную свободу личного  выбора видов и форм деятельности индивида. Однако в условиях современной  рыночной экономики не может быть абсолютного равенства между  различными социально-демографическими группами, но оно может быть ограничено при условии социального, экономического неприятия подобных отношений в  обществе.

Информация о работе Дискриминация на региональном рынке труда