Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Главной составляющей частью рынка труда являются трудовые отношения, которые занимают в жизни людей важное место, так как каждый человек на рынке труда – это работник или работодатель. Изучение принципов функционирования рынка труда позволяет понять множество социально-экономических проблем и явлений, анализировать последствия уже принятых или еще обсуждаемых политических решений в сфере трудовых отношений.
Введение …………………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………..8
Понятие и виды дискриминации на рынке труда……………..……..8
Модели дискриминации на рынке труда……………………………19
Причины и экономические последствия дискриминации
на рынке труда………………………………………………………...26
Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………………33
Характеристика рынка труда Саратовской области………………..33
Дискриминация по полу и возрасту на региональном рынке труда…………………………………………………………………...41
Дискриминация инвалидов и лиц, вышедших из мест лишения
свободы на рынке труда Саратовской области……………………..53
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА…...…………………………………..64
3.1 Практика регулирования дискриминации в развитых странах…….64
3.2 Направления регулирования дискриминации на рынке труда
Саратовской области……………………………………………….....73
Заключение………………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ……………..................................................89
Приложения………………………………………………………………………..101
В настоящее время идет сокращение численности работающих инвалидов. Работодатели считают, что инвалиды являются слабым звеном в их компании. Можно сказать, что дискриминация инвалидов носит скрытый, но теме не менее явный характер. Есть ряд форм дискриминации, с которыми сталкивается инвалид при трудоустройстве:
В силу подобных форм дискриминации
инвалиды нуждаются в создании специальных
условий для повышения их уровня
конкурентоспособности и
Тем не менее, Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязательное квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (от 2 до 4% к среднесписочной численности персонала) в организациях, где численность работников превышает 30 человек. Если же этого не происходит, то работодатели каждый месяц вносят плату в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида53.
Дискриминация инвалидов происходит потому, что работодатели не желают их брать на работу, так как инвалиды часто болеют, и их обязанности приходится временно выполнять другим работникам, у которых своих достаточно. Работодатель считает, что предприятие только несет убытки при трудоустройстве инвалидов (на выплату им заработной платы как всем, хотя их производительность труда намного ниже остальных работников и на специальное оборудование рабочего места для инвалида). Но работодатель не задумывается, что работник часто становится инвалидом, потеряв здоровье именно на производстве, и имеет право на удобные для него условия труда.
Работодатель испытывает определенные трудности в связи с необходимостью пересмотра служебных обязанностей и графика работы под конкретного работника-инвалида. Например, если на работу принят сотрудник, с сахарным диабетом, то ему необходимы дополнительные перерывы для приема пищи и контроля уровня сахара в крови.
Для инвалида законодательно устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня при оплате труда в полном объеме. Инвалид по состоянию здоровья не может работать ночью или сверх нормы. Инвалид имеет право брать оплачиваемый отпуск в 30 календарных дней и за свой счет – до 60 календарных дней. Все это не является положительным фактором для работодателя54.
Можно предположить, что дискриминация
инвалидов при трудоустройстве
снизилась бы, если бы государство
снизило налоговые ставки для
тех работодателей, которые готовы
реально трудоустроить
Дискриминацию инвалидов, как и любую другую дискриминацию, очень сложно доказать. Зачастую инвалидам приходится обращаться в областные Министерства труда, занятости и миграции, чтобы трудоустроиться. Это можно наглядно увидеть на примере отчета Министерства труда, занятости и миграции Саратовской области.
В 2009 году наблюдалась тенденция увеличения численности инвалидов, обращающихся в органы областной службы занятости населения. За 2009 год Министерством занятости, труда и миграции было трудоустроено только треть инвалидов из общего числа поставленных на учет (см. Таблицу 8).
Таблица 8 - Численность поставленных и трудоустроенных инвалидов Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области за 2007-2009гг. (чел.)*
Категория |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Инвалиды, поставленные на учет |
2978 |
2917 |
3607 |
3162 |
Трудоустроенные инвалиды |
1162 |
1150 |
1127 |
1190 |
* Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Отчета Министерства занятости, труда и миграции «Об осуществлении переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения в 2010 году».
В 2010 году наблюдалась тенденция уменьшения численности инвалидов, обращающихся в органы службы занятости населения области за содействием в поиске подходящей работы. За 2010 год Министерством занятости, труда и миграции было трудоустроено только 37,6% инвалидов из общего числа поставленных на учет.
Квотирование рабочих мест для инвалидов можно считать одним из условий снижения уровня дискриминации инвалидов на рынке труда.
В 2010 году 71 инвалид был трудоустроен на квотируемое рабочее место.
Ежегодно проходят специализированные ярмарки вакансий. Так в 2009 году было проведено 24 подобных ярмарки для инвалидов, приняли участие в них 762 инвалида, а в 2011 году – уже 28 ярмарок.
Однако проведение подобных мероприятий нельзя назвать положительным фактором для снижения дискриминации инвалидов при трудоустройстве.
Столкнувшись с явной дискриминацией при приеме на работу, многие инвалиды зачастую подвергаются психологическому давлению и стрессу. В 2009 году в Саратовской области услуга по психологической поддержке была оказана 29,1% (343чел.) инвалидов от всех граждан, получивших данную услугу.
В 2010 году – 15,7% (438чел.) граждан,
относящихся к категории
Работа министерства труда и занятости является одной из составляющих мер по борьбе со скрытой дискриминацией. Однако, несмотря на это, уровень безработицы инвалидов среди общего состава безработных граждан увеличивается. Если на 01.01.2011 года он составлял 8,4%, то на 01.01.2012 года он уже стал 8,9%, то есть увеличился на 0,5 %.
С существенными проблемами сталкиваются и люди, освободившиеся из мест лишения свободы. Вот наиболее главные из них55:
У общества складываются определенные стереотипы, связанные с судимыми людьми. Работодатель будет искать различные причины, чтобы не брать подобного работника на работу.
Согласно п.6 ст. 86 Уголовного кодекса,
после погашения судимости
В ст.65 Трудового кодекса РФ установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости (если речь не идет о поступлении на государственную службу), то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету можно расценить как дискриминацию.
Среди оснований увольнения по инициативе работодателя, такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет. Если же это все-таки произойдет, и в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина, что без сомнения повлечет восстановление на работе в судебном порядке. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время и за моральный ущерб56.
Одной из задач службы занятости населения является оказание содействия в трудоустройстве и социальной адаптации граждан, освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы, путем проведения лекционных мероприятий, направленных на ознакомление с положением на рынке труда области, оказания профконсультационных услуг, информирования о предоставляемых службой занятости населения государственных услугах, ознакомления с банком вакансий рабочих мест. Поэтому граждане данной категории, вместо того, чтобы доказывать факт дискриминации в суде, все чаще обращаются в Министерства занятости населения, чтобы те в свою очередь помогли им трудоустроиться. Наглядно это можно увидеть на примере отчета Министерства труда, занятости и миграции саратовской области.
Так, за 2009 год в органы службы занятости населения поставлено на учет 375 чел. из числа граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Удалось трудоустроить только 37,6% лиц данной категории из числа граждан, освобожденных из мест лишения свободы (см. Таблицу 9).
Таблица 9 - Численность поставленных и трудоустроенных граждан, вышедших из мест лишения свободы Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области за 2007-2009гг. (чел.)*
Категория |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Лица, вышедшие из мест лишения свободы, поставленные на учет |
197 |
194 |
375 |
289 |
Трудоустроенные лица, вышедшие из мест лишения свободы |
94 |
78 |
141 |
123 |
* Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Отчета Министерства занятости, труда и миграции «Об осуществлении переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения в 2010 году».
В 2010 году ГУ ЦЗН городов и районов области поставлено на учет 289 чел. из числа граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Удалось трудоустроить 42,6% лиц данной категории из числа граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Если в 2011 году на учете состояло 322 гражданина, вышедших из мест лишения свободы, то на 01.03 2012 года их количество достигло 472 человека. За январь-февраль 2012 года в службу занятости обратилось 54 человека, 11 из них уже трудоустроено.
Ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий. В 2010 году было проведено 11 ярмарок с участие лиц, вышедших из мест лишения свободы. А в 2011 году – 9 ярмарок подобного рода.
В связи с дискриминацией
лиц, вышедших из мест лишения свободы
на рынке труда, уровень психологической
напряженности данной категории
увеличивается. Если в 2009 году услугой
по психологической поддержке
Работодатель дискриминирует лиц, вышедших из мест лишения свободы, несмотря на то, что у большинства из них, также как и у других групп людей, имеется и образование и профессия.
В апреле 2010 г. Министерством был организован мониторинг социально-профессионального состава и трудовых намерений граждан, находящихся в учреждениях исполнения наказаний. В нем приняли участие 336 человек (см. Рисунок 15).
Рисунок 15 – Образовательная структура граждан, находящихся в учреждениях исполнения наказаний (%)57
По уровню образования большая часть респондентов имеет среднее образование – 34,4% опрошенных. Высшее образование имеет достаточно небольшое количество осужденных – 1,8% опрошенных.
Выходит, что имеют образование 93,5% опрошенных респондентов.
Также большинство осужденных
имеют профессию (72,0%), при этом одну
специальность имеют 77,7%, 1-2 профессии
имеют 15,4% респондентов, имеют более
2 специальностей 4,8% опрошенных. Не имеют
специальности минимальное
В 2011 г. значительно сократилось число осужденных, не имеющих специальности, – на 18,1 процентных пункта, одновременно с этим повышается численность осужденных, имеющих 1-2 профессии, на 5,6 процентных пункта.
В феврале 2011 года Министерством
была издана брошюра по результатам
мониторинга готовности работодателей
Саратовской области к
В социологическом исследовании на определение готовности работодателей принять на работу граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний, приняло участие 46 районов Саратовской области и 453 работодателя. Анкетирование проводилось выборочным методом среди перспективных работодателей районов, согласившихся принять участие в опросе.
Информация о работе Дискриминация на региональном рынке труда