Дискриминация на региональном рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа

Описание

Главной составляющей частью рынка труда являются трудовые отношения, которые занимают в жизни людей важное место, так как каждый человек на рынке труда – это работник или работодатель. Изучение принципов функционирования рынка труда позволяет понять множество социально-экономических проблем и явлений, анализировать последствия уже принятых или еще обсуждаемых политических решений в сфере трудовых отношений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………..8
Понятие и виды дискриминации на рынке труда……………..……..8
Модели дискриминации на рынке труда……………………………19
Причины и экономические последствия дискриминации
на рынке труда………………………………………………………...26
Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………………33
Характеристика рынка труда Саратовской области………………..33
Дискриминация по полу и возрасту на региональном рынке труда…………………………………………………………………...41
Дискриминация инвалидов и лиц, вышедших из мест лишения
свободы на рынке труда Саратовской области……………………..53
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА…...…………………………………..64
3.1 Практика регулирования дискриминации в развитых странах…….64
3.2 Направления регулирования дискриминации на рынке труда
Саратовской области……………………………………………….....73
Заключение………………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ……………..................................................89
Приложения………………………………………………………………………..101

Работа состоит из  1 файл

Primer_raboty.docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Таким образом, дискриминация на рынке  труда – явление достаточно сложное  и неоднозначное, проявляющееся  в различных формах и видах, кроме  того в экономической литературе широко представлены модели дискриминации  на рынке труда, которые и будут  рассмотрены ниже.

 

 

 

 

    1. Модели дискриминации на рынке труда

 

 Модели дискриминации на рынке труда наглядно дают понять, как отношение разных участников рынка труда к двум разным группам работников влияет на заработную плату и продвижение по службе этих самых работников. В моделях рассматриваются дискриминируемая и недискриминируемая группы работников. Предполагается также, что представители данных групп обладают одинаково равной производительностью труда,  то есть имеет место предположение о том, что труд этих двух групп взаимозаменяемый. Основные модели дискриминации представлены на Рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Модели дискриминации16

 

Одной из первых моделей  дискриминации считается модель склонности к дискриминации, которая  была создана Г.Беккером. Данная модель предполагает, что работодатель может  иметь склонность к дискриминации  каких-либо групп работников. Беккер считал, что дискриминация возникает  тогда, когда у агентов рынка  труда есть собственные предпочтения17.

Согласно теории Беккера, издержки от дискриминационного отношения  несет как дискриминируемый, так  и сам дискриминатор. Получается следующая ситуация на рынке труда  в данном случае: чтобы нанять работников определенной группы, которая будет  удовлетворять предпочтения нанимателя, работодатель должен предложить им заработную плату выше рыночной, так как количество претендентов на данную вакансию будет  значительно меньше, чем у тех  работодателей, которые не дискриминируют работников. Эта разница в цене и является той платой, которую  требуется выплатить дискриминирующему  работодателю за свои личные предпочтения.

В модели дискриминации Беккера  производительность труда у двух групп равна, дискриминируемая и  недискриминируемая группы считаются  абсолютно взаимозаменяемыми.

Из модели склонности к  дискриминации следует, что дискриминация, которая основана на склонностях  и предубеждениях, приводит к тому, что работодатель максимизирует  уже не прибыль, а полезность, зависящую  от прибыли и найма дискриминируемых работников.

Модель имеет следующие  следствия18:

  • наем дискриминируемых работников дискриминирующими работодателями будет происходить только тогда, когда их заработная плата будет меньше заработной платы недискриминируемых работников;
  • величина разрыва в заработной плате, при которой станет возможным наем работников дискриминируемой группы, определяется

коэффициентом дискриминации (d):

 

                                          d = W1/ W2 – 1,                                                   (1)

где W1 – заработная плата работников недискриминируемой группы,

W2 – заработная плата работников дискриминируемой группы.

  • чем больше дифференциация заработной платы, тем больше работников дискриминируемой группы будет нанято;
  • чем менее взаимозаменяемы в процессе производства работники дискриминируемой и недискриминируемой групп, тем больше работников дискриминируемой группы будет нанято.

Главным выводом из модели склонности к дискриминации является тот, что дискриминирующий работодатель будет нести дополнительные издержки. А  в условиях совершенной конкуренции  – будет  вытесняться с рынка  недискриминирующими работодателями. Но до того момента, когда это произойдет, дискриминация на рынке труда  так и будет существовать, выражаясь  в меньшей заработной плате работников дискриминируемой группы.

Широко известна и модель статистической дискриминации, над  которой работал К. Эрроу. Он считал, что дискриминация труда выражается в оценке личных качеств работника, которые вовсе не зависят от производительности труда.

В модели дискриминации Эрроу  говорится, что работодатель старается  минимизировать свои издержки на информацию и вследствие этого формирует  определенные этнические стереотипы о  личных характеристиках работников. Таким образом, дискриминация возникает  из-за стремления работодателя свести к минимуму трансакционные и информационные издержки.

Так как белые работники  не желают работать под контролем  черных работников, последним в свою очередь приходится занимать низкооплачиваемые  рабочие места. А это ведет  к снижению производительности труда  и заработной платы темнокожих работников. В это время белые работники  занимают высокооплачиваемые рабочие  места, которые закрыты для темнокожих работников. Заработная плата белых  работников повышается из-за того, что  сокращается предложение труда  на высокооплачиваемые места19.

В целом понятие статистической дискриминации можно определить как дискриминацию работников на основе средних характеристик, присущих той или иной группе людей, в которую  входит данный работник.

Теория статистической дискриминации  исходит из того, что20:

  • существует несовершенство информации;
  • работники делятся на группы по своей производительности;
  • издержки на индивидуальный отбор работников, на выяснение их производительности высоки;
  • работодателю известны усредненные данные о производительности в каждой группе;
  • существуют видимые, не требующие издержек для их выяснения характеристики (пол, возраст, национальность и т. д.), свидетельствующие о принадлежности работников к той или иной группе.

Тогда при отборе работника  работодатель, ориентируясь на видимые  характеристики работника, будет делать вывод о его производительности труда и устанавливать заработную плату, соответствующую средней для данной группы.

Рощиным С.Ю. в книге «Экономика труда: экономическая теория труда» упоминается еще о двух моделях  дискриминации.

Одно из объяснений дискриминационных  различий в заработной плате дает, например,  модель дискриминирующей монопсонии на рынке труда. В данной модели говорится, что эластичность предложения труда у разных групп  работников различна, и отсутствует  мобильность работников между группами.

Основным критерием дискриминирующей монопсонии является тот, что работодатель-монопсонист  платит работникам неодинаковую заработную плату. Когда же заработная плата  каждого работника равна цене предложения его труда, то имеет  место быть совершенной дискриминации21.

Существует модель профессиональной сегрегации, или модель «столпотворения». Сегрегация возникает в случае существования  дискриминационных барьеров для  мобильности рабочей силы. Профессиональная сегрегация – это неравномерное  распределение групп работников по профессиям.

В основе данной модели лежат  следующие предпосылки22:

  • на рынке труда существуют две группы работников, одинаковые по своей производительности и рабочим характеристикам;
  • для дискриминируемой группы работников часть рабочих мест является недоступной, межпрофессиональная мобильность для этой группы ограничена.

Таким образом, в результате профессиональной сегрегации работники  недискриминируемой группы получают более  высокую заработную плату за счет работников дискриминируемой группы, однако последние не получают заработную плату меньше своего предельного  продукта. Проблема заключается в  том, что они сосредоточены в  определенных профессиях, рынок труда  не имеет из-за дискриминации совершенной  мобильности, поэтому из-за избыточности предложения равновесие достигается  при низких значениях заработной платы.

Рассмотренные теории дискриминации  имеют свои преимущества и недостатки. Также существует еще одна модель, разработанная Л.И. Рогавичене, которая  опирается на различные и более  реалистичные предположения, чем те, которые лежат в основе классических теорий дискриминации.

Автор считает, что дискриминация  возникает вследствие того, что работодатели стремятся максимизировать свою полезность, которая является положительной  функцией от прибыли, найма работников недискриминируемой группы23.

В модели изначально предполагается, что работники дискриминируемой и недискриминируемой групп имеют  одинаковую производительность труда  и совершенно заменяемы в производстве.

Основное положение модели очевидно и заключается в следующем: когда возникает дискриминация  в оплате труда, представители дискриминируемой группы становятся менее производительными, чем представители недискриминируемой группы. В результате чего, найм недискриминирующими  работодателями работников с более  низкой оплатой труда уже перестает  давать конкурентное преимущество. Различия в оплате труда становится равновесным  решением, и оно уже не может  быть устранено в результате конкуренции.

В данной модели сделано  допущение, что в отдельных случаях  дискриминация труда имеет положительный  экономический результат и должна быть воспроизводима. Такой вывод  был сделан вследствие того, что  она позволяет в условиях экономического спада и нестабильности выстоять в конкурентной борьбе отдельным  отраслям.

Снижение дискриминации  труда согласно модели Л.И. Рогавичене должно отразиться на следующих факторах.

  1. При принятии решений о найме, увольнении, продвижении по карьерной лестнице изменится соотношение между дискриминируемой и недискриминируемой группами работников в пользу первых.
  2. Повысится мотивация работников, ранее относящихся к дискриминируемой группе, увеличивать свою производительность.
  3. Усилится конкуренция между работниками обеих групп, повышая их профессиональную подготовку и трудовые навыки.
  4. Изменится перераспределение доходов между работниками, и в результате этого произойдет уменьшение дифференциации доходов населения.
  5. Изменится перераспределение доходов между членами домохозяйств (как внутри домохозяйства, так и между домохозяйствами с разной структурой), что влечет за собой изменение их экономической зависимости.
  6. Повысится экономическая активность ранее дискриминируемых групп и снизится экономическая активность ранее не дискриминируемых групп.
  7. Изменится значение и структура выпуска в результате изменения относительных цен фактора производства труда.
  8. Улучшится благосостояние отдельного домохозяйства и общее благосостояние населения, а значит и экономики страны в целом.

Один из главных выводов  данной модели заключается в том, что дискриминирующий работодатель в краткосрочном периоде будет  получать дополнительную прибыль. Но в  условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде работодатель, использующий при производстве такой  труд, будет терять преимущество. За счет того, что фирма остается на уровне прежних технологий, снижается  производительность дискриминируемых работников, и как следствие, возможно, повышаются ее издержки производства, снижается ее конкурентоспособность. До того как это произойдет, дискриминация  на рынке труда будет сохраняться  и выражаться в меньшей заработной плате работников дискриминируемой группы24.

Существующие модели дискриминации  подробно описывают поведение дискриминирующих работодателей и дискриминируемых работников на рынке труда.

 

    1. Причины и экономические последствия дискриминации на рынке труда

 

Дискриминацию на рынке труда  можно считать следствием существующей в России системы трудовых отношений. Дискриминация имеет определенные причины, которые можно свести в  три группы (см. Рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Причины дискриминации  по группам25

 

Социальные причины  порождаются в результате предубеждений  одних групп людей против других. Социальные причины дискриминации  являются следствием наличия в обществе неформальных норм, которые способствуют лояльному отношению к фактам дискриминации.

Правовые причины  дискриминации главным образом  связаны с законодательством, вернее с его недостатками, которые заключаются  в том, что достаточно сложно выявить дискриминационную практику и наложить взыскания за применение дискриминации.

Экономические причины  дискриминации объясняют существование  дискриминации тем, что работодатель имеет возможность получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек на работников.

Экономические причины  дискриминации можно также классифицировать (см. Рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Классификация  экономических причин дискриминации26

 

Субъективные причины  зависят от самого дискриминирующего  субъекта. Основой для данных причин являются предпочтения и предрассудки. Они и подталкивают агента рынка  труда к дискриминации. Предпочтения и предрассудки, в свою очередь, возникают  из-за стереотипов общества. Например, из-за влияния средств массовой информации. Зачастую СМИ представляют успешного  человека в роли мужчины среднего возраста, со здоровым цветом лица и  спортивного телосложения. Молодежь в СМИ представлена в основном без четких целей и ориентиров в жизни, женщины показаны зачастую в походах по магазинам или  домашних делах, а лица пожилого возраста – в здоровом отдыхе и заботе о внуках. Все это навязывает людям  определенную картину устройства жизни.

Информация о работе Дискриминация на региональном рынке труда