Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа
Главной составляющей частью рынка труда являются трудовые отношения, которые занимают в жизни людей важное место, так как каждый человек на рынке труда – это работник или работодатель. Изучение принципов функционирования рынка труда позволяет понять множество социально-экономических проблем и явлений, анализировать последствия уже принятых или еще обсуждаемых политических решений в сфере трудовых отношений.
Введение …………………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………..8
Понятие и виды дискриминации на рынке труда……………..……..8
Модели дискриминации на рынке труда……………………………19
Причины и экономические последствия дискриминации
на рынке труда………………………………………………………...26
Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………………33
Характеристика рынка труда Саратовской области………………..33
Дискриминация по полу и возрасту на региональном рынке труда…………………………………………………………………...41
Дискриминация инвалидов и лиц, вышедших из мест лишения
свободы на рынке труда Саратовской области……………………..53
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА…...…………………………………..64
3.1 Практика регулирования дискриминации в развитых странах…….64
3.2 Направления регулирования дискриминации на рынке труда
Саратовской области……………………………………………….....73
Заключение………………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ……………..................................................89
Приложения………………………………………………………………………..101
Таким образом, дискриминация на рынке труда – явление достаточно сложное и неоднозначное, проявляющееся в различных формах и видах, кроме того в экономической литературе широко представлены модели дискриминации на рынке труда, которые и будут рассмотрены ниже.
Модели дискриминации на рынке труда наглядно дают понять, как отношение разных участников рынка труда к двум разным группам работников влияет на заработную плату и продвижение по службе этих самых работников. В моделях рассматриваются дискриминируемая и недискриминируемая группы работников. Предполагается также, что представители данных групп обладают одинаково равной производительностью труда, то есть имеет место предположение о том, что труд этих двух групп взаимозаменяемый. Основные модели дискриминации представлены на Рисунке 5.
Рисунок 5 – Модели дискриминации16
Одной из первых моделей дискриминации считается модель склонности к дискриминации, которая была создана Г.Беккером. Данная модель предполагает, что работодатель может иметь склонность к дискриминации каких-либо групп работников. Беккер считал, что дискриминация возникает тогда, когда у агентов рынка труда есть собственные предпочтения17.
Согласно теории Беккера,
издержки от дискриминационного отношения
несет как дискриминируемый, так
и сам дискриминатор. Получается
следующая ситуация на рынке труда
в данном случае: чтобы нанять работников
определенной группы, которая будет
удовлетворять предпочтения нанимателя,
работодатель должен предложить им заработную
плату выше рыночной, так как количество
претендентов на данную вакансию будет
значительно меньше, чем у тех
работодателей, которые не дискриминируют
работников. Эта разница в цене
и является той платой, которую
требуется выплатить
В модели дискриминации Беккера производительность труда у двух групп равна, дискриминируемая и недискриминируемая группы считаются абсолютно взаимозаменяемыми.
Из модели склонности к
дискриминации следует, что дискриминация,
которая основана на склонностях
и предубеждениях, приводит к тому,
что работодатель максимизирует
уже не прибыль, а полезность, зависящую
от прибыли и найма
Модель имеет следующие следствия18:
коэффициентом дискриминации (d):
где W1 – заработная плата работников недискриминируемой группы,
W2 – заработная плата работников дискриминируемой группы.
Главным выводом из модели
склонности к дискриминации является
тот, что дискриминирующий работодатель
будет нести дополнительные издержки.
А в условиях совершенной конкуренции
– будет вытесняться с рынка
недискриминирующими
Широко известна и модель статистической дискриминации, над которой работал К. Эрроу. Он считал, что дискриминация труда выражается в оценке личных качеств работника, которые вовсе не зависят от производительности труда.
В модели дискриминации Эрроу говорится, что работодатель старается минимизировать свои издержки на информацию и вследствие этого формирует определенные этнические стереотипы о личных характеристиках работников. Таким образом, дискриминация возникает из-за стремления работодателя свести к минимуму трансакционные и информационные издержки.
Так как белые работники не желают работать под контролем черных работников, последним в свою очередь приходится занимать низкооплачиваемые рабочие места. А это ведет к снижению производительности труда и заработной платы темнокожих работников. В это время белые работники занимают высокооплачиваемые рабочие места, которые закрыты для темнокожих работников. Заработная плата белых работников повышается из-за того, что сокращается предложение труда на высокооплачиваемые места19.
В целом понятие статистической дискриминации можно определить как дискриминацию работников на основе средних характеристик, присущих той или иной группе людей, в которую входит данный работник.
Теория статистической дискриминации исходит из того, что20:
Тогда при отборе работника работодатель, ориентируясь на видимые характеристики работника, будет делать вывод о его производительности труда и устанавливать заработную плату, соответствующую средней для данной группы.
Рощиным С.Ю. в книге «Экономика труда: экономическая теория труда» упоминается еще о двух моделях дискриминации.
Одно из объяснений дискриминационных различий в заработной плате дает, например, модель дискриминирующей монопсонии на рынке труда. В данной модели говорится, что эластичность предложения труда у разных групп работников различна, и отсутствует мобильность работников между группами.
Основным критерием
Существует модель профессиональной сегрегации, или модель «столпотворения». Сегрегация возникает в случае существования дискриминационных барьеров для мобильности рабочей силы. Профессиональная сегрегация – это неравномерное распределение групп работников по профессиям.
В основе данной модели лежат следующие предпосылки22:
Таким образом, в результате профессиональной сегрегации работники недискриминируемой группы получают более высокую заработную плату за счет работников дискриминируемой группы, однако последние не получают заработную плату меньше своего предельного продукта. Проблема заключается в том, что они сосредоточены в определенных профессиях, рынок труда не имеет из-за дискриминации совершенной мобильности, поэтому из-за избыточности предложения равновесие достигается при низких значениях заработной платы.
Рассмотренные теории дискриминации имеют свои преимущества и недостатки. Также существует еще одна модель, разработанная Л.И. Рогавичене, которая опирается на различные и более реалистичные предположения, чем те, которые лежат в основе классических теорий дискриминации.
Автор считает, что дискриминация возникает вследствие того, что работодатели стремятся максимизировать свою полезность, которая является положительной функцией от прибыли, найма работников недискриминируемой группы23.
В модели изначально предполагается, что работники дискриминируемой и недискриминируемой групп имеют одинаковую производительность труда и совершенно заменяемы в производстве.
Основное положение модели
очевидно и заключается в следующем:
когда возникает дискриминация
в оплате труда, представители дискриминируемой
группы становятся менее производительными,
чем представители
В данной модели сделано
допущение, что в отдельных случаях
дискриминация труда имеет
Снижение дискриминации труда согласно модели Л.И. Рогавичене должно отразиться на следующих факторах.
Один из главных выводов данной модели заключается в том, что дискриминирующий работодатель в краткосрочном периоде будет получать дополнительную прибыль. Но в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде работодатель, использующий при производстве такой труд, будет терять преимущество. За счет того, что фирма остается на уровне прежних технологий, снижается производительность дискриминируемых работников, и как следствие, возможно, повышаются ее издержки производства, снижается ее конкурентоспособность. До того как это произойдет, дискриминация на рынке труда будет сохраняться и выражаться в меньшей заработной плате работников дискриминируемой группы24.
Существующие модели дискриминации
подробно описывают поведение
Дискриминацию на рынке труда
можно считать следствием существующей
в России системы трудовых отношений.
Дискриминация имеет
Рисунок 6 – Причины дискриминации по группам25
Социальные причины порождаются в результате предубеждений одних групп людей против других. Социальные причины дискриминации являются следствием наличия в обществе неформальных норм, которые способствуют лояльному отношению к фактам дискриминации.
Правовые причины дискриминации главным образом связаны с законодательством, вернее с его недостатками, которые заключаются в том, что достаточно сложно выявить дискриминационную практику и наложить взыскания за применение дискриминации.
Экономические причины
дискриминации объясняют
Экономические причины
дискриминации можно также
Рисунок 7 – Классификация экономических причин дискриминации26
Субъективные причины зависят от самого дискриминирующего субъекта. Основой для данных причин являются предпочтения и предрассудки. Они и подталкивают агента рынка труда к дискриминации. Предпочтения и предрассудки, в свою очередь, возникают из-за стереотипов общества. Например, из-за влияния средств массовой информации. Зачастую СМИ представляют успешного человека в роли мужчины среднего возраста, со здоровым цветом лица и спортивного телосложения. Молодежь в СМИ представлена в основном без четких целей и ориентиров в жизни, женщины показаны зачастую в походах по магазинам или домашних делах, а лица пожилого возраста – в здоровом отдыхе и заботе о внуках. Все это навязывает людям определенную картину устройства жизни.
Информация о работе Дискриминация на региональном рынке труда