Дискриминация на региональном рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:21, дипломная работа

Описание

Главной составляющей частью рынка труда являются трудовые отношения, которые занимают в жизни людей важное место, так как каждый человек на рынке труда – это работник или работодатель. Изучение принципов функционирования рынка труда позволяет понять множество социально-экономических проблем и явлений, анализировать последствия уже принятых или еще обсуждаемых политических решений в сфере трудовых отношений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………..8
Понятие и виды дискриминации на рынке труда……………..……..8
Модели дискриминации на рынке труда……………………………19
Причины и экономические последствия дискриминации
на рынке труда………………………………………………………...26
Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………………………………………33
Характеристика рынка труда Саратовской области………………..33
Дискриминация по полу и возрасту на региональном рынке труда…………………………………………………………………...41
Дискриминация инвалидов и лиц, вышедших из мест лишения
свободы на рынке труда Саратовской области……………………..53
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА…...…………………………………..64
3.1 Практика регулирования дискриминации в развитых странах…….64
3.2 Направления регулирования дискриминации на рынке труда
Саратовской области……………………………………………….....73
Заключение………………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ……………..................................................89
Приложения………………………………………………………………………..101

Работа состоит из  1 файл

Primer_raboty.docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Дискриминирующий  работодатель, применяя тщательный отбор, соответствующий его предпочтениям, вынужден терять часть прибыли. Это  происходит из-за того, что он вынужден предлагать работникам из предпочитаемой им группы заработную плату выше рыночной. Этим он отсекает ту часть рынка  труда, на котором находятся дискриминируемые им работники. Выходит, что чем больше работодатель дискриминирует работников, тем большие потери прибыли он несет.

Объективные причины  дискриминации – это причины, которые не зависят от дискриминирующего  субъекта. Предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке  труда, вынуждено любыми способами  минимизировать издержки. Одним выходом  из этой ситуации является сокращение расходов на заработную плату работникам.

К объективной причине  дискриминации можно отнести  стремление работодателя нанять работников, которым можно платить меньшую  заработную плату за ту же самую  работу, чем обычным работникам. Это подкрепляется тем, что существуют такие группы работников, которым  можно платить меньше. За счет снижения издержек производства предприятие  становится более конкурентоспособным. Высокооплачиваемые работники могут  привести к снижению этой конкурентоспособности.

Согласно модели статистической дискриминации для  работодателя это выгодно, потому что  он экономит на отборе персонала, используя  для своих предпочтений характеристику группы людей в целом. Однако в результате статистической дискриминации может произойти ошибка в выборе кандидата на рабочее место. Следствием этого может являться снижение прибыли предприятия.

Для существования  дискриминации на рынке труда  необходимо, чтобы имело место  следующее условие: дискриминирующий агент рынка труда должен нести  меньшие издержки, чем недискриминирующий. На современном рынке труда распространенна  дискриминация, что доказывает выполнение данного условия.

Дискриминация труда  ведет к серьезным экономическим  последствиям.

Дискриминация создает  отрицательную атмосферу на рабочем  месте, заставляет работника усомниться в своем профессионализме, что  ведет к снижению целеустремленности. Дискриминация труда создает  стрессовые ситуации, снижается как  мотивация к труду, так и производительность труда. В обществе происходит укрепление предрассудков и стереотипов.

Если дискриминация  долговременна, то она может привести к бедности, социальному расслоению общества, к не полному использованию  трудовых ресурсов страны. Эти показатели в целом способствуют  спаду  экономического роста государства.

Если активно  заняться искоренением дискриминации  в сфере труда, то это может  послужить устранению дискриминации  и в других сферах жизни. Будет  формироваться более демократичные  рынки труда. А это может привести к повышению конкурентоспособности  предприятий. Если производственные ресурсы  и образовательные возможности  будут равномерно распределены между  группами населения, то, как следствие, может произойти увеличение производительности труда и экономического роста.

Основные последствия  дискриминации на рынке труда на макроуровне представлены на Рисунке 8.

 


Рисунок 8 – Последствия  дискриминации на макроуровне27

 

Как уже отмечалось ранее, работодателю-дискриминатору удобнее  нанять на работу низкооплачиваемых  работников, чтобы снизить издержки фирмы. Снижая расходы на заработную плату, понижается и себестоимость  продукции. В итоге происходит увеличение доходов фирмы.

В краткосрочном  периоде за счет снижения издержек, предприятие повышает свою конкурентоспособность.  В долгосрочном же периоде фирма  остается на уровне прежних технологий, что приводит к снижению ее конкурентоспособности, а также возможно и к росту  издержек производства.

Существование дискриминации  в России в настоящее время влечет ряд  последствий.

  1. От дискриминации в сфере труда проигрывают работники низкой квалификации, и выигрывают высококвалифицированные работники. Высококвалифицированные работники, получая высокие заработные платы, практически защищены от конкуренции, в то время как конкуренция между работниками низкой квалификации возрастает.
  2. Из-за существования дискриминации рынки труда по-прежнему остаются малоконкурентными. Так как конкуренция у высокооплачиваемых работников низкая, то у них слабо развито стимулирование повышения собственных профессионализма и навыков. В результате они иногда не подтверждают ожиданий работодателя, и он вынуждении приглашать на работу иностранных работников.

Сохранение дискриминации  на рынке труда заставляет задуматься над тем, что меры по ее устранения не являются эффективными. Антидискриминационная  политика не функционирует в полной мере. Удается пресечь лишь редкие факты дискриминации, которые не способствуют ее полному уничтожению.

Экономические последствия дискриминации  оцениваются негативно, так как  из-за дискриминации происходит неэффективное  распределение ресурсов, которое  не соответствует законам рыночной экономики.

Экономическое развитие тормозят не только экономические последствия  дискриминации, а также социальные и политические. Например, происходит разрушение общественных нравов из-за неравного отношения к расовым  меньшинствам, порождающего нетерпимость и несправедливость. А это в  свою очередь может привести к  политическим проблемам.

Работодатели  воспринимают трудовую дискриминацию  как средство защиты от дискриминируемых ими работников. Например, чаще предпочитают брать на работу мужчин, а не женщин, потому что ими легче управлять, они более зависимы от работы.

Гендерная дискриминация зачастую может привести к психологическим проблемам женщин. Проводится психологическая поддержка безработных, испытывающих стрессовое состояние, болезненные переживания и беспокойство, вызванные препятствиями при трудоустройстве.

Например, в Саратовской области в 2010 году услугу по психологической поддержке получили 2790 безработных граждан,  из которых женщины составили 1956 человек (70,1%). В 2011 году соответственно - 3717 и 2423 человека, то есть наблюдается печальная тенденция увеличения числа безработных, нуждающихся в психологической помощи.

Дискриминация порождает бедность, слабость правовой системы, озлобление людей и т.д. Дискриминация порождает  неравенство в доходах и средствах, которое не позволяет в полной мере действовать антидискриминационной политике. Все это может привести к политической нестабильности и социальным волнениям, а вследствие всего этого и к спаду экономического роста страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ   ТРУДА

 

 

2.1. Характеристика  рынка труда Саратовской области

 

В последние годы рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей, что способствовало увеличению численности занятого населения (см. Рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Динамика занятости населения за 2008-2010 гг.28

 

Положительные изменения в сфере  занятости обусловили снижение общей  численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ (см. Рисунок 10).

Рисунок 10 – Динамика общей безработицы в 2008 – 2010 гг.29

 

В декабре 2008 года уровень безработицы  составлял 7,9%, в декабре 2009 года – 6,6%, а в декабре 2010 года – 5,9%. Происходило  систематическое снижение уровня безработицы.

В 2001 году эта тенденция продолжилась. В январе 2011 года уровень безработицы увеличился до 6,1%, но к декабрю этот показатель снизился на 0,4% и составил 5,7%. Общая численность безработных сократилась с 84,3 тыс. чел. в январе 2011 года до 76,2 тыс. чел. в декабре 2011 года (см. Рисунок 11).

 

Рисунок 11 - Динамика общей безработицы в 2011 году30

Подобная тенденция  наблюдалась и по численности  безработных, зарегистрированных в  органах службы занятости Саратовской  области. С марта 2010 года численность таких безработных начала снижаться и на 1.01.2011 года составила 18699 чел., что на 30,5% меньше, чем на 1.01.2010 года (см. Рисунок 12).

 

Рисунок 12 - Изменение  численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в 2009 – 2010 гг.31

 

Снижение  численности зарегистрированных безработных  отмечалось в 39 районах области, наиболее значительное - в Балаковском (на 64,2%), Ершовском (на 54,0%), Питерском (на 45,1%) муниципальных  районах, а также в Кировском (на 45,8%) и Волжском (на 44,4%) районах г. Саратова.

Увеличение  численности безработных произошло  в Турковском (на 50,7%),  Федоровском (на 31,4%), Духовницком (на 5,0%), Ал-Гайском (на 4,6%), Советском (на 1,6%) районах области, а также в ЗАТО Светлый (на 10,2%).

Численность граждан, имеющих официальный  статус безработного, на 1.01.2012 года составила 17461 чел., что на 6,6% меньше, чем  на 1.01.2011 года.

Уровень регистрируемой безработицы  намного ниже показателя уровня безработицы, рассчитанного по методологии МОТ. Однако показатель уровня регистрируемой безработицы снизился с 2,1% в 2009 г. до 1,2% в 2011 г., в г. Саратове – с 1,7% в 2009 г. до 0,9% в 2011 г. (см. Рисунок 13).

 

Рисунок 13 – Изменение уровня регистрируемой безработицы 

за 2009-2011 гг.32

 

Еженедельный мониторинг увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, а также неполной занятости работников, показал следующее.  На 1 января 2011 года численность работников, предполагаемых к высвобождению в январе-марте 2011 года составила 3,4 тыс. чел. (на 793 чел. или 19,1% меньше, чем на 1 января 2010 года), из которых 2,1 тыс. чел. может обратиться в службу занятости.

На начало 2012 года в режиме неполной занятости работали 2,2 тыс. чел., что на 6,4 тыс. чел. или в 3,9 раза меньше, чем на 1.01.2011 года. В простое по инициативе администрации находились 0,1 тыс. чел., в режиме неполного рабочего времени работали 0,3 тыс. чел., неполной рабочей недели - 1,8 тыс. чел.

Снижалась и общая численность работников, уволенных с предприятий области по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата. Если в 2010 году она составила 10,8 тыс. чел. (68,1% от запланированных к высвобождению), что в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период 2009 года, то в 2011 году – 8,9 тыс. чел. (52,6 % от запланированных к высвобождению), что на 17,3 % меньше, чем в 2010 году.

Основная доля работников в 2010 году была высвобождена из организаций  бюджетной сферы (43%), в том числе, образования – 18%, здравоохранения – 13%, государственного управления и обеспечения военной безопасности – 12%, обрабатывающих производств – 17%, транспорта и связи – 12%.

На 1 января 2011 года в режиме неполной занятости  работали 8,7 тыс. чел., что на 17,6 тыс. чел. или в 3,0 раза меньше, чем на начало 2010 года (26,3 тыс. чел.). В простое по инициативе администрации  находились 0,6 тыс. чел., в режиме неполного  рабочего времени работали 2,9 тыс. чел., неполной рабочей недели - 5,2 тыс. чел.

Основную долю предприятий, работающих в режиме неполной занятости  в 2010 году, составляли предприятия промышленности – 68,5 % и сельского хозяйства – 17,4 %.

Изменился состав безработных граждан по основаниям незанятости и уровню образования. На 1 января 2011 года 43,3% зарегистрированных безработных составляли  граждане, уволившиеся по собственному желанию, и 28,5%  -  уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращения численности или штата работников организации (на 1 января  2010 года -  38,5%  и  31,7% соответственно).

В образовательной структуре  безработных в 2010 году отмечалась тенденции к увеличению доли безработных с высшим профессиональным образованием (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Образовательная структура безработных в Саратовской области  (%)*

Безработные, которые

2009 год

2010 год

2011 год

имеют высшее профессиональное образование

24,5

24,7

26

имеют среднее профессиональное образование

23,6

23

23,6

имеют начальное профессиональное образование

16,7

15,4

15,7

не имеют профессионального образования

35,3

36,9

34,7


*Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Отчета Министерства занятости, труда и миграции «Об осуществлении переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения в 2011 году».

 

Безработица в большей степени имела временный  характер. Из 18,7 тыс. безработных граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 года, 54,9% искали работу 4 мес. и менее (на 1 января 2010 года – 49,6%). Если в 2010 году средняя продолжительность безработицы составляла 5,0 месяцев, то в 2011 году средняя продолжительность безработицы сократилась до 4,9 месяцев.

Информация о работе Дискриминация на региональном рынке труда