Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание

3 этапа: дореволюционный, советский, современный (рыночный)
Оценка земли
Оценка недвижимости
Оценка предприятия (фабрики)
Оценка имущества

Работа состоит из  1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 211.07 Кб (Скачать документ)

Метод капитализации прибыли  используется при оценке предприятий, которые доказали свою «пригодность»  для отрасли, у которых финансовое положение стабильно и потоки доходов, также являются стабильными. Но в оценке бизнеса данный метод  применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин  прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства  оцениваемых предприятий

 

 

 

 

Тема 6. Сравнительный  подход в оценке стоимости предприятия.

    1. Сравнительный подход: сущность и применение методов для оценки различных объектов бизнеса.

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности  является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих  сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты. Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана  при наличии достаточно сформированного  рынка. Другими словами, наиболее вероятной  ценой стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходной фирмы, зафиксированная  рынком. Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов. Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем. Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом. В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки. 1. Метод компании-аналога(или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.) 2. Метод сделок(или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций). 3. Метод отраслевых коэффициентов.(Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.)

 

    1. Метод компаний-аналогов, его основные особенности и условия применения в оценке стоимости бизнеса

Основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. При оценке бизнеса базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций – оценка бизнеса. При оценке недвижимости базой для сравнения служит цена одного квадратного метра. Этапы оценки: 1.Сбор необходимой информации 2.Составление списка аналогичных предприятий 3.Финансовый анализ 4.Расчет ценовых мультипликаторов (Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.) 5.Выбор величины мультипликатора, который целесообразно применить к оцениваемой компании 6.Определение итоговой величины стоимости методом взвешивания промежуточных результатов 7.Внесение итоговых корректировок. Основные принципы отбора компании-аналога: Используется два типа информации: Рыночная (ценовая) информация; Финансовая информация. Факторы отбора: Отраслевое сходство; Размер; Перспективы роста; Финансовый риск; Качество менеджмента и т.д. Итоговый список аналогов: Должен включать не менее трех аналогичных компаний. Проводится сопоставление финансовых показателей оцениваемой компании и фирм-аналогов.   Составляется окончательное решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов    позволяет определить место оцениваемой компании среди аналогов.

 

    1. Ценовые мультипликаторы, их характеристика и условия применения для оценки стоимости предприятия.

Основным инструментом определения  рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор отражает соотношение  между рыночной ценой предприятия  и каким-либо его показателем, характеризующим  результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей  можно выбирать: ПРИБЫЛЬ, ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК, ДИВИДЕНДНЫЕ ВЫПЛАТЫ, ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ. Ценовой мультипликатор (ЦМ) рассчитывается по всем предприятиям-аналогам и по объекту оценки. Этапы расчета: Определить величину капитализации  или рыночную стоимость капитала компании-аналога. Цена акции умножается на кол-во акций в обращении. Вычислить соответствующие финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов. Может быть показатель финансовых результатов за последний отчетный год. В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные.К первому типу можно отнести мультипликаторы: 1. «Цена/прибыль». 2. «Цена/денежный поток».  3. «Цена/ дивидендные выплаты».4. «Цена/выручка от реализации».К моментным мультипликаторам относят:1. «Цена/балансовая стоимость».2. «Цена/ чистая стоимость активов».Выбор величины мулт. - Наиболее сложный и ответственный этап. Показатели должны быть наиболее близки по таким критериям, как: Структура балансового отчета; Отчеты о финансовых результатах; Значения финансовых коэффициентов. Наиболее объективно определение итоговой величины методом взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий , целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и соответственно стоимости свой вес.

 

    1. Метод сделок и метод отраслевых коэффициентов: сравнительный анализ, условия применения.

Метод сделок: ориентирован на цены приобретения предприятия (недвижимости) в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода – оценка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций. Метод сделок (продаж) позволяет определить стоимость многих активов предприятия. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании представляет собой скорректированную стоимость, скорректированную продажную цену аналогичного предприятия. Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам. Использование данного метода ограничено скудностью и ненадежностью данных о сопоставимых продажах. Метод отраслевых коэффициентов: Основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Данный метод пока не получил распространения на рынке РФ, т.к. отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка. Метод отраслевых коэффициентов называют также методом отраслевых соотношений или правилом "золотого сечения". Этот метод предполагает наличие отраслевых, достаточно стабильных, мультипликаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Затратный  подход к оценке бизнеса

    1. Затратный подход: сущность и методы, используемые для оценки стоимости бизнеса.

Имущественный (затратный) подход в оценке бизнеса рассматривает  стоимость предприятия с точки  зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Собственный капитал = Активы - Обязательства.

Главный признак затратного подхода - это поэлементная оценка, то есть оцениваемый имущественный комплекс расчленяется на составные части, делается оценка каждой части, а затем стоимость всего имущественного комплекса получают путем суммирования стоимостей его частей.

Базовая формула  в имущественном (затратном) подходе  является: Собственный капитал = Активы - Обязательства.

Данный поход  представлен двумя основными  методами:

    • методом чистых активов;
    • методом ликвидационной стоимости.

Сфера применения

Подход к оценке на основе затрат является наиболее приемлемым:

  • при оценке государственных объектов;
  • при расчете стоимости имущества,    которое предназначено   для   специального использования (без получения дохода) - это школы, больницы, здания почты культурные сооружения, вокзалы и т.д.;
  • при переоценке основных фондов для бухгалтерского учета;
  • при оценке в целях налогообложения и страхования при судебном разделе имущества;
  • при распродаже имущества на открытых торгах.

 

 

 

 

2.Метод стоимости  чистых активов и его основные  особенности при проведении оценки  стоимости предприятия и других  элементов бизнеса.

Это метод не требует идентификации  аналогов, а основывается только на данных оцениваемой фирмы. Суть: определяется рыночная стоимость активов путем коррекции данных баланса, из которой вычитается рыночная стоимость обязательств.

Расчёт стоимости чистых активов включает несколько этапов:

1. Изучается отчётный баланс и другая финансовая документация фирмы. Если финансовая документация не подтверждена аудитором, оценщик вправе сделать это сам или пригласить независимого аудитора. В баланс вносятся поправки. Составляется уточнённый баланс.

2. Составляется  так называемый экономический  баланс(элементы пассива и активы пересчитываются по рыночным ценам):

  • НМА значатся в активе баланса по цене приобретения за вычетом износа. В процессе составления эк.баланса определённая часть НМА может быть признана утратившими свою стоимость
  • Оценка стоимости материальных активов производится методами оценки недвижимости, оборудования и др.основных активов. Используется главным образом рыночный и затратный подход. Наиболее распространённым стандартом стоимости явл. стоимость замещения, учитыв. физ-ое, функ-ое, технич. И эк-ое устаревание;
  • Товарно-материальные запасы анализируются по результатам инвентаризации. Устаревшие неликвид запасы списыв-ся по ценам возможной реализации за вычетом издержек реализации.
  • Расходы буд периодов, если существует связанная с ними выгода, оцениваются по номинальной стоимости;
  • Дебиторская зад-сть анализируется с точки зрения вероятности и сроков ее получения. Если по деб зад-сти сок получения составляет неск месяцев то в эк-ом балансе следует привести её сумму к моменту оценки бизнеса.
  • Аналогично дебиторской зад-сти корректируется кредиторская зад-сть
  • Финансовые активы переоцениваются по курсам, действующим на момент оценки бизнеса. Если в состав фин активов оцениваемой компании входят акции др предприятий, не котирующиеся на бирже или на внебиржевом рынке, то оценщику следует оценить их стоимость одним из известных и описанных выше методов.
  • По методу избыточной прибыли выделяется  и оценивается гудвилл
  • Эк-ий баланс формируется путем изменения стоимости собственного капитала;

3. На основе  экономического баланса определяется  стоимость активов и стоимость  обязательств.

4. Стоимость предприятия  равна экономической стоимости  активов минус экономическая  стоимость обязательств.

 

 

3.Метод ликвидационной  стоимости и его сущность для  оценки стоимости бизнеса.

!!!

  • В целях определения стоимости объекта в состоянии банкротства или его возможности;
  • Если стоимость компании может быть выше при ликвидации, чем при продолжении деятельности.

Методика расчёта ликвидационной стоимости основан на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. Отличия от метода стоимости чистых активов определяются в состоянии предприятий.

 При расчетах ликвидационной стоимости исключается гудвилл, стоимость других НМА зачастую тоже оказывается равной нулю, т.к. покупатели могут отсутствовать.

Главное отличие состоит  в том, что для ликвидации активов  предприятие вынуждено платить  и снижать цену ниже рыночной стоимости  для обеспечения ликвидности. Из стоимости проданных активов  вычитается стоимость обязательств, издержки предприятия, комиссионные посредникам, налоги на продажу имущества. Все  доходы и издержки должны быть определены на момент оценки (дисконтированы)

 

4. Метод опционов  и условия его применения в  оценке стоимости бизнеса. (взято из Есипов)

Недостатки существующих подходов:

  1. при использовании затратного подхода нередко возникает противоречие, когда акции компании котируются на бирже и имеют определённую стоимость либо(если речь идёт об ЗАО) инвесторы покупают у акционеров их акции , хотя при этом стоимость компании ( кот. обычно заметно отличается от стоимости собств капитала), оцененная методом чистых активов, является отрицательной. Поскольку  в основе этого метода –затратный подход, то получается, что итогом оценки оказывается не стоимость действующего бизнеса, суммарная стоимость взятых порознь отдельных составляющих имущественного комплекса этого бизнеса.
  2. Метод ДДП косвенно предполагает, что фирмы держат реальные активы пассивно. В нём не учитывается опционы, заложенные в реальных активах, - опционы, которыми опытные менеджеры могут воспользоваться, чтобы получить преимущество. Достоинством применения опционных моделей при оценке компании заключается в том, что стоимость компаний зачастую является переменной величиной, зависящей от ряда внешних по отношению к их производственно-финансовым характеристикам условий. Именно такие величины целесообразно оценивать с использованием техники опционного ценообразования.

Информация о работе Конкуренция и монополия