Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует  в процессе разработки предложений  по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней  торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров. 

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом. 

Учитывая, что практически  не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение  тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов  трудно переоценить. Таможенное и налоговое  ведомства должны найти золотую  середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль  не работоспособна совсем, максимально  форсировать объем ввоза данного  товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического  значения - продовольствие, лекарства  и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали  закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские  производители в несколько раз  подняли цену. Хорошо, что это  последнее предприятие смогли восстановить Кудряшев А. Тариф: как много в этом слове // Экономика и жизнь.-1999. - № 48.- С. 44.. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения. 

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие: 

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета  за счет таможенных платежей. 

Защита отечественного рынка и создание возможностей для  развития национального производства. 

Создание необходимых  предпосылок, стимулирующих развитие

конкуренции. 

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров  Российской Федерации. 

Обеспечение решения  социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных  ситуаций и социальной напряженности. 

Очевидно, что при  разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. 

В настоящее время  проходит очередной (четвертый) цикл пересмотра ГС, который завершится 31 декабря 2006 года. В соответствии со взятыми Россией международными обязательствами к 1 января 2007 года ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД России должны быть приведены в соответствие с их международной основой - ГС (четвертое издание) Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

В процессе данной актуализации необходимо подготовить тексты новых  редакций ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС, систематизировать таможенный тариф Российской Федерации в соответствии с актуализированной ТН ВЭД России и утвердить его постановлением Правительства Российской Федерации, внести необходимые изменения в ряд нормативных правовых актов, содержащих коды ТН ВЭД, внести необходимые изменения в Пояснения к ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД России, ТН ВЭД ЕврАзЭС. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о ГС, межправительственного Соглашения о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. 

В международной  таможенной практике это - основа таможенных тарифов и статистики, мировой  стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать  процедуру взимания Таможенных платежей путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров. 

1.2. Нормативно-правовые  основы осуществления тарифного  регулирования в РФ 

При осуществлении  внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ посредством  таможенного регулирования и  регулируемой определенными нормами  и правилами. 

Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 30.1. 

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821. и в других правовых актах. 

Согласно Конституции  РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации. 

Круг общественных отношений, названный в Конституции  РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование  внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается  в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ. 

Таможенное регулирование  в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ. 

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством  таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела. 

Система мер таможенного  и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным  законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923.. 

Следующим звеном правового  регулирования в рассматриваемой  сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято  большое количество решений, связанных  с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов. 

Разработку соответствующих  нормативных актов на ведомственном  уровне обеспечивал ранее ГТК  РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» СЗ РФ 24.05.2004. № 21. Ст. 2023. 

В соответствии с  Указом Президента РФ ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ (далее по тексту Министерство РФ). 

Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании  и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками  ВЭД. 

Что касается Алтайской  таможни, то она действует на основании  Общего положения о таможне, утвержденного  приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082. 

Главное внимание в  деятельности таможни уделяется  в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. 

Алтайская таможня  также принимает в пределах своей  компетенции решения: об определении  и о контроле таможенной стоимости  товаров (отдел контроля таможенной стоимости); по классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД России и определению страны происхождения  товаров (отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров). Кроме  этого, Алтайская таможня организовывает, координирует и контролирует правильность исчисления, полноту уплаты и учет таможенных платежей на счетах таможенных органов. Принимает в пределах своей  компетенции решения об обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей (отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств). 

Таки образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу; возникающие  в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного  контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных  лиц; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. 

В основу определения  места таможенного законодательства в системе российского права  через определение понятия «таможенное  дело», данное в ст.1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного  законодательства по отношению к  законодательству, регулирующему ВЭД. 

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций: 

определение страны прохождения товара; 

определение таможенной стоимости товара; 

определение таможенных платежей. 

Принятие решений  по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 23. 

. 

Вопросы, связанные  с определением страны происхождения  товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования  нового Таможенного кодекса. До этого  они регламентировались Законом  РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что  соответствующие нормы Закона «О таможенном тарифе» продолжают действовать  и в настоящий день). Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе»  полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется 

Правительство РФ. Так, например, Постановлением от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» был утвержден Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации. 

В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения  страны происхождения товара должны основываться на существующей международной  практике. Отдельные проблемы, связанные  с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения  товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. - Спб., 1998. С. 

191.. В рамках СНГ  было заключено Соглашение о  правилах определения происхождения  товаров развивающихся стран  при предоставлении тарифных  преференций в рамках Общей  системы преференций Там же. - С. 192.. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования