Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).
При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики, т.е. неэффективного распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства. Проходит приватизация только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).
В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления: затратный характер материального производства; снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда; застой в развитии техники и технологии; иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности, так и на уровне домашних хозяйств; разрастание теневой экономики.
Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:
1.
Экономической (повышение
2. Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в частные руки)
3. Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)
Структурные реформы. Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. [10, c.13] Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В Республике Беларусь за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос или бюджетную поддержку.
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.
Таким образом, главными средствами макроэкономической стабилизации являются: [11, с.134]
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2)
проведение жесткой денежно-
3)
установление «монетарного (номинального)
якоря», под которым понимаются
макроэкономические показатели, которые
фиксируются на определенном
уровне при осуществлении
4)
сдерживание роста доходов
5) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.
Целью
стабилизационных мер является формирование
основы для адаптационных ожиданий
экономических субъектов
- в определении
того, какие органы будут проводить
фискальную и монетарную
- в создании
равных условий хозяйствования
для всех экономических
- в демонополизации и приватизации всех
сфер экономической деятельности за исключением
естественных монополий (на периоде стабилизации);
- в создании рынка ценных бумаг и расширении финансовых инструментов (акции, облигации, векселя предприятий и государственных центральных и местных органов власти;
- в создании и укреплении банковской и финансовой системы в целом и определении статуса Национального банка как единственного монопольного органа, отвечающего за стабильность национальной валюты;
- в создании
рынка земли и недвижимости
и введении в систему
- в разработке
принципиально нового
- в создании необходимой инфраструктуры для приватизации системы социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение, образование и медицинское обслуживание;
- в децентрализации системы распоряжения государственными средствами и перераспределении полномочий между центральными и местными органами власти.
Реформирование финансово-кредитной системы, проведение фискальной и монетарной политики, реформирование структуры госуправления и контроля должно проходить одновременно, комплексно в контексте стратегических долгосрочных системных экономических преобразований.
Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий. Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась, прежде всего, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной). Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).
Таким образом, на основании рассмотренных в данной части курсовой работы материалов можно сделать следующие выводы:
1. Переход
к рынку сопровождается
2. При переходе от плановой экономики к рыночной, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.
3. Сложились
два главных подхода к
4. Выделяются
два основных сценария
5. Структурная
политика в переходный период
направлена на создание
6. Институциональные
преобразования включают
2.ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ
ФИНАНСОВО-СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
2.1.
Финансово-стабилизационная
политика стран
Восточной Европы
после 1990-х годов
Волна
перехода от государственно-директивной
к рыночной экономике относится
к странам бывшего