Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, чистовой вариант.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

      Неортодоксальный  подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).

      При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией  и структурными реформами важнейшим  элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.

      В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора  экономики, т.е. неэффективного распределения  ресурсов при помощи государственного вмешательства. Проходит приватизация только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).

      В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления: затратный характер материального производства; снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда; застой в развитии техники и технологии; иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности, так и на уровне домашних хозяйств; разрастание теневой экономики.

      Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:

      1. Экономической (повышение эффективности  функционирования хозяйства)

      2. Фискальной (увеличение доходов  госбюджета за счет продажи  государственных предприятий в  частные руки)

      3. Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)

      Структурные реформы. Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. [10, c.13] Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

      Важной  задачей структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка  отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

      Особое  значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

      В Республике Беларусь за годы реформ в  структуре ВВП резко выросла  доля услуг, что отражает быстрое  развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос или бюджетную поддержку.

      Структурные сдвиги на макроуровне проявляются  в ограничении предприятиями  ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

      Таким образом, главными средствами макроэкономической стабилизации являются: [11, с.134]

      1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

      2) проведение жесткой денежно-кредитной  политики (прекращение льготного  кредитования центральным банком  дефицита госбюджета, установление  процентных ставок по кредитам  центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

      3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются  макроэкономические показатели, которые  фиксируются на определенном  уровне при осуществлении финансовой  стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

      4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

      5)  либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

      В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

      Целью стабилизационных мер является формирование основы для адаптационных ожиданий экономических субъектов хозяйствования с возможностью принятия микроэкономических решений на основе рациональных ожиданий в период роста и накопления капитала.       Макроэкономическая политика государства должна заключаться в следующем:

- в определении  того, какие органы будут проводить  фискальную и монетарную политику, институциональные преобразования, их полномочия и ответственность, четкое разграничение обязанностей и законодательные  социальные гарантии для лиц, занимающих ключевые посты; полномочия и обязанности исполнительной власти. Особо следует отметить положение судебной власти и создание условий для обеспечения независимости  судов (срок и порядок назначения, объем вознаграждения, материальное обеспечение, жилье и др.) и положение Министерства финансов;

- в создании  равных условий хозяйствования  для всех экономических субъектов,  включая государство. Это значит рыночная борьба за ресурсы и капитал, одинаковые права по приобретению, распоряжению, преобразованию и продаже капитала, в том числе земли и недвижимости,  равные условия по кредитованию, налогообложению, административному регулированию, погашению задолженности, ликвидации государственных и частных предприятий; 
    - в демонополизации  и приватизации всех сфер экономической деятельности за исключением  естественных монополий (на периоде стабилизации);

- в создании рынка ценных бумаг и расширении финансовых инструментов (акции, облигации, векселя предприятий и государственных центральных и местных органов власти;

- в создании  и укреплении банковской и финансовой системы в целом и определении статуса Национального банка как единственного монопольного органа, отвечающего за стабильность национальной валюты;

- в создании  рынка земли и недвижимости  и введении в систему экономических  отношений этих форм капитала;

- в разработке  принципиально нового налогового  законодательства с учетом резкого  сокращения госрасходов и сменой  парадигмы государственных инвестиций  на частные;

- в  создании необходимой инфраструктуры для приватизации системы социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение, образование и медицинское обслуживание;

- в децентрализации  системы распоряжения  государственными средствами и перераспределении полномочий между центральными и местными органами власти.

      Реформирование  финансово-кредитной системы, проведение фискальной и монетарной политики, реформирование структуры госуправления и контроля должно проходить одновременно, комплексно в контексте стратегических долгосрочных системных экономических преобразований.

      Переходная  экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий. Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась, прежде всего, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной). Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство). 

      Таким образом, на основании рассмотренных в данной части курсовой работы материалов можно сделать следующие выводы:

1. Переход  к рынку сопровождается либерализацией  экономики — отказом государства  от монополии на те или иные  виды хозяйственной деятельности  или резким ограничением его  регулирующих функций. Одновременно  происходит переход от преимущественно  административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

2. При  переходе от плановой экономики к рыночной, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.

3. Сложились  два главных подхода к финансовой  стабилизации, в основе которых  лежат различные представления  о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу, на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.

4. Выделяются  два основных сценария макроэкономической  стабилизации: ортодоксальный (сокращение  или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль над денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).

5. Структурная  политика в переходный период  направлена на создание условий  для устойчивого долгосрочного  экономического роста и перестройку  отраслевой структуры народного  хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).

6. Институциональные  преобразования включают разработку  рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ  ФИНАНСОВО-СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

  2.1. Финансово-стабилизационная  политика стран  Восточной Европы  после 1990-х годов 

      Волна перехода от государственно-директивной  к рыночной экономике относится  к странам бывшего социалистического  лагеря и проводилась в самом конце 1980-х и начале 1990-х годов (за исключением Китая, который начал успешные рыночные реформы с 1978 года, и Венгрии, начавшей медленное и осторожное продвижение к рынку с конца 1960-х годов). В странах Восточной Европы (исключая ГДР и Югославию) начальный период рыночных реформ проводился методом “шоковой терапии” по рецептам ортодоксально- монетаристской программы МВФ. Переход по рекомендациям МВФ ставит в крайне невыгодное положение те страны, которые в результате слабого развития внутренних рыночных отношений до перехода оказываются наименее подготовленными вследствие отсутствия политики протекционизма со стороны государства к равноправному вхождению в мировую экономику с ее острой конкуренцией. [11, c.146]

Информация о работе Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США