Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, чистовой вариант.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

      2) переход от радикальной к постепенной  форме реформирования. [22, с.141] В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект широкой приватизации, были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Перед лицом важной проблемы реформ белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В области сельского хозяйства были сохранены колхозы и совхозы, волна преобразования в компании не захватила всю страну. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конкретные политические установки по проведению различных этапов реформ. Например, в конце первого этапа были выдвинуты следующие задачи: 1) создание условий для введения политики разгосударствления и приватизации; 2) стабилизация финансовой системы; 3) снижение темпов инфляции и т. д. На втором этапе реформы решались следующие проблемы: 1) перенос центра тяжести реформ на пересмотр структуры производства; 2) прекращение хода "малой" приватизации и начало "крупной" приватизации, а также формирование на данной основе рациональной структуры производства, подобной имеющимся в развитых странах; 3) слияние с международной экономикой; 4) сохранение равновесия между доходами и расходами и т. д. Значительные изменения методов данной реформы обеспечили постепенное продвижение других реформ в условиях социальной стабильности. Разумеется, с точки зрения экономических результатов реформ, скорость и масштабы реформ были недостаточно велики.

      Оценивая  стратегию экономических реформ и весь пройденный республикой путь реформ с момента принятия суверенитета и до настоящего времени, можно выделить два реальных этапа реформирования:

      I. Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.). На этом этапе был выработан общий механизм перехода к рынку, сформулированы цели и стратегические задачи реформ, намечены практические шаги к реализации реформенных преобразований. Многие задачи, поставленные руководством страны не были выполнены. Это было обусловлено множеством причин как объективного, так и субъективного характера.

      II. Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.

      В 1996-2004 гг. прирост ВВП в Беларуси составил 77,4%. Экономическому росту способствовали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей. Проводимая правительством социально ориентированная политика дала возможность распределить результаты этого роста среди широких слоев населения. В результате снизился с 38,6% в 1996г. до 17,8% в 2004г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, отмечают сегодня эксперты. [23]

      Положительно  повлияли на ситуацию в белорусской  экономике жесткая денежно-кредитная  политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных  расчетов, ужесточение платежной  дисциплины. Эксперты отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000 гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура – рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей. [23]

      Вместе  с тем, если оценивать ситуацию на сегодняшний день, то можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис сказался и продолжает сказываться на нашей республике, о чем свидетельствуют проблемы на валютном рынке, хронический дефицит платежного баланса, дороговизна кредитов и высокая инфляция, но дефляция на внешних рынках.

      В январе – июне 2008г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с  аналогичным периодом 2007 года характеризовалась  поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций. [24]

      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 № 460 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г.» прогнозируется высокий темп роста основных макроэкономических показателей и рост спроса на деньги. Вместе с тем, основными  макроэкономическими рисками  в 2009г. стали риски, связанные с увеличением отрицательного сальдо текущего счета и совокупного внешнего долга, ростом нагрузки на банковскую систему. Ускоренный рост цен импорта энергоресурсов, а также отдельных групп товаров и услуг, рост мировых цен на продовольствие, опережающий рост затрат в секторе нефинансовых предприятий, а также ускоренный рост совокупного внутреннего спроса и увеличение налоговой нагрузки поспособствовали ускорению инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь.

      13 января 2009г. Советом Министров РБ совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году. [28] Данный документ предусматривал выполнение ряда мероприятий, направленных на либерализацию условий осуществления экономической деятельности

      Однако, как представляется, все документы и указы, изданные в правительстве РБ  имеют мало общего с экономическими реформами, и, по своей сути, являются лишь документами, направленными на «дебюрократизацию» национального регулирования. Данными документами фактически признается факт чрезмерной забюрократизированности и зарегулированности экономики, чрезмерной налоговой нагрузки и наличие ущербного инвестиционного климата. Помимо этого, в документах не гарантируется либерализация цен и оставляется практически без изменений размеры вмешательства государства в регулирование финансовой, инвестиционной сферы и предоставление больших прав банкам. То есть, фактически, тех мер по макроэкономической стабилизации и структурной перестройке экономики, о которых шла речь в данной курсовой работе, данными документами не предусмотрено. В очередной раз осуществляется либерализация «по-белорусски».

      Вместе  с тем, проанализировав опыт зарубежных стран по проведению структурных реформ и финансовой стабилизации, для устранения существующих препятствий развитию экономики необходимо решение следующих задач:

      1. Либерализация цен. Для чего необходимо предпринять следующие меры:

      - расширить сферу применения свободного ценообразования на основе пересмотра перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ценовое регулирование;

      - упростить процедуру регистрации  цен (тарифов) путем: отмены  регистрации цен (тарифов) на  новые товары (работы, услуги); отмены ограничения предельными индексами при изменении цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

      - упростить процедуру расчета  и обоснования цен (тарифов)  путем освобождения от составления  экономических расчетов субъектов  предпринимательской деятельности при формировании цен на отдельные виды товаров (работ, услуг).

      2. Сокращение налогового бремени. Для чего необходимы:

  1. отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
  2. отмена местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);
  3. пересмотр порядка формирования инновационных фондов с принципиальным изменением источника уплаты отчислений в данные фонды (с себестоимости на прибыль);
  4. внедрение системы электронного налогового декларирования;
  5. отмена налога с продаж товаров в розничной торговой сети и местного налога на услуги;
  6. упрощение порядка определения доходов и расходов при исчислении налогов на доходы и прибыль организаций;
  7. дальнейшее упорядочение применяемых налоговых льгот путем прекращения практики ежегодного принятия нормативного правового акта о стимулировании промышленного производства; унификации ставок, регулирующих льготные условия налогообложения в сельских населенных пунктах и применяемых при упрощенной системе налогообложения;
  8. объединение налога на недвижимость и платежей за землю в один имущественный налог с соответствующей корректировкой налоговой базы и ставки налога;
  9. снижение взносов на государственное социальное страхование с учетом реформирования системы пенсионного обеспечения;
  10. отмена нормирования отдельных видов расходов, учитываемых при налогообложении (расходов на содержание служебного легкового транспорта, оплату консультационных и информационных услуг, расходов на рекламу и маркетинговые услуги и др.)

      3. Создание условий и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Меры:

  1. сокращение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, препятствующих эффективному развитию предпринимательской деятельности, в том числе:
  2. введение уведомительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  3. сокращение лицензируемых видов деятельности, дальнейшее совершенствование порядка и условий выдачи специальных разрешений (лицензий);
  4. обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам банков посредством создания механизма гарантирования возврата кредитов через специализированные организации (фонды и учреждения), оказывающие государственную финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства;
  5. активизация имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством:
  6. законодательного закрепления возможности осуществления государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок более одного года, без предоставления регистрационных документов на соответствующее недвижимое имущество с последующей (в течение одного года с момента заключения договора) регистрацией такого имущества;
  7. предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим помещения в течение трех и более лет, возможности их выкупа по остаточной стоимости;
  8. передачи на возмездной и безвозмездной основе объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности;
  9. законодательное установление доли объема участия малых и средних предприятий в обеспечении закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
  10. дальнейшее развитие производственной кооперации (субконтрактации) и других видов взаимодействия частных малых и средних предприятий с крупными государственными предприятиями.

      4. Активизация разгосударствления и приватизации. Меры:

  1. расширение полномочий Правительства, республиканских органов государственного управления, республиканских унитарных предприятий по принятию решений по распоряжению государственным имуществом;
  2. упрощение процедуры преобразования государственных унитарных      предприятий в акционерные общества в части:

Информация о работе Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США