Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
2)
переход от радикальной к
Оценивая стратегию экономических реформ и весь пройденный республикой путь реформ с момента принятия суверенитета и до настоящего времени, можно выделить два реальных этапа реформирования:
I. Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.). На этом этапе был выработан общий механизм перехода к рынку, сформулированы цели и стратегические задачи реформ, намечены практические шаги к реализации реформенных преобразований. Многие задачи, поставленные руководством страны не были выполнены. Это было обусловлено множеством причин как объективного, так и субъективного характера.
II. Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.
В 1996-2004 гг. прирост ВВП в Беларуси составил 77,4%. Экономическому росту способствовали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей. Проводимая правительством социально ориентированная политика дала возможность распределить результаты этого роста среди широких слоев населения. В результате снизился с 38,6% в 1996г. до 17,8% в 2004г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, отмечают сегодня эксперты. [23]
Положительно
повлияли на ситуацию в белорусской
экономике жесткая денежно-
Вместе с тем, если оценивать ситуацию на сегодняшний день, то можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис сказался и продолжает сказываться на нашей республике, о чем свидетельствуют проблемы на валютном рынке, хронический дефицит платежного баланса, дороговизна кредитов и высокая инфляция, но дефляция на внешних рынках.
В
январе – июне 2008г. макроэкономическая
ситуация в стране по сравнению с
аналогичным периодом 2007 года характеризовалась
поддержанием высоких темпов экономического
роста, сохранением высокой
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 № 460 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г.» прогнозируется высокий темп роста основных макроэкономических показателей и рост спроса на деньги. Вместе с тем, основными макроэкономическими рисками в 2009г. стали риски, связанные с увеличением отрицательного сальдо текущего счета и совокупного внешнего долга, ростом нагрузки на банковскую систему. Ускоренный рост цен импорта энергоресурсов, а также отдельных групп товаров и услуг, рост мировых цен на продовольствие, опережающий рост затрат в секторе нефинансовых предприятий, а также ускоренный рост совокупного внутреннего спроса и увеличение налоговой нагрузки поспособствовали ускорению инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь.
13 января 2009г. Советом Министров РБ совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году. [28] Данный документ предусматривал выполнение ряда мероприятий, направленных на либерализацию условий осуществления экономической деятельности
Однако, как представляется, все документы и указы, изданные в правительстве РБ имеют мало общего с экономическими реформами, и, по своей сути, являются лишь документами, направленными на «дебюрократизацию» национального регулирования. Данными документами фактически признается факт чрезмерной забюрократизированности и зарегулированности экономики, чрезмерной налоговой нагрузки и наличие ущербного инвестиционного климата. Помимо этого, в документах не гарантируется либерализация цен и оставляется практически без изменений размеры вмешательства государства в регулирование финансовой, инвестиционной сферы и предоставление больших прав банкам. То есть, фактически, тех мер по макроэкономической стабилизации и структурной перестройке экономики, о которых шла речь в данной курсовой работе, данными документами не предусмотрено. В очередной раз осуществляется либерализация «по-белорусски».
Вместе с тем, проанализировав опыт зарубежных стран по проведению структурных реформ и финансовой стабилизации, для устранения существующих препятствий развитию экономики необходимо решение следующих задач:
1. Либерализация цен. Для чего необходимо предпринять следующие меры:
- расширить сферу применения свободного ценообразования на основе пересмотра перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ценовое регулирование;
-
упростить процедуру
-
упростить процедуру расчета
и обоснования цен (тарифов)
путем освобождения от
2. Сокращение налогового бремени. Для чего необходимы:
3. Создание условий и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Меры:
4. Активизация разгосударствления и приватизации. Меры: