- порядка формирования
уставного фонда (по балансу за последний
отчетный период);
- исключения
необходимости получения согласия членов
трудового коллектива предприятия, преобразуемого
в акционерное общество;
- завершения
безвозмездной (чековой) приватизации;
- установления
возможности создания в процессе приватизации
не только открытых, но закрытых акционерных
обществ;
- установления
возможности формирования уставного фонда
в части вклада инвестора в течение определенного
времени (один, два года) после государственного
регистрации акционерного общества;
- предоставление
права принятия решения о преобразовании
республиканского унитарного предприятия
в акционерное общество с участием инвестора
(иной учредитель) отраслевому министерству,
концерну;
- упрощение
процедур выделения земельных участков
в собственность и аренду;
- оптимизация
соотношения государственного и негосударственного
секторов экономики;
- оптимизация
доли государства в акционерном капитале;
- формирование
института доверительного управления
акциями, принадлежащими государству,
профессиональными управляющими компаниями;
- распространение
на все населенные пункты Республики Беларусь
возможности продажи неиспользуемого
государственного имущества за одну базовую
величину, передачи такого имущества в
безвозмездное пользование, собственность
индивидуальным предпринимателям и негосударственным
юридическим лицам;
- введение
для акционерных обществ, созданных в
процессе приватизации, вместо ведомственного
контроля, осуществляемого органами государственного
управления, аудиторских проверок.
5.
Либерализация внешнеэкономической
деятельности. Меры:
- проведение
комплекса работ по приведению национального
законодательства в соответствие с требованиями
ВТО;
- приведение
порядка проведения административных
процедур при оформлении внешнеторговых
сделок, включая таможенный и технический
контроль в пунктах пропуска на таможенной
границе Республики Беларусь, в соответствие
с мировыми стандартами по времени и корректировке
их стоимости в соответствии с фактическими
затратами на их осуществление;
- отмена регламентации
сроков возврата валютной выручки по экспортным
операциям;
- создание
механизма кредитования проектов по созданию
белорусскими организациями сборочных
производств и объектов ТПС за рубежом;
- создание
торгово-логистических центров за рубежом;
- формирование
целостной системы финансовой и информационной
поддержки экспорта на основе экспортно-импортного
банка, общества страхования экспортно-импортных
операций и агентства внешнеэкономической
информации, для представления экспортерам
совместного (синдикативного) пакета услуг.
6.
Создание условий для
либерализации всех
сегментов финансового
рынка, в том числе рынка
ценных бумаг:
- Отмена льгот
и преференций отдельным банкам и создание
равных условий деятельности для всех
участников рынка розничных банковских
услуг;
- привлечение
инвестиций в банковскую систему путем
реализации пакетов акций государственных
банков;
- создание
равных условий хозяйствования для государственных
и негосударственных страховых организаций
в части размещения их собственных средств
и средств страховых резервов;
- упрощение
процедур государственной регистрации
выпуска корпоративных ценных бумаг;
- совершенствование
системы оказания профессиональных услуг
на рынке ценных бумаг, в частности, снятие
ограничений на осуществление отдельных
видов профессиональной деятельности
по ценным бумагам, расширение перечня
работ и услуг, составляющих профессиональную
деятельность по ценным бумагам и др.
Таким
образом, на основании рассмотренных
в настоящей главе материалов
можно сделать вывод, что государственное
регулирования экономики в Республике
Беларусь определяется программами социально-экономического
развития и включает в себя комплекс запланированных
мероприятий, направленных на достижение
не только стабильного экономического
развития, но и социального благополучия
белорусского общества. На стадии реализации
плановых мероприятий государственные
органы власти и управления используют
макроэкономические методы государственного
регулирования экономики и весь спектр
рычагов, использование которых направлено
на обеспечение стабильности экономического
развития.
В
процессе реализации программных мероприятий
для регулирования экономического
роста широко используются бюджетно-налоговая
политика, денежно-кредитная политика,
ценовое регулирование, амортизационная
политика, а также прямые методы
регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
опыта рыночной трансформации наших
ближайших соседей – стран
Центральной и Восточной Европы,
СНГ, имеющих часто аналогичные,
доставшиеся в наследство от СССР
стартовые условия: отсутствие естественной
структуры производства, искаженные цены,
абсолютное доминирование государственной
собственности, гипертрофированную систему
мотивов и стимулов, позволяет сделать
выводы, которые могут быть применимы
и к Республике Беларусь. Начав практически
одновременно в начале 1990-х гг. экономические
и политические реформы, сегодня все страны
значительно отличаются уровнем экономического
развития, привлекательностью инвестиционного
климата, уровнем жизни населения.
Беларусь,
которая еще по сути не начинала рыночных
реформ, имеет уникальную возможность
использовать лучшие уроки своих соседей,
не сделав их ошибок, сэкономив ресурсы,
время и избежав социальных рисков. Среди
основных положительных уроков, позволивших
европейским странам быстро преодолеть
негативы переходного периода и интегрироваться
в систему мирового разделения труда,
можно выделить следующие:
- Отделение
политической и экономической
власти, децентрализация и транспарентность
принятия управленческих решений.
Реформы были тем более необратимыми
и успешными, чем меньше государство
определяло основные параметры экономической
политики. Экономический успех демонстрируют
те страны, где политическая власть, находящаяся
в руках профессионалов-рыночников (правительства
технократов), имеющая общенациональную
поддержку и одобрение, открыта к изменениям
и выборам.
- Независимость
Национального банка от исполнительной
власти в проведении монетарной
политики. НБ отвечает за стабильность
национальной валюты и инфляцию,
Министерство финансов – за
законодательно определенный дефицит
госбюджета вне зависимости от потребностей
в кредитовании национальных «флагманов»
или административно выделенных «точек
роста».
- Быстрое
достижение макроэкономической
стабилизации за счет принятия
и строгого осуществления комплексной
антикризисной программы. Хотя национальные
особенности имели место почти в каждой
стране, стабилизационная программа большинства
успешных в реформировании стран имела
схожий характер: широкомасштабная внутренняя
и внешняя либерализация, отмена дотаций
и субсидий, финансовая стабилизация,
внутренняя конвертируемость валюты,
проведение институциональных преобразований
с целью создания рыночной инфраструктуры,
углубление разделения труда на основании
приоритета частной собственности. Чем
более либеральными и последовательными
были реформы, тем они были успешнее.
- Реальное
выравнивание условий хозяйствования
для предприятий всех форм
собственности, независимо от
страны происхождения капитала.
Скрытые субсидии государственным
или отечественным предприятиям
– отсрочка платежей, государственная
гарантия банковских кредитов, льготное
кредитование, списание долгов, приоритетное
выделение лицензий, квот, различные режимы
обменного курса, льготное налогообложение
– эти и другие подобные меры ведут не
к качественному реформированию предприятий,
а лишь к накоплению задолженности и обострению
проблемы неплатежей. Сегодня успех демонстрирует
политика наибольшей прозрачности и равенства
условий хозяйствования. Чем больше и
последовательнее правительство отказывается
от различных форм искусственного выделения
госсектора из рынка или установления
приоритетов национальных производителей
(потенциально неэффективных) над иностранными,
тем быстрее и эффективнее происходит
«выздоровление» национальной экономики,
тем больше выигрывают потребители в виде
низких цен, высокого качества и широкого
ассортимента.
- Решительные
и последовательные институциональные
и структурные реформы, направленные
на создание рыночных институтов
(частной собственности, благоприятного
законодательного и налогового климата
для привлечения иностранных инвестиций
и пр.), верховенство закона. Быстрое проведение
«малой» приватизации на денежной основе,
уменьшение размера и возможностей «чековой»
приватизации как наименее эффективной
с экономической точки зрения и спорной
с точки зрения достижения социальной
справедливости, возможность приобретать
контрольный пакет акций, равные условия
для внутренних и внешних инвесторов,
ясные и стабильные «правила игры», недискриминационная
налоговая система – факторы быстрого
роста частного сектора с рыночной мотивацией.
Среди
остальных позитивных уроков можно
отметить:
-
оптимальное использование географического
положения, природных и исторических особенностей,
-
отказ от административного определения
приоритетов промышленного производства
или сельскохозяйственного производства,
развитие сферы услуг,
-
обеспечение экономического роста за
счет высокой степени экономической свободы
и мобилизации ресурсов без привлечения
больших внешних кредитов и увеличения
внешнего долга,
-
ориентация на ценности Европейского
союза.
Многие
страны, выбрав первоначально быстрые
и решительные реформы, затем, под
влиянием политических факторов, затормозили
процесс реформирования, значительно
увеличив экономические и социальные
издержки трансформации.
Негативными
уроками для Беларуси являются:
-
отсутствие или запоздалое реформирование
социальной сферы (пенсионной
системы, здравоохранение, образование),
-
отсутствие реформ в сфере естественных
монополий (реструктуризация и приватизация
предприятий ТЭК, ЖКХ, железнодорожного
транспорта),
-
макроэкономические полумеры, непоследовательная
политика в области приватизации и реструктуризации
крупных предприятий, большая роль государства
в распределении и перераспределении
и вытекающая из этого коррупция и злоупотребления
властью;
-
отсутствие синхронизации между фискальной
и монетарной политиками;
-
отсутствие реформы банковской
сферы и ее реструктуризации.
Из-за плохого кредитного портфеля
вследствие невозвращения кредитов
государственными предприятиями
в критическом состоянии оказались
средние и крупные банки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Переходный
период: анализ и уроки первого
десятилетия для стран Восточной
Европы и бывшего Советского Союза.
Исследование Всемирного банка / Пер. с
англ. – М.: Издательство «Весь Мир»,
2002. – 296 с.
- Финансово-экономическая
стабилизация в условиях переходного
периода: автореф. канд. экон. наук: 08.00.01/
С. А. Москальонов. – Саратов: [б. и.], 1999.
- 21 с.
- Большая Советская
Энциклопедия. – 3-е изд. – М, 1976, - Т. 24, книга
1.
- Бруно М. Глубокие
кризисы и реформа // Вопросы экономики.
– 1997. - № 2. – 11 с.
- Смыслов Д.В.
Международный валютный фонд. – М: Финансы
и статистика, 1993.
- Абалкин Л.
// Вопросы экономики. – 1996. - № 12. – 21 с.
- Каллаур
П.В. Концепт “финансовая стабильность”//
Белорусский экономический журнал. 2007.
№ 1. – 25-37с.
- Страны с
переходной экономикой. Содействие Всемирного
банка: оценка ДООД / Элис К. Галенсон. Международный
банк реконструкции и развития / Всемирный
банк. 2004. – 113 с.
- Implementation Completion
Report (CPL-37410) On A Loan In The Amount of US$ 41.0 Million To The
Government Of Belarus For The Forestry Development Project, Vol.1. Report
No.: 25013 / Washington, D.C.: The World Bank. 30.10.2002. – 34 p.
- Маршалл
А. Принципы экономической науки. В 3-х
т. Т.2. Пер с англ. М., Издательская группа
"Прогресс", 1993.
- Селищев
А.С. «Макроэкономика», Учебник для вузов,
Санкт-Петербург 2002.
- Ленский
Е.В. Транснационализация капитала. –
Мн.:ЗАО Армита-маркетинг, менеджмент,
2001. – 325 с.
- Ломакин
В.К. "Мировая экономика". - .М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007.
- Международные
экономические отношения (под. ред. В.Е.Рыбалкина)
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 20 с.
- Международные
экономические отношения (под ред. И.П.
Фаминского). -М.: ЮРИСТЪ, 2001 – 840 с.
- Institution Building
Loan Project / Washington, D.C.: The World Bank. 30.06.1997. – 46
p.
- Rehabilitation
Loan Project / Washington, D.C.: The World Bank. 20.10.1994. 34p. Summary
of Fiscal 2004 Activities. The World Bank Annual Report of Operations
Evaluation / Washington, D.C.: The World Bank. October 30, 2004. –
96-114 р.
- Ослунд А.
Россия: Рождение рыночной экономики.
– М.: Республика, 1996. – 430 с.
- Горшков
А.В. Российские реформы и западные экономисты:
В помощь экономисту. /Челяб.гос.ун-т. Челябинск.2001.
– 30с.
-
В. Перепелица. Кризис в США: зарождение
и развитие.//Банкаускi веснiк. 2008г., №31(432).
– 16 с.
-
В. Перепелица. Кризис в США: зарождение
и развитие.//Банкаускi веснiк.-2008. №34(435).
– 21 с.
- Дин Жуджунь.
Экономические реформы: сравнительный
анализ теории и практики (на примере КНР
и Республики Беларусь). – Мн.: БГУ, 2003.
-151с.
- Вешторт
В. ВБ «прописывает реформы» // Экономическая
Газета. – 2 005. -№48 (866) от 01.07.2005.
- Указ Президента
Республики Беларусь от 26 августа 2008 №
460 «Об утверждении Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на 2009 год: электронный ресурс
Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/. Дата доступа: 13.08.2011г.
- Cайт Президента
Республики Беларусь: электронный ресурс.
Режим доступа: http://president.gov.by/press68402.html#doc. Дата доступа 10.08.2011.