Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа
Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Страны ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы: [12, c.325]
1.Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы:
- ужесточение налоговой политики:
- ужесточение кредитной политики;
- антиинфляционная политика;
- пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.
2.Реформа цен и рынка:
- реформа внутренних цен;
- либерализация внешней торговли;
- свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы;
- реформа банковской системы.
3.Развитие частного сектора,
- упрощение
открытия и закрытия
- отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.
4.Пересмотр роли государства:
- законодательная
реформа (конституционная,
- реформа информационной структуры (учет, контроль);
- институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);
- социальная
сфера (страхование от
Оживление
экономики в странах ЦВЕ
В странах ЦВЕ применялись два основных подхода к реформированию экономики, о которых шла речь ранее в данной работе. Первый – поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй – это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача – приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).
Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968г. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.
Страны второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».
Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои реформы. Например, в конце 1989г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.
В странах ЦВЕ возрастает вклад частного сектора в совокупный экономический потенциал. Ассоциированные члены Европейского Союза – Венгрия, Польша, Чехия и Словакия – к 2000г. вдвое сократили государственную собственность. [13, c.214]
По мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990г. Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.
В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства – 5-7, строительно-монтажных работ – 7, сельскохозяйственного производства – 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии – 15-18% в год.
Приватизация привела к тому, что в частной собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд. долларов США. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому, что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.
Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит другие страны ЦВЕ. В Венгрии сумели создать эффективные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999г. она получила около 2 млрд. долларов США в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ. [14, c.20]
Происходящее оживление экономики Венгрии сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных процессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.
Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.
Несмотря на сложности, связанные с проведением реформы, уровень жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении – на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд. дол. (с 6 млрд. дол. в 1993г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн. дол. и сформировалось в основном в торговле услугами.
По притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд. дол., направления инвестиций – транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.
Таким
образом, оживление в странах
ЦВЕ отражает воздействие позитивных
изменений как в области
В целом страны ЦВЕ продолжают пробивать дорогу к выходу из спада переходного периода: объем производства все еще остается примерно на 15% ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований.
Рассмотрим более подробно финансово-стабилизационную политику в Польше на начальном этапе перехода к рыночным отношениям.
Бурное десятилетие развития польских реформ принесло стране, если взглянуть только на формальные показатели экономического развития, неутешительные результаты. По оценке И. Беренда, в 1978-1989 гг. польский ВВП сократился более чем на 10%. Наиболее тяжелый удар польская экономика получила в 1981-1982 гг., когда, по оценке С. Гомулки, промышленное производство упало примерно на 25%.
Реформы в этой стране можно четко разделить на две части. В смысле либерализации цен реформаторы из некоммунистического лагеря лишь продолжили линию, которая еще раньше была явно намечена реформаторами-коммунистами. По пути либерализации двигались и правительство Войцеха Ярузельского (1982-1985 гг.), и правительство Збигнева Месснера (1985-1988 гг.), и, что особенно заметно, правительство Мечислова Раковского (1988-1989 гг.), которое по сути дела завершило начатую ранее либерализацию в ряде важных областей экономики.
К декабрю 1989г. уже 86% товаров потребительского назначения и услуг, оказываемых населению, предоставлялось по договорным ценам (в частности, на продовольствие – 96%) причем в отношении 58% этих товаров и услуг цены были абсолютно свободными. Похожая ситуация сложилась и области цен на сырье, материалы и оборудование: 89% цен были договорными, причем 56,5% цен на продукцию из сферы материально-технического снабжения предприятий оказались абсолютно свободными. Лишь в области государственных закупок сельхозпродукции охват договорными ценами был несколько уже – 41%.
Во второй половине 1989г. либерализация цен и связанная с ней инфляция примерно наполовину сняли денежный навес, образовавшийся за время проведения мягкой финансовой политики и доминирования регулируемых цен. Реальная зарплата населения уже упала в последнем квартале 1989г. на 16%. С марта 1989г. была введена ограниченная внутренняя конвертируемость злотого. Сформировался легальный валютный рынок. Наконец, немаловажным является и тот факт, что уже в 1989г. удалось сократить объем централизованных государственных инвестиций до 2% ВВП. [15, c.440]
Наиболее эффективными оказались меры по остановке гиперинфляции, стабилизации экономики и обеспечении нормальных условий для работы предприятий. Суть действий, предпринятых правительством Мазовецкого, в целом можно свести к пяти основным мероприятиям:
- очень быстрая либерализация цен;
- полная
либерализация доступа для
- установление жестких бюджетных ограничений на госпредприятиях и резкое снижение темпов инфляции до умеренного уровня с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, а также политики доходов (январь 1990г );
- обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям;
- практически полная либерализация внешней торговли (январь 1990г.).
Непосредственно реализация программы Бальцеровича началась с января 1990г., хотя подготовительные меры осуществлялись с октября 1989г. За программой закрепилось прозвище "шокотерапия". Тем не менее, нельзя сказать, что программа Бальцеровича была предельно либеральной. План польских реформ носил гетеродоксный характер. Для того чтобы остановить инфляцию Бальцерович использовал не только естественный механизм ограничения денежного спроса населения, но также и специальные "якоря", предназначенные для несколько искусственного удержания цен: контроль над заработной платой и фиксированный валютный курс. Таким образом, шок не был по-настоящему всеобъемлющим.
Самым ярким шагом реформы стала либерализация почти всех оставшихся цен: 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить, и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений. Впоследствии, доля регулируемых цен вновь несколько увеличилась (12% в оптовой торговле, 15% - в розничной), но это не изменило характера рыночной экономики.