Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности и инструментов финансово-стабилизационной политики;
- изучение зарубежного опыта проведения финансово-стабилизационной политики;
- выработка предложений по применению механизмов и инструментов реализации финансово-стабилизационной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансово-стабилизационной политики 5
1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной политики 5
1.2. Основные инструменты финасово-стабилизационной политики и их
использование 13
2.Зарубежный опыт проведения финансово-стабилизационной политики 23
2.1. Финансово-стабилизационная политика стран Восточной Европы после
1990-х годов 23
2.2.Финансово-стабилизационная политика отдельных стран бывшего СССР
(на примере России) 34
2.3.Финансово-стабилизационная политика США в периоды мировых финансовых кризисов 43
3. Реализация финансово-стабилизационной политики в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, чистовой вариант.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

      Основные  направления антикризисной программы заключались в следующем:

- Правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции в промышленности. Была введена минимальная заработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня, действовали "кодексы честной конкуренции".

- Правительственные органы приняли и реализовали ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставки оплачивались из федерального бюджета.

- Федеральное правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансирование более 12 млрд. долл.

- Была принята и реализована федеральная программа чрезвычайной помощи. Объем финансирования программы составил 1 млрд. долл., из них 500 млн. передано штатам непосредственно, а остальная часть предоставлялась с условием, что на каждый доллар федеральных средств правительства штатов и местные органы власти выделяют на меры по снижению безработицы еще 3 долл.

- Осуществлены организация, государственная поддержка и стимулирование жилищного и дорожного строительства, лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности, в 1933г. создана Ссудная корпорация владельцев жилья, эмитирующая облигации для обеспечения рефинансирования закладных, а в 1938г. – Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA , или "Фани-Мэй" - FM). После того как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продают эти кредиты (долговые обязательства граждан) FM . Полученные от FM в результате такой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другим гражданам.

      Начальный капитал FM был сформирован за счет федерального бюджета, затем она  выпустила акции для продажи  частным инвесторам, но по-прежнему продолжала оставаться под определенным контролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США.

      В марте 1933г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведена их ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансовая корпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контроль государственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишь принимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты. Что касается функций инвестиционного института (проведение операций по купле-продаже ценных бумаг), то выполнять их могли лишь специализированные инвестиционные организации (инвестиционные компании, инвестиционные банки, фонды).

      Для повышения цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты  меры к сокращению ее производства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии, источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства).

      Правительство стремилось повысить цены на сельскохозяйственные продукты до такого уровня, чтобы соотношение  между ними и ценами на промышленные товары соответствовало соотношению среднего уровня сельскохозяйственных и промышленных цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне.

      Усилился государственный контроль над деятельностью на рынке ценных бумаг, ужесточились условия включения акций предприятий в листинг бирж, повысилась индивидуальная и коллективная ответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Установлены ограничения колебаний котировок акций в течение одного заседания. Под государственный контроль поставлен биржевой кредит.

      В 1930г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлин на облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%), вводилась защита "зарождающихся отраслей". Эта мера стала одним из основных каналов передачи кризиса в Европу, так как сбыт продукции европейских производителей в США был затруднён. [13]

      Университетам разрешено распоряжаться своей  собственностью, а вырученные деньги направлять на уставную деятельность, прежде всего на финансирование НИОКР.

      Наряду  с экономико-организационными применялись и монетаристские методы:

- понижение официальной учетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодически снижалась – с 6% в октябре 1929г. до 1,5% в сентябре 1931г.;

- расширение покупки федеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг на открытом рынке;

- передача в 1934г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Решено отказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют;

- увеличение расходов федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышения бюджетного дефицита). Если в 1929г. государственный долг составлял 16,9 млрд. долл. (16% ВВП), то в 1940г. – 50,7 млрд. долл. (51% ВВП).

      Было  составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной  конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум  зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

      Методы  Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение  на Конституцию США. В 1935 году Верховный  Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.

      Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932-1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937г., когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937-1938 гг.

      Индекс  промышленного производства составил в 1939г. только 90% уровня 1932г. В 1939г. безработица все еще оставалась на уровне 17%. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939-1941 гг. на волне активного наращивания военных приготовлений.

      Сейчас  большинство экономистов полагает, что кризис в США усугубили  неверные действия властей. Классики монетаризма  Милтон Фридман и Анна Шварц полагали, что ФРС виновата в создании «кризиса доверия», так как вовремя банкам не была оказана помощь и началась волна банкротств. Меры по расширению кредитования банков, аналогичные тем, которые принимались с 1932г., по их мнению, могли быть приняты и раньше — в 1930-м или 1931гг.

     Финансово-стабилизационная политика в условиях финансового кризиса 2008г.

      Мировой финансовый кризис 2008 года и рецессия конца 2000-х — финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008г. в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия. Предшественником финансового кризиса 2008г. был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006г. в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007г. переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. [19, с.16]

      Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008г. кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства.

      Спрэд LIBOR-OIS в конце сентября 2008г. превысил для долларовых кредитов 200 базисных пунктов, а в начале октября — 250.

      Банкротство Lehman Brothers привело к сомнениям в возможности выплат страховых компаний, страхующих от рисков банкротства кредитуемых (CDS), что привело к кризису самого инструмента CDS и резкому увеличению рисков страхования, вылившийся в кризис доверия между банками и резкий рост ставок кредитования, что особенно сильно сказалось на развивающихся кредитных рынках, в том числе Украины и России.

      План  Полсона и последующие  меры правительства  США

      18 сентября 2008г. Министр финансов США Генри Полсон сообщил, что он, совместно с Федеральной резервной системой (ФРС) США и представителями Конгресса, работает над планом, направленным на «разрешение вопросов с системными рисками» на рынках капитала в США и проблемными активами. План предполагает создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков. Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд. Корпорация будет создана по примеру корпорации Resolution Trust Corporation (RTC), которая использовалась для ликвидации плохих долгов во время кризиса конца 1980-х гг.

      29 сентября 2008г. Палата представителей США отвергла план Полсона. План был принят Сенатом 1 октября, а 3 октября 2008г. Конгресс США одобрил план Полсона (Emergency Economic Stabilization Act of 2008). 5 октября президент США подписал план Полсона. Началось формирование корпорации и набор сотрудников. Руководителем Управления финансовой стабильности (Office of Financial Stability) назначен Эд Форст (Ed Forst), бывший топ-менеджер Goldman Sachs Group Inc.

      13 ноября 2008г. Полсон предложил отказаться от выкупа неликвидных ипотечных активов банков, поскольку это является не самым эффективным способом использования выделяемых средств.

      25 ноября 2008г. было объявлено о намерении ФРС влить дополнительные $800 млрд. в банковскую систему США, что, как заявил Генри Полсон, направлено на стимулирование розничного кредитования потребителей. Объявленная программа, предусматривающая, в частности, выкуп ФРС на $600 млрд. кредитов, выданных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae, Freddie Mac, Ginnie Mae и федеральными банками жилищного кредита, вызвала недоумение у экспертов в части, касающейся источников средств и последствий такой эмиссии денег, которая может привести к девальвации валюты США. [21, с.22]

      Сенат Конгресса США принял предлагаемый президентом Бараком Обамой план новых чрезвычайных мер по выводу из кризиса национальной экономики. В ходе голосования по законопроекту, реализация которого обойдется федеральной казне США в примерно 838 млрд. долларов, «за» высказался 61 законодатель, «против» – 37. Сенат США одобрил план стимулирования экономики в размере $838 млрд. Президент Обама приветствовал решение сената. Тем не менее, Белый дом уже выразил недовольство по поводу ряда внесенных сенаторами в законопроект изменений. Принятый законопроект направлен, прежде всего, на стимулирование потребительских расходов и создание новых рабочих мест. Как утверждал в Форт-Майерсе Обама, план должен создать за 2 года до 4 млн. новых рабочих мест, из которых более 90% должны прийтись на частный сектор. Кроме того, план содержит положения о прямых инвестициях в отрасли здравоохранения, энергетики, образования.  
 
 
 
 

  3 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

      В Беларуси социальные и экономические  реформы начались после распада  Советского Союза уже как в  суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ, целью которых являлось обеспечение стабильности экономического развития нашего государства. Благодаря многолетним усердным исканиям удалось добиться определенных результатов. Можно выделить следующие особенности хода белорусских экономических реформ: [22, с.138-142]

      1) создание социально-ориентированной  рыночной экономики путем решения  следующих первоочередных задач:  реструктуризация народного хозяйства; поиск законных оснований и форм рыночной экономики; создание условий и механизмов для органического сочетания различных форм собственности; введение активной политики социального благосостояния; коренное изменение политики вмешательства государства в экономику. [22, с.139] В то же время были выдвинуты основные задачи макроэкономической политики государства на начальном этапе данной реформы, а именно сохранение и возрождение пострадавших экономических связей, мобилизация активности предприятий, совершенствование налоговой и кредитной системы. Однако вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления чрезмерно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика, правительство непрерывно стремилось осуществить ее путем конкретных реформ в различных областях;

Информация о работе Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США