Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
А это значит, что когда малые предприятия будут готовы поступиться частью своих прав собственности, а фонды венчурного капитала пополнят находящиеся в их распоряжении средства и активизируют свою деятельность на рынке, может случиться, что деньги так и не будут вложены из-за недостаточной или негативной оценки связанного с этим риска.
Ниже приводятся некоторые элементы, связанные с оценкой риска:
− отсутствие истории компании;
− отсутствие данных о результатах деятельности руководства компании;
− бизнес-план;
− защита акционеров;
− стандарты учета;
− налогообложение прибыли и прироста капитала;
− юридические права и обязательства;
− фондовый рынок и другие пути выхода.
Прежде чем принимать решение об инвестициях, инвестору необходимо хорошо разобраться во всех этих элементах и учитывать их.
К примеру, одновременно с внедрением более совершенной системы учета и составлением финансовых отчетов в соответствии с требованиями МБС необходимо улучшать стандарты бухгалтерского учета. До сих пор в России эти требования очень редко удовлетворяются. Существующие требования к бухгалтерскому учету лишь незначительно касаются аудита малых предприятий, поэтому здесь многое должно сделать Министерство финансов.
В частности, необходимо как-то изменить российскую практику, когда финансовые отчеты используют только для того, чтобы показать, что компании не нарушали правовое и налоговое регулирование. Необходимо, чтобы в будущем на основании этих отчетов можно было составить четкое и правильное представление об истинном положении дел в компании. Больше всего в этом заинтересованы венчурные капиталисты, поскольку им необходимо знать о состоянии компании до принятия решения об инвестициях, в процессе мониторинга ее деятельности и в момент выхода из ее капитала.
Бухгалтерские стандарты должны обеспечивать возможность однозначной оценки претендента. Стоимость чистых активов компании (полная стоимость активов за вычетом ее обязательств) определяется на основании «подлинной» стоимости, для чего на практике требуются переоценка активов и обязательств. Для оценки дисконтированного потока денежных средств, производимой на основе ожидаемых прибылей в будущем, необходимо иметь точные стандарты мониторинга. Именно здесь зарубежные материнские или сестринские компании российских МСП сталкиваются с наибольшими трудностями, когда пытаются своевременно контролировать состояние своих инвестиций.
Негативным фактором является и налогообложение прироста капитала. Здесь можно добавить также, что зачет потерь текущего года против прибыли будущих лет несколько ограничен, что неблагоприятно сказывается на большинстве операций с венчурным капиталом, когда сознательно идут на первоначальные потери на стадии роста/развития в ожидании полной компенсации потерь за счет будущих прибылей. Невозможность такой полной компенсации может сделать убытки на начальном этапе слишком рискованными.
Необходимо иметь полное представление о правах и обязательствах, вытекающих из действующего законодательства, что требует правового аудита при рассмотрении нового объекта инвестирования. Это особенно относится к таким имущественным правам, как узуфрукт, сервитут, залог и ипотека, которые не всегда бросаются в глаза и достаточно распространены, но требуют тщательного и дорогостоящего обследования.
Что касается «выходов», то их время наступает через пять - восемь лет, когда хотят реализовать прирост капитала без промежуточных выплат дивидендов (однако в России промежуточные дивиденды выплачиваются в тех случаях, когда инвестируемая компания рассматривает венчурного капиталиста в качестве своего рода кредитора). Одной из возможностей для выхода (причем сейчас далеко не идеальной) является фондовая биржа, а к числу других можно отнести продажу компании другой организации, продажу купленной доли (зарубежному) финансовому инвестору, покупку доли партнером по совместному предприятию, участвующему в сделке. Возможна также и обратная продажа российскому хозяину малого предприятия, но в большинстве случаев это нереально из-за высокой стоимости доли в акционерном капитале, если предприятие оказалось успешным. Венчурному капиталисту необходимо произвести оценку всех возможных выходов, особенно если они ограничены.
Поэтому, прежде чем наступит время «осторожной и тщательной оценки» необходимо пройти через период предварительного обследования, в ходе которого выявляются перспективные малые предприятия и отбрасываются не внушающие доверия претенденты.
Весьма полезной в России могла бы оказаться гарантийная программа в области венчурного капитала. Судя по позитивному опыту Нидерландов, весьма вероятно, что сначала Правительству России (налогоплательщикам) придется вложить средства в разработку и внедрение такой программы, но она в конечном итоге принесет пользу, как государству, так и российской экономике. Чтобы понять условия, в которых возникла идея гарантийной схемы для венчурного капитала, обратимся сначала к ситуации в Западной Европе и Нидерландах.
После Второй мировой войны большинство правительств западных стран решили всячески стимулировать развитие своих экономик. Государственные гарантии под заемный капитал стали одним из первых инструментов, способствовавших появлению новых предприятий. С помощью этого инструмента коммерческие банки, выделявшие кредиты заемщикам, получали государственную гарантию на случай невозврата.
Иногда ссуды были субординированными, то есть похожими по своему характеру на акционерный капитал и дающими компаниям возможность брать дополнительные ссуды. Субординированные ссуды могли, в принципе, в гораздо большей степени удовлетворять любые потребности компаний в укреплении их капитальной базы, но поскольку капитальная база экономики оставалась в целом высокой, особой потребности в дополнительном рисковом капитале не было.
Однако в течение 1970-х гг. у компаний всего капиталистического мира, особенно в странах Западной Европы, стал наблюдаться рост соотношения между заемными средствами и собственным капиталом, главным образом потому, что более высокая добавленная стоимость привела к непропорционально высоким уровням заработной платы и непропорционально низкой прибыли, в результате чего на капиталовложения оставалось все меньше и меньше средств.
В условиях недостаточного самофинансирования предприятий и недоступности банков из-за высокого уровня «левериджа», выпуск дополнительных акций постепенно стал единственным источников дополнительных средств. Однако в Нидерландах не было сколько-нибудь значительного венчурного капитала, как не было его и в других странах Западной Европы, за исключением Великобритании.
В 1981 году Правительство Голландии инициировало программу гарантий, предназначенную исключительно для стимулирования создания и роста частных компаний, включая МСП, с помощью дополнительного рискового капитала. Это было сделано опосредованно путем поддержки создания частных фондов венчурного капитала, которые должны были инвестировать в МСП. Эта схема, которая со временем претерпела некоторые изменения, эффективно работала до начала 1990-х годов.
В рамках такой программы частным фондам венчурного капитала, вкладывавшим свои средства в капитал МСП, предлагались гарантии на предмет того, что часть их убытков при инвестировании в МСП будет возмещаться Правительством. На практике это означало, что государство компенсировало фонду примерно 50 % убытков, связанных с рисковыми инвестициями в МСП, сделанными в соответствии с определенными правилами и правовыми положениями. Другая половина относилась на убытки, вычитаемые из налогооблагаемой базы. При налоге в 40 % это означало, что при 100-процентной потере убытки непосредственно венчурного фонда составляли лишь (1 − 0,4) х 50 % = 30 %.
Известно, что гарантийная схема оказала огромное влияние на становление процветающего и крупного рынка венчурного капитала в Нидерландах и внесла значительный вклад в укрепление и расширение разнообразия частного сектора в стране. В частности, в течение всего периода существования данной схемы готовность инвестировать в молодые и начинающие компании только возрастала. В период с 1982 по 1987 гг. в стране было создано 80 новых фирм венчурного капитала, обслуживавших потребности компаний разных по размеру, отраслевой принадлежности и находящихся на разных этапах развития.
Кроме непосредственного влияния на развитие экономики схема оказалась прибыльной и в финансовом плане. Оценка результатов функционирования гарантийной программы показала, что голландский бюджет получил от нее дополнительно 40 млн. гульденов. Государство ежегодно получало доходы в виде налога на прибыль, а совокупный размер ежегодных выплат на компенсацию убытков в рамках программы был намного меньше и ни в одном году не превысил 25 % от дополнительных доходов, получаемых в виде подоходного налога.
Кроме того, в течение всего инвестиционного периода каждая инвестиция в рамках этой программы увеличивала на 50 % количество рабочих мест, то есть за семь лет было трудоустроено порядка 10 тыс. человек. Однако необходимо помнить, что голландская экономика исключительно капиталоемкая, и последствия занятости будут, несомненно, гораздо выше в более трудоемкой экономике, где рабочая сила относительно дешевая, что имеет место в России.
Анализ показал также, что за время существования венчурного капитала уровень инвестиций в голландские МСП, в среднем, более чем удвоился, а точнее вырос с 1,4 млн. гульденов до 3 млн., что говорит о том, что данный тип инвестиций существенно укрепил инновационный потенциал и возможности роста компаний.
О схеме гарантий венчурного капитала для России действительно стоит подумать хотя бы потому, что риск, на который в настоящее время идут российские венчурные капиталисты, находится на (исключительно) низком уровне, что делает доступ к источникам финансирования через выпуск акций особенно сложным для МСП. Несомненно, (полу-) государственные региональные фонды венчурного капитала только для инновационных предприятий, а, как представляется, именно эта тенденция просматривается в настоящее время, имеют огромное значение, если судить о них не по политическим, а по строго социально-экономическим критериям. Однако даже при этом множество «обычных» МСП остаются неохваченными.
Поддержка предпринимательства путем дополнительного финансирования региональных венчурных фондов является шагом вперед, но гораздо более эффективным было бы появление сильного национального сектора венчурного капитала, функционирующего на базе российского капитала и управляемого российскими менеджерами.
Эффективным методом снижения риска, связанного с венчурным капиталом, является отбор и оценка предлагаемых к инвестированию инвестиционных проектов.
В ходе диссертационного исследования нами разработана следующая методика количественного анализа внешних и внутренних рисков по отобранным инновационным проектам. Расчеты проведены на примере проекта по расширению ассортимента и освоению производства кондитерских изделий кондитерским цехом «Шоколадница» и проекта освоения выпуска замороженных фруктов кондитерским цехом «Папа Карло».
Главным фактором возникновения внешних рисков для реализации инновационных проектов с использованием венчурного капитала сегодня является нестабильное состояние экономики страны. Основными факторами внутренних рисков являются непредвиденные сбои в реализации проектов, связанные в основном с ошибками в организации управления проектами. Следствием обоих факторов может быть недополучение планируемых доходов, и даже потеря предприятием части своих ресурсов.
Для анализа внешних рисков используем метод анализа величины относительных рисков (один из видов аналитического метода). Для анализа внутренних рисков рекомендуется использовать статистический метод.
Оценка рисков по рассматриваемым инновационным проектам даст информацию о целесообразности вложения венчурного капитала в эти проекты и о наиболее рациональном распределении инвестируемых средств между проектами с учетом величины имеющихся рисков.
Для определения уровня внешнего риска по недополучению планируемых доходов при реализации рассматриваемых проектов должен использоваться аналитический метод определения относительных рисков. Риск в данном случае связан с тем, что могут произойти некоторые неблагоприятные события, которые могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта и его конечные результаты. Это делает необходимым учет факторов риска в каждом конкретном случае рассмотрения вариантов инвестирования. Наиболее существенным фактором риска на данный момент является вероятность изменения экономической ситуации вокруг рассматриваемых проектов, то есть общее состояние экономики в целом, и как следствие, состояние в отрасли производства кондитерских изделий в рассматриваемом регионе в частности.
Для определения величины относительного риска по рассматриваемым проектам необходимы данные о вероятности наступления различных сценариев развития событий в области производства кондитерских изделий и предполагаемые нормы дохода по данным проектам в условиях этих сценариев. Такие данные получены на основе прогнозов, составленных экспертами РОГФПМП, которые показаны в табл. 14.
Таблица 14 - Оценка предполагаемых доходов по инвестиционным проектам в условиях наступления различных сценариев развития отрасли производства кондитерских изделий Ставропольского края.
Состояние отрасли производства кондитерских изделий | Вероятность, р | Норма дохода по инвестициям, % | |
Разработка и освоение производства КЦ «Шоколадница» | Освоение выпуска КЦ «Папа Карло» | ||
Сильный спад | 0,10 | 30 | 20 |
Небольшой спад | 0,30 | 65 | 40 |
Тот же уровень | 0,35 | 91 | 60 |
Небольшой подъём | 0,20 | 100 | 70 |
Мощный подъём | 0,05 | 115 | 85 |