Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Деятельность субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства недостаточно эффективна. Еще не в полной мере осуществляется информационная и методическая поддержка малого бизнеса. Отсутствует система государственных гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства.
Отсутствие финансирования не позволило реализовать в полной мере запланированные мероприятия по адресной поддержке приоритетных проектов, развитию кредитной кооперации и взаимного финансирования, формированию инфраструктуры микрофинансирования. Нуждается в укреплении и развитии система подготовки кадров для малого предпринимательства.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает, в первую очередь, формирование более эффективной государственной структуры регулирования и поддержки малых предприятий.
Для того, чтобы сохранить существующие и создать новые предприятия, увеличить количество рабочих мест и налоговые поступления малым предприятиям необходимо постоянно оказывать организационно - техническую, финансовую и имущественную поддержку.
Субъекты малого предпринимательства продолжают сталкиваться с определенными трудностями. Сохраняются административные барьеры при создании и функционировании малых предприятий, ограничен их доступ к банковским кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, сказывается нехватка квалифицированных кадров, имеют место организационные проблемы взаимодействия субъектов малого бизнеса с рыночными и государственными структурами.
В сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления, используя при этом программные методы.
Институциональная инфраструктура развития бизнеса становится самостоятельным фактором комплексного социально-экономического развития территории.
Представляется, что поставленная цель региональных программ - создание долговременных преимуществ в развитии регионов должна подкрепляться мерами по созданию механизмов и процедур мониторинга региональной институциональной инфраструктуры развития предпринимательства в направлениях оценки уровня благоприятности условий для работы иностранных и отечественных инвесторов, региональных предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. При этом на региональном уровне целесообразно формировать целевую комплексную программу организации мониторинга институциональной инфраструктуры предпринимательства как специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, сбора, оценки и распространения информации, диагностики экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории региона и муниципальных образований, анализа тенденций развития и остроты региональных проблем, подготовки рекомендаций по принятию рационально обоснованных управленческих решений с учетом региональных интересов. Ключевыми приоритетами формирующейся региональной программ являются выявление возможностей и повышение преимуществ региона по поднятию уровня его социально-экономического развития через: привлечение в регион новых производств; развитие имеющихся производств; создание новых высокооплачиваемых рабочих мест; обновление структуры производства.
Соответственно целевая комплексная программа мониторинга институциональной инфраструктуры предпринимательства должна быть сориентирована на анализ внешней среды развития территории с точки зрения обеспечения благоприятных условий для работы инвесторов, оценку сильных и слабых сторон территории с позиции региональных стимулов, уровней системных рисков и инфраструктурной обеспеченности (рисунок 5).
При этом действенную роль в создании благоприятной деловой атмосферы в регионе может сыграть мониторинг институциональной среды с позиции благоприятного воздействия на базовые условия открытия, организации и стимулирования крупного, среднего и малого бизнеса по направлениям:
- предоставления регулярного и достоверного регионального прогноза и статистики по требующейся для инвесторов номенклатуре позиций производства товаров и услуг;
- мониторинга состояния делового климата и уровня жизни населения;
- предоставления базы данных по фактической правоприменительной практике решения хозяйственных споров;
- оценки перспективных в регионе отраслей и производств, опирающихся на возможности и сильные стороны ресурсов регионов и муниципальных образований, создающих вокруг себя микроклимат роста;
- оценки развитости современной инфраструктуры региона и городов с позиции благоприятствования для хозяйствования, бесперебойности работы коммунальных служб и транспортных коммуникаций, состояния экологической защищенности окружающей среды;
- обеспечения преемственности планов регионального развития и низкого уровня региональных политических рисков;
154
Рисунок 5 - Целевая комплексная программа мониторинга институциональной инфраструктуры предпринимательства
154
- достижения нормативно-правовой определенности и прозрачности разрешительных процедур для открытия бизнеса и обеспечения инфорсмента (правовой защищенности прав акционеров и собственников).
В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития с усилением роли комплекса
- социальных услуг (образования, здравоохранения, услуги по охране имущества и личности),
- деловых услуг (финансово-кредитных, консалтинговых, информационных),
- личных услуг (досуговых, рекреационных, бытовых),
- социально-культурных услуг, формирующих фонд жизненных средств работника как ресурса «человеческого капитала»,
при обосновании региональных программ следует стимулировать развитие региональных преимуществ в производстве не только материальной продукции, но в сфере сервиса, обеспечивающей реформирование деловой и социальной инфраструктуры в соответствии с новыми стандартами обслуживания общественных, деловых и личных потребностей граждан.
Наличие современной деловой рыночной инфраструктуры становится определяющим фактором развития региона и повышения его конкурентоспособности и определяется развитостью представленных в регионе банковских, инвестиционных, страховых институтов, наличием инфраструктуры качественной связи и телекоммуникаций.
Сопоставимый анализ индикаторов деловой активности восьми регионов Южного Федерального округа (по остальным регионам ЮФО данные отсутствуют) позволяет судить о значительном потенциале скрываемого делового оборота в ряде регионов (Республика Дагестан, Ростовская область), одновременно характеризующихся высоким уровнем индекса деловой коррупции (Iд от 2,5 до 3,6) (табл. 13).
154
Таблица 13 - Индикаторы деловой активности регионов Южного Федерального округа*
Субъекты РФ | ВРП 2007г., тыс руб на чел | Объем инвестиций в основной капитал 2007г., тыс руб на чел | Объем внешнеторгового оборота 2007г., млн дол США на чел | Финансовая обеспеченность региона 2007г., тыс руб на чел | Число работников органов гос. власти и мест. самоуправ всего, чел | Числ. раб. органов гос. власти и мест. самоуправ / на 1000 эк. акт.насел. | Индекс деловой коррупции** | Отношение объема деловой корруп. к ВРП** |
Ростовская обл. | 77,54 | 12,44 | 1,9 | 34,65 | 24687,71 | 14,9 | 3,6 | 0,031 |
Краснодарский край | 87,63 | 15,58 | 1,5 | 38,11 | 31091,71 | 17,2 | 2,2 | 0,021 |
Ставропольский край | 72,18 | 13,22 | 1,45 | 34,56 | 23377,71 | 16,2 | 2,2 | 0,011 |
Республика Адыгея | 69,42 | 12,87 | 1,23 | 29,2 | 27234,71 | 14,5 | 2,3 | 0,021 |
Дагестанская республика | 68,14 | 10,67 | 1,14 | 26,66 | 27869,71 | 15,3 | 2,5 | 0,341 |
Кабардино-Балкарская республика | 47,86 | 8,49 | 0,92 | 25,72 | 23170,71 | 17,7 | 2,3 | 0,197 |
Республика Калмыкия | 61,65 | 8,06 | 1,05 | 25,94 | 14028,71 | 16,8 | 2,3 | 0,137 |
Северная Осетия | 43,27 | 6,26 | 0,73 | 17,97 | 12492,71 | 17,7 | 1,9 | 0,195 |
В среднем по РФ | 65,96 | 10,95 | 1,24 | 29,10 | 22994,21 | 16,29 |
| 0,12 |
* По данным Комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2005/2006 г.г. ЭЖ, 2006, №2
** По данным проведенного фондом «ИНДЕМ» исследовательского проекта «Региональные индексы коррупции», размещенного на сайте http://www.anti-corr.ru
154
Вместе с тем при относительно низких уровнях индекса деловой коррупции (на уровне 2,2 –2,3) в Краснодаре и Адыгеи наблюдается высокий уровень созданного валового регионального продукта, привлечения объемов инвестиций в основной капитал и финансовой обеспеченности данных регионов при относительно невысокой численности чиновников различных уровней государственной власти и местного самоуправления.
Создание реального механизма диагностики скрываемого теневого экономического потенциала хозяйствующих субъектов в разрезе отраслей и регионов, в сочетании с выработкой и внедрением комплекса адекватных мер институционально-правового характера по выводу экономических агентов из теневого оборота, позволит мобилизовать неинвестиционные ресурсы увеличения валового внутреннего продукта страны, обеспечить повышение конкурентоспособности и рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов в глазах международных инвесторов.
Мониторинг институциональной инфраструктуры развития предпринимательства в региональных программах обеспечивает сопоставимый анализ соотношения выгод, преимуществ и издержек функционирования сложившейся системы административного регулирования и поддержки бизнеса в регионе и в силу этого предоставляет возможность рейтинговой оценки эффективности услуг региональных властей по продвижению интересов территорий и хозяйствующих субъектов на межрегиональном уровне.
Важным этапом работы по развитию венчурного инвестирования является оценка рисков по инициативным инвестиционным проектам. Оценка рисков является важнейшим фактором при определении наиболее оптимального варианта из имеющихся вариантов эффективного распределения инвестиционных ресурсов.
Метод рискового финансирования может применяться в разных отраслях и видах производства, в том числе и традиционных. Мы согласны с мнением зарубежных и отечественных экономистов, которые уделяют большое внимание венчурному капиталу, инновационному предпринимательству, финансированию инвестиций, что «наличие индустрии венчурного капитала служит признаком развитых рыночных отношений» [20].
Опираясь на первый опыт венчурного предпринимательства, можно отметить, что стартовые условия для профессиональной подготовки управляющих рисковыми инвестициями в России уже существуют. Создана система аттестации специалистов по ценным бумагам, работа с которыми составляет часть деятельности венчурных инвесторов. Разрабатываются методики анализа инвестиционных проектов и оценки риска. Кроме того, специалисты по венчурному предпринимательству должны хорошо понимать экономическую конъюнктуру и разбираться в достижениях науки и техники. Важно подчеркнуть, что в США несколько университетов ввели курсы венчурного предпринимательства. В России, по опыту США, можно выделить такую специализацию в системе подготовки и аттестации специалистов по ценным бумагам и инвестиционному управлению. Лицензирование венчурных специалистов должно проводиться обособленно.
В России фактически отсутствует структурное финансирование со стороны российских учреждений типа страховых компаний (которые до сих пор специализируются, в основном, на страховании рисков, а не на накоплении капитала путем страхования жизни), пенсионных фондов и банков (которые не инвестируют в венчурный капитал), хотя они сыграли важнейшую роль в развитии отрасли венчурного капитала в США (где «главную скрипку» играют пенсионные фонды) и в Западной Европе (где важнейшими игроками до сих пор являлись банки, а теперь и пенсионные фонды).
В России все еще очень мало источников венчурного капитала. Банки - это единственные учреждения в России, у которых имеются структурированные финансовые ресурсы, но им запрещается непосредственно участвовать в акционерном капитале компаний. Тем не менее, они все-таки могли бы финансировать фирмы венчурного капитала, что они сделали в случае с тремя региональными венчурными фондами в Перми, Москве и Дубне. Инвестировать хотели бы также пенсионные фонды и страховые компании, но закон запрещает им делать это.
Кроме того, не способствует появлению отечественного венчурного капитала и налоговое законодательство. Фонды венчурного капитала не имеют никаких налоговых льгот, и прирост капитала, появляющийся при выходе из участия, подлежит налогообложению.
Частных инвесторов практически нет. Известно, что они вовлечены во множество неформальных сделок, но, сколько их, точно сказать сложно. Теперь, когда существует масса возможностей для таких сделок, неофициальные инвесторы прячутся, главным образом, из-за серьезного недоверия к официальным структурам. При всей этой скрытности, появляется информация, что у крупных российских компаний (к примеру, «Интеррос») имеются свои собственные венчурные фонды.