Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Важнейшими и эффективными инструментами имущественной поддержки малого предпринимательства станут аренда и лизинговые операции.
В предлагаемой нами Программе предусмотрена отработка и внедрение системы франчайзинга, как одного из эффективных механизмов поддержки предпринимательства.
Раздел 2. Совершенствование информационной поддержки инфраструктуры малого предпринимательства
В разделе представлен комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства.
В рамках данного раздела также будет осуществляться совершенствование и развитие инфраструктуры информационной поддержки малого предпринимательства, актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов существующих сетей поддержки малого предпринимательства, развитие краевой системы дистанционного консалтинга, содействие организации в крае коммуникационной, сервисной сети для субъектов малого предпринимательства, как элементов инфраструктуры.
Предполагается обеспечить льготный доступ малых предприятий к информационным ресурсам, а также создание новых и поддержку эффективно функционирующих информационных центров.
В отдельном направлении раздела мы предлагаем осуществить развитие системы информационной поддержки малого предпринимательства в рамках программы "Электронная Россия", обеспечивающей доступ субъектов инфраструктуры малого предпринимательства к использованию существующих информационных технологий для повышения эффективности бизнес - деятельности.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и внешний рынок должно оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности, предусматриваться создание функциональных систем поиска партнеров для малых предприятий, системы информации о новых товарах и услугах, обеспечивающих предоставление дополнительных возможностей малым предприятиям для заключения сделок.
Одной из проблем является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Мероприятиями раздела предусматривается подготовка и публикация в средствах массовой информации материалов, статей, выпуск теле-, радиопередач, посвященных вопросам и достижениям малого бизнеса. Планируется организация научно - практических конференций, встреч, семинаров и "круглых столов" с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти края и предпринимателей. Эти меры будут способствовать вовлечению в сферу инфраструктуры малого предпринимательства дополнительного круга лиц.
Раздел 3. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства
Для дальнейшего развития малого предпринимательства, повышения занятости населения одним из приоритетных направлений в сфере подготовки кадров является обучение основам предпринимательской деятельности начинающих предпринимателей, в том числе из числа граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также повышение квалификации лиц, занятых на малых предприятиях. Для этого мы предлагаем создание в городах и районах края постоянно действующих базовых образовательных центров по подготовке кадров для малого предпринимательства, проведение краткосрочных курсов, стажировок, обучающих семинаров по вопросам развития малого бизнеса для руководителей и менеджеров малых предприятий.
В рамках мероприятий раздела мы советуем организовать на льготных условиях повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров малого предпринимательства на базе функционирующих образовательных учреждений, внедрение типовых учебных программ, в том числе для дистанционного образования, информационно - методических материалов и учебных пособий по подготовке кадров для малого предпринимательства.
При этом осуществлять обобщение и распространение положительного опыта подготовки кадров для малого бизнеса.
Планируется также организация при учреждениях системы начального профессионального образования края малых предприятий различных отраслей экономики для отработки практических навыков учащихся в организации работы малых предприятий.
С целью повышения уровня подготовки предпринимателей и расширения применения Интернет - технологий в этой сфере мы предлагаем освоение методики, учебно-консультационных программ по созданию малых Интернет - предприятий.
В результате выполнения мероприятий этого раздела предполагается достичь повышения уровня подготовки руководителей и специалистов малого предпринимательства, обеспечить увеличение занятости проблемных групп населения и дополнительную подготовку кадров для малого предпринимательства.
Раздел 4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
В рамках раздела, на наш взгляд, следует реализовать мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на краевом, районном и муниципальном уровнях, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающие условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.
По нашему мнению следует оказывать поддержку создаваемым и действующим государственным фондам поддержки малого предпринимательства, лизинговым и учебно-деловым центрам, бизнес-инкубаторам, агентствам по поддержке малого предпринимательства и самостоятельным структурам поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне. Особое внимание следует уделить территориям с низким уровнем развития инфраструктуры и сервисных организаций.
Рекомендуем содействовать созданию и развитию общественных объединений предпринимателей во всех городах и районах края.
Также в рамках Программы следует предусматривать изучение и распространение передового опыта, организацию краевых совещаний, проведение мониторинга функционирующих фондов поддержки малого предпринимательства для подготовки методических рекомендаций по оптимизации их деятельности, создание для них единого механизма финансовых расчетов.
В рамках данного раздела следует выполнить разработки по практическому внедрению организационных механизмов и технологий:
− поддержка предпринимательства в районах и на муниципальном уровне;
− внедрение эффективных видов кредитования и финансирования малых предприятий, включая взаимные и гарантийные его схемы, венчурное инвестирование и ряд других.
Раздел 5. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти края по поддержке малого предпринимательства
Раздел включает в себя проведение социологических обследований с анализом экономических и социальных проблем малого предпринимательства, статистическое и научно - аналитическое изучение инфраструктуры малого предпринимательства с целью разработки на этой основе предложений и нормативных правовых документов по совершенствованию государственной политики его поддержки.
В рамках раздела мы предлагаем осуществить мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов.
В целях снижения социальной напряженности в депрессивных зонах, выравнивания потенциала малого предпринимательства в разных районах края предполагается осуществить разработку и реализацию проектов и программ развития малого предпринимательства этих районов, направленных на развитие традиционных видов их хозяйственной деятельности.
Также предполагается проведение конкурсов среди территорий и муниципальных образований края по реализации программ социально - экономического развития, в основу которых положены ускоренный рост малого бизнеса, развитие его инфраструктуры, разработка и внедрение механизма льготного финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства через территориальные, районные государственные администрации Ставропольского края.
Кроме того, на наш взгляд, следует организовать повышение квалификации и профессиональной переподготовки для государственных служащих, работающих в области поддержки малого предпринимательства, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, разработать рекомендации и оказать организационно - методическое содействие по созданию механизма поддержки малого предпринимательства на уровне районов и муниципальных образований.
Реализация мероприятий раздела позволит повысить уровень подготовки руководителей и специалистов органов исполнительной власти края по вопросам управления развитием инфраструктуры малого предпринимательства.
Организацию выполнения Программы следует возложить на Государственного заказчика. По основным мероприятиям Программы Государственным заказчиком должны разрабатываться конкретные планы действий, заключаться договоры и соглашения.
Государственный заказчик должен осуществлять конкурсный отбор исполнителей проектов (подрядчиков работ), финансируемых из средств бюджета Ставропольского края, разрабатывать и контролировать график организационно - технических мероприятий, вести прием выполненных работ, представлять Губернатору и Правительству Ставропольского края отчеты по результатам выполнения мероприятий Программы.
В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости и добровольности, которые должны обеспечивать широкие возможности для участия в мероприятиях Программы всех заинтересованных юридических и физических лиц.
В результате осуществления Программы:
− численность действующих малых предприятий должна увеличиться до 8,5 тыс. единиц;
− удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 25% экономически активного населения, или около 300 тыс. человек в абсолютном выражении.
Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 4,5 процента в год, а прирост занятых в секторе малого предпринимательства - на уровне 5 процентов в год.
Вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края возрастет до 14 - 15 процентов.
На основе проведенного исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ:
1. На основании изученных теоретических подходов и концепций инфраструктуры разработана классификация инфраструктуры предпринимательства. Она позволяет обосновать функции инфраструктуры (обеспечение связей между предприятиями (или подразделениями предприятий), создание материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса, обеспечение обращения средств производства), в рамках которых возможно рассматривать услуги, оказываемые малому бизнесу: информационные, консультационные, образовательные, финансовые, и другие.
На основе анализа различных объектов инфраструктуры, поддержки предпринимательства мы можем сделать следующие общие выводы. Во-первых, существование большого числа разнообразных структур в сфере экономического развития создает, в конечном итоге, так называемый мезоуровень, то есть благожелательное окружение и благоприятный климат для предпринимателей, делает возможной институционализированную взаимосвязь и согласованную со всеми заинтересованными сторонами общую муниципальную экономическую политику. Во-вторых, важнейшей задачей муниципальной администрации является содействие созданию различных организаций, активная поддержка их становления, а также возложение на них определенных обязанностей.
2. Рассмотрены основные элементы инфраструктуры предпринимательства (помимо элементов сферы обращения, также элементы производящей сферы (подработка продукции в процессе обращения, капитальный ремонт, автосервис, машиносервис и т.д.)) в частности, современные теоретические подходы к управлению инвестиционными процессами, в том числе в малом предпринимательстве. Это позволило обосновать сущность, основные источники, а также процесс, стадии и направления венчурного инвестирования, особенности венчурного капитала как элемента инфраструктуры субъектов малого предпринимательства.
3. Проведен комплексный анализ современного состояния и проблем венчурного инвестирования малого предпринимательства Российской Федерации в контексте мирового опыта развития венчурного бизнеса в инновационной сфере национальных экономик ведущих стран мира. Установлено, что особенностью венчурного инвестирования в России является тенденция вкладывать венчурный капитал лишь в те предприятия, у которых имеются развитые рынки с низкой эластичностью цен, и где деловой цикл не снижает потребностей потребителей во времена спада. В результате преобладает сектор потребительских товаров, в котором наблюдались темпы роста на уровне 8 % в год; другим привлекательным сектором является сфера услуг, темпы роста в которой составили 6 %.
4. Выполнен экономический анализ функционирования отраслей малого предпринимательства в регионах ЮФО. В южном федеральном округе расположено всего 9,7% всех субъектов оптовой торговли России, развитие оптовой торговли в ЮФО самое слабое – и по доле занятых и по доле предприятий. Среди ведущих отраслей малого предпринимательства оптовая торговля оказывается наиболее развитой и наименее убыточной, а среди прибыльных предприятий малый торговый бизнес более рентабелен.
5. Исследована деятельность субъектов инфраструктуры оптовой торговли г. Москвы, Южного Федерального округа, Ставропольского края. Российские производители, имеющие торговую сеть, составляют 9%, но в общем объеме продаж их доля – 27%, тогда как не имеющие сети – 92% обеспечивают 73% объема продаж. Нами отмечено, что в стране функционирует сеть предприятий (организаций), оказывающих услуги оптовой торговле, но при современных тенденциях экономического развития, как страны, так и города, необходимо расширение сети объектов и услуг, ими оказываемых. В этой связи мы предлагаем государству совместно с региональными и местными властями разработать более совершенную концепцию по инфраструктурному обеспечению предпринимательской деятельности.