Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация

Описание

Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140

Работа состоит из  1 файл

Диссертация.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Таким образом, на российском рынке продуктов питания отмечается присутствие большого количества крупных, средних и малых оптовых предприятий, обеспечивающих выполнения большого количества услуг, например, хранение, расфасовку, упаковку, информационные услуги, транспортные и т.д. Операторы оптового рынка стремятся обеспечить максимально широкий диапазон услуг, наиболее эффективно с этим справляются крупные и средние организации. Все это свидетельствует о готовности оптовой торговли активно участвовать в процессе товародвижения продовольственных товаров.

В дальнейшем, при росте доли специализированных предприятий, например компаний-перевозчиков, оптовая торговля окончательно откажется от ряда услуг, передав их на аутсорсинг, однако останется основным связующим звеном в процессе товародвижения.

Другим фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения, является соотношения импортной и отечественной продукции на данном товарном рынке. Российские импортеры занимают центральное положение в процессе товародвижения продукции, поступающей на рынок по импорту. В настоящее время импортеры организуют поставки в регионы через свои региональные оптовые склады. Для работы с розничными сетями они открывают распределительные центры.

Рассмотрим организацию процесса товародвижения на рынке фруктов, где доля импортной продукции среди прочих товарных рынков продуктов питания одна из самых высоких, около 40%. На рынке с высокой долей импортной продукции осуществление прямых поставок ограничено.

Одним из крупнейших российских импортеров фруктов является компания JFC. Компания JFC основана в 1994 году в Санкт-Петербурге. JFC занимается как поставкой фруктов и овощей, так и обеспечением полного технологического цикла предпродажной обработки продукции. В 1998 году Компания приступила к активному формированию своей распределительной сети. Создание разветвленной инфраструктуры является одним из стратегических направлений развития бизнеса JFC. Каждый год открываются новые фруктовые терминалы в ключевых районах России. С момента основания площадь складских помещений компании увеличилась в 3,5 раза и сейчас составляет 42 000 кв. м.

Все терминалы оснащены современным оборудованием для хранения и дозаривания фруктов и овощей, что позволяет эффективно обслуживать клиентов и гарантировать высокое качество продукции. Компания JFC организует законченную логистическую цепочку поставок фруктов и овощей, предоставляя лучший сервис, с одной стороны - производителю (за счет долгосрочных контрактов), с другой - потребителю. Иностранные производители заинтересованы в стабильных поставках своего товара и в расширении рынков сбыта, а российский потребитель - в возможности широкого выбора фруктов безупречного качества по оптимальной цене. В связи с этим в ближайших планах JFC - дальнейшее развитие и расширение сотрудничества с розничными сетями, строительство новых терминалов, создание собственного автотранспортного предприятия.

Именно развитие рынков с высокой долей импортной продукции способствовало развитию на российском рынке новых видов услуг, в частности, логистических. Особенностью российского рынка логистических услуг можно считать отсутствие или незначительное число компаний, позиционирующих себя как логистические. В связи с этим для присвоения компании статуса логистической необходимо ввести критерии. Компании должны предоставлять и транспортно-экспедиторские, и складские услуги, то есть это условие является необходимым для логистических провайдеров второго уровня. Так же компания должна иметь сайт в Интернете. Эта позиция объясняется тем, что успешная деятельность компании на рынке логистических услуг невозможна без достаточно вы­сокого уровня ее информатизации.

Исследование рынка логистических услуг по организации товародвижения на российском рынке проводилось компанией «КИА-Центр». Результату проведенного исследования показали, что международную территориальную зону обслуживают почти 83% работающих в России исследованных компаний, национальную зону - 78,3%, региональную - 35,6%, муниципальную - 28,8% компаний.

Анализ географического распределения исследованных компаний по месту расположения их центрального офиса показывает, что компании, предлагающие логистические услуги, существуют и работают во всех округах России. Следует отметить, что 52 компании, что составляет 19,5% от общего числа рассмотренных, имеют несколько представительств в различных городах России и за рубежом. 90% компаний Центрального федерального округа имеют центральные офисы в Москве и почти 91% компаний Северо-Западного федерального округа - в Санкт-Петербурге.

Анализ компаний по времени создания показывает, что основное число российских операторов образовалось в период с 1991 до 1999 года. В соответствии с основным направлением деятельности компаний, попавших в выборку, транспортно-экспедиторские компании составили 82,8% от общего числа, складские операторы -10,8%, курьерские службы - 4,5%, компании, которые позиционируют себя как логистические, - 1,9%.

Наиболее подробно хотелось бы остановиться на оптовой торговле, а также развитии всего предпринимательства в ЮФО и Ставропольском крае, в структуре производимой малыми предприятиями продукции ведущими отраслями в ЮФО являются строительство (23,9 %), промышленность (22,7 %) и торговля и общественное питание (22,1 %). Отличительной особенностью является большая, чем в РФ, производительность малых предприятий транспорта и связи, поскольку имеет место положительное соотношение между долей производимой продукции этой отраслью (17,3 %) и долей занятых (12,9 %).

Также можно сказать и о меньшей эффективности функционирования малого бизнеса в целом и торгового, в частности, в Ставропольском крае по сравнению с ЮФО, т.к. доля (СК в ЮФО) занятых составляет: 14,1 % (в целом по краю) и 17,8 % (по торговым предприятиям), а доля производимой продукции –10,8 % 14,5 % соответственно.

Все более широкое признание получает способность предприятий малого бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости. Можно отметить особый интерес населения к созданию малых предприятий в торговле, как самых значимых и привлекательных для приложения труда, вследствие возможности достаточно быстрого начала, переориентации и сворачивания торговой деятельности.

Таблица 10 - Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в ЮФО и Ставропольском крае 2007 г.

Отрасль

Регион

ЮФО

Ставропольский край

Объем произведенной МП продукции

Доля к всего по РФ, %

Объем произведенной МП продукции

Доля к всего по ЮФО,  %

Промышленность

25677,27

9,4

2598,97

10,1

Строительство

26713,93

10,5

3090,73

11,5

Транспорт и связь

5927,07

18,0

528,37

9,2

Торговля и общественное питание

25162,77

9,2

3830,67

15,4

Другие отрасли

29896,47

9,2

2654,57

8,9

Общий объем произведенной продукции на малых предприятиях (млн. руб.)

112643,6

9,7

11969,43

10,6

 

Поскольку разные регионы страны неравномерно охвачены безработицей и наиболее депрессивными считаются республики Северного Кавказа (Ингушетия, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Северная Осетия – Алания), то именно в этих республиках ЮФО развитие малого предпринимательства вообще и сфере торговли, в частности, должно идти особенно быстро.

Малый бизнес в таких регионах может развиваться особенно активно, так как предприятия этой формы создают новые рабочие места. Именно малые предприятия в данной ситуации могут оказать положительное влияние на реформируемую экономику регионов. Однако не все регионы ЮФО используют этот фактор активизации экономических процессов в сфере торгового бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростовская область

Волгоградская область

Астраханская область

Ставропольский край

Краснодарский край

Республика Северная Осетия

Карачаево-Черкесская респ.

Республика Калмыкия

Кабардино-Балкарская респ.

Республика Ингушетия

Республика Дагестан

Республика Адыгея

ЮФО

РФ

0,0       10,0      20,0      30,0       40,0        50,0      60,0

 

Рисунок 4 − Доля малых предприятий в структуре предприятий оптовой торговли в субъектах ЮФО на 01.01.08 г.

 

Лидерами можно считать республики Адыгею и Кабардино-Балкарию, в то время как в Калмыкии, Дагестане, Ингушетии эти процессы находятся пока в зачаточном состоянии. Слабее, чем в других краях и областях развит малый торговый бизнес в Ставропольском крае и Астраханской области. Однако, если оценить уровень развития бизнеса по объему оборота оптовой торговли, то выводы несколько изменятся: Калмыкия из аутсайдеров переходит в разряд лидеров, а Кабардино-Балкария наоборот (табл. 10).

Тоже можно сказать и о Ставропольском крае, который по доле оборота малых торговых предприятий выглядит не хуже других краев и областей. Это происходит потому, что, вероятно, предприятия в Калмыкии и Ставропольском крае работают более активно (или показывают больший оптовый товарооборот).

О том, что предприятия оптовой торговли в крае работают относительно стабильно, свидетельствуют также данные о доле убыточных предприятий (табл. 11). В сфере торговли их меньше, чем в других отраслях малого бизнеса (за исключением предприятий связи и коммунального хозяйства).

Таблица 11 - Оборот оптовой торговли

 

Оборот оптовой торговли, млн. руб.

Всего

Малых предприятий

Доля малых предприятий

РФ

3753600

274070,2

7,3

ЮФО

391607

24938,3

6,4

Республика Адыгея

5695

186,0

3,3

Республика Дагестан

25148

794,5

3,2

Республика Ингушетия

1957

10,3

0,5

Кабардино-Балкарская республика

12126

241,1

2,0

Республика Калмыкия

2247

103,1

4,6

Карачаево-Черкесская республика

5532

107,5

1,9

Республика Северная Осетия

6182

445,8

7,2

Краснодарский край

109908

8363,9

7,6

Ставропольский край

49904

3606,2

7,2

Астраханская область

17758

380,8

2,1

Волгоградская область

50198

3359,0

6,7

Ростовская область

101952

7340,3

7,2

Информация о работе Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности