Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация

Описание

Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140

Работа состоит из  1 файл

Диссертация.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

Таким образом, можно сделать вывод, что среди ведущих отраслей малого предпринимательства оптовая торговля оказывается наиболее развитой и наименее убыточной, а среди прибыльных предприятий малый торговый бизнес более рентабелен.

Таблица 12 - Убыточность предприятий оптовой торговли в Ставропольском крае, 2007 г.

Отрасль

Доля убыточных предприятий в общем количестве малых предприятий отрасли, %

ВСЕГО по краю

35

Промышленность

38

Сельское хозяйство

37

Транспорт

43

Связь

28

Строительство

41

Оптовая торговля

30

Заготовки

41

Коммунальное хозяйство

28

 

 

2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством воздействия на следующие виды производственной инфраструктуры: информационную, инновационную, инвестиционную, инфраструктуру рынка труда. Нельзя снижать значения в развитии предпринимательства и других видов инфраструктуры, но выделенные выше являются наиболее значимыми.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 1300 субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне и в большинстве регионов Российской Федерации созданы и функционируют субъекты специализированной инфраструктуры поддержки предпринимательства регионального и муниципального уровня (федеральный и региональные фонды поддержки предпринимательства, научно-технические парки, технологические центры, агентства поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, региональные информационно-аналитические центры, инновационные центры, лизинговые компании, кредитные союзы, и т.д.).

Реализация государственной политики в сфере поддержки предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в координации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании положений статьи 79 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» министерством проведен открытый конкурс по определению исполнителей мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса профинансировано 28 проектов по созданию объектов инфраструктуры; государственной поддержки малого предпринимательства в 24 субъектах Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации проводят собственную политику в данной сфере исходя из установленной федеральным законодательством системы приоритетов и с учетом собственных особенностей социально  экономического положения и имеющихся ресурсов.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определяет основные направления государственной политики в данной сфере. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. В Москве, например, утверждена и реализуется  целевая программа «Развитие малого предпринимательства в г. Москве». Основными в программе являются следующие направления:

 развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства;

 совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства;

 укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

 развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

 совершенствование деятельности органов исполнительной власти г. Москвы по поддержке малого предпринимательства.

Движение в этих направлениях невозможно без развитой системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Финансовая, информационная поддержка, подготовка кадров для малого предпринимательства и другие виды поддержки должны вестись специализированными организациями либо органами всех ветвей власти, которая также подразумевает создание в составе последних, управлений, отделов и т.п., что является частью инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для этого необходимо провести комплексную ревизию действующего законодательства, ликвидировав избыточные функции органов власти по осуществлению контроля за деятельностью предприятий малого бизнеса, оптимизировать нормативные правовые основы администрирования малого предпринимательства со стороны государства.

Фонды поддержки малого предпринимательства, которые создаются на местном и региональном уровне в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» играют решающую роль в обеспечении финансового содействия малым предприятиям, облегчении их доступа к банковским кредитам. В целях расширения возможностей доступа малых предприятий к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, в рамках действующих федеральных программ предусмотрено выполнение комплекса мер, содействующих созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов. Деятельность фондов находится под контролем государственных органов - это контроль целевого использования бюджетных средств фондов, осуществление совместно с экспертными комиссиями функций конкурсных комиссий по выделению средств фондов на реализацию мероприятий и программ. Члены экспертных комиссий осуществляют экспертизу представленных бизнес-планов, выезд на место и ознакомление с деятельностью претендента на получение финансовой поддержки.

Одним   из  основных  направлений  финансовой  поддержки  является система льготного налогообложения. Налоговым законодательством, наряду с общими для всех предприятий налоговыми льготами, предоставлены специальные льготы малым предприятиям. Эти налоговые льготы стали дополнительным источником использования собственных средств предприятий и государственных ресурсов в целях поддержки и развития малого предпринимательства.

Подавляющее большинство банкиров считает, что предприниматели нуждаются в заемных средствах. В то же время банкиры признают существование барьеров, которые препятствуют получению кредита в банке. Такими ограничениями являются дороговизна кредитов, недостаточность обеспечения. Банкиры отмечают сложность процедуры получения кредита, что также является ограничением для субъектов предпринимательства: от времени подачи заявки до момента кредитования проходит от 1 до 3 месяцев. Для малого бизнеса это существенные сроки, и часто предприниматели обращаются в другие источники. Особенно трудно получить кредит начинающим новый бизнес.

Название «венчурный» происходит от английского «venture»  «рискованное предприятие или начинание». Венчурное инвестирование, как правило, осуществляется в малые или средние частные предприятия без предоставления какого-либо залога в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами — физическими или юридическими лицами. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита. На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая предоставляется в форме венчурного кредита. Цель венчурного инвестора - продать по прошествии нескольких лет (обычно 3-7) принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

Приоритетным направлением поддержки малого предпринимательства является развитие финансового лизинга. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» установлен порядок привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов для развития лизинга в интересах малых предприятий.

В последние годы ряд российских банков приступили к реализации специальных программ кредитования малого бизнеса. Это  одна из инициатив Европейского банка реконструкции и развития. Программа этого банка по поддержке малого бизнеса в России была начата в 1994 г., он предоставляет специально отобранным российским банкам, имеющим подготовленный персонал, кредиты на льготных условиях. Банки, в свою очередь, кредитуют за счет этих средств малые предприятия, заявки которых рассматриваются банками совместно с европейскими консультантами.

Программа Европейского банка включает два основных направления кредитования - так называемые микрокредиты и инвестиционные кредиты для малых предприятий.

Ряд российских и зарубежных организаций реализует также проекты небанковского финансирования субъектов малого предпринимательства (общества взаимного кредитования, инвестиционные фонды, микрофинансирование, финансовый лизинг).

Эффективным способом упрочения положения малых предприятий на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы внешних консультационных и информационных услуг в сфере кредитной и инвестиционной деятельности, поскольку внутри отдельного малого предприятия нельзя решить многие связанные с этим проблемы из-за отсутствия квалифицированного персонала и необходимых материальных и инструментальных средств.

В общей системе поддержки предпринимательства можно выделить четыре уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. Наиболее развитый среди них — региональный уровень, в который входит большинство субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, но их распределение очень неравномерно. Есть регионы, где подобные субъекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая «перенасыщенность» ими, что приводит к дублированию функций. В настоящее время ключевым фактором успешного развития предпринимательства в регионах страны становится качество и эффективность деятельности элементов системы инфраструктурного обеспечения. Например, администрации Чувашской Республики (17 субъектов инфраструктуры поддержки), Краснодарского края, Брянской (11), Саратовской, Новгородской (17) Ульяновской областей (20) отмечают, что региональная сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе достаточна. В Калининградской области инфраструктура поддержки предпринимательства представлена только Региональным агентством поддержки малого предпринимательства. Одной из причин такой неравномерности является отношение местных властей к проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Зачастую активность в развитии инфраструктуры предпринимательства в регионе обусловлена исключительной позицией одного или группы лиц в администрации субъекта, наличием влиятельных предпринимательских организаций, способных воздействовать на региональную экономическую политику. В 2004 г. в субъектах Российской Федерации действовали 82 региональных фонда поддержки малого предпринимательства и около 160 - в муниципальных образованиях (с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства создается региональный фонд поддержки малого предпринимательства в Свердловской области), 51 региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и около 50 агентств в муниципальных образованиях, 80 бизнес-инкубаторов, 59 региональных учебно-деловых центров Морозовского проекта и 67 учебно-деловых центра - в муниципальных образованиях, 64 информационно-аналитических центра, около 30 инновационно-технологических центров, более 20 ремесленных палат, 41 технопарк, 54 региональные лизинговые компании и около 70 - в муниципальных образованиях, 65 региональных маркетинговых центров.

Информация о работе Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности