Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация

Описание

Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140

Работа состоит из  1 файл

Диссертация.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Очеред­ность

(год)

Частота возникновения потерь (f, %)

Общая час­тота воз­никновения потерь предпри­ятия

Область минималь­ного риска

Область по­вышенного риска

Область критическо­го риска

Область не­допустимо­го риска

f1

f2

f3

f4

f5

f6

1 год

0,65

0,40 (61 %)

0,15 (23 %)

0,05 (8 %)

0,05 (8 %)

2 год

0,55

0,30 (35 %)

0,15(27%)

0,05 (9 %)

0,05 (9 %)

 

На основании данных рисунка 7 рассчитываем уровни риска для инве­стиционного проекта КЦ «Папа Карло»:

,

.

Рисунок 7 - Определение уровня риска (Ур) проекта КЦ «Папа Карло» с помощью графика Лоренца

 

Сравнивая по годам результаты расчетов уровня риска по обоим проектам устанавливаем, что проект КЦ «Папа Карло» является более рискованным (вероятность наступления потерь более высока), чем проект КЦ «Шоколадница» на обоих годах реализации проектов, что отражено в таблице 19.

Таблица 19 - Уровни рисков инвестиционных проектов

Инвестиционные проекты

Уровень риска Ур (%)

1 год

2 год

Проект КЦ «Шоколадница»

30

25

Проект КЦ «Папа Карло»

38

33

 

Проведенная оценка уровня внешнего и внутреннего рисков по рассматриваемым проектам показала, что по обоим видам рисков проект КЦ «Шоколадница» по расширению ассортимента и освоению производства кондитерских изделий является менее рискован­ным, чем проект КЦ «Папа Карло» по освоению выпуска замороженных фруктов.

Что касается предпочтения в распределении инвестируемых средств между проектами в пользу какого-либо из них, учитывая результаты прове­денных расчетов, то в данном случае все зависит от вида анализа, которого придерживаются эксперты.

Если использовать приемы позитивного анализа, то, однозначно следу­ет отдать предпочтение проекту с меньшими уровнями риска.

Если придерживаться нормативного анализа, то, варианты могут быть разными, все будет зависеть от субъективного предпочтения инвесторов, а проблемы повышенного риска в случае, если предпочтение в распределении средств отдается более рискованному проекту должны предусматривать их минимизацию.

В любом случае проведенный анализ позволил оценить целесообраз­ность инвестирования венчурного капитала в рассматриваемые проекты с точки зрения вероятных рисков, показал, что в данном конкретном случае проекты имеют невысокие уровни рисков.

 

3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами

Как отмечалось во второй главе данного диссертационного исследования, в сложившихся условиях проблемы развития инфраструктуры малого предпринимательства можно разрешить объединенными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления, используя при этом программные методы.

Предлагаемая Программа разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства Ставропольского края с учетом тенденций и опыта развития государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, предложений органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, организаций поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на краевом уровне.

Основной целью предлагаемой нами Программы является обеспечение условий для интенсивного развития инфраструктуры малого предпринимательства на основе повышения эффективности мер государственной поддержки на краевом уровне.

Для достижения цели мы предлагаем ряд задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов разрешить основные проблемы развития инфраструктуры малого предпринимательства в Ставропольском крае:

−        совершенствование правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития инфраструктуры малого предпринимательства;

−        развитие кредитно - финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инфраструктуры малого предпринимательства;

−        финансирование приоритетных направлений, содействие развитию малого предпринимательства в производственной сфере;

−        распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение развития инфраструктуры малого предпринимательства, накопленного в районах и муниципальных образованиях;

−        практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов инфраструктуры малого предпринимательства;

−        подготовка кадров для инфраструктуры малого предпринимательства;

−        повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований края по поддержке инфраструктуры малого предпринимательства;

−        создание условий для реализации в крае зарубежных программ развития инфраструктуры предпринимательства;

−        продвижение продукции малых предприятий на общероссийские и международные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.

Финансирование мероприятий Программы, на наш взгляд, следует осуществлять за счет средств бюджета Ставропольского края. Возможно участие организаций в исполнении мероприятий Программы за счет собственных средств.

Объем финансовых средств бюджета Ставропольского края, необходимых для реализации Программы на 2008-2010 годы, составляет 140,4 млн. рублей.

Основные мероприятия по реализации Программы состоят из пяти разделов.

Раздел 1. Развитие системы финансовой поддержки инфраструктуры малого предпринимательства

Первоочередной задачей Программы в данной области будет являться упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.

В рамках раздела будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно - финансовых механизмов, включающие:

−        разработку и внедрение гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства;

−        совершенствование схемы субсидирования части процентной ставки за пользование банковскими кредитами, привлекаемыми субъектами малого предпринимательства для реализации быстро окупаемых проектов;

−        развитие кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формирование инфраструктуры микрофинансирования;

−        развитие венчурного инвестирования малого предпринимательства;

−        адресная поддержка проектов в приоритетных направлениях развития малого предпринимательства.

Многие проекты малых предприятий, имеющие особое социально - экономическое значение для Ставропольского края, в том числе в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, развития инфраструктуры туризма, инновационного и высокотехнологичного производства зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования по срокам окупаемости и достаточности гарантий возврата кредитов. Одним из направлений решения проблемы мы предлагаем адресную поддержка приоритетных проектов в виде льготного финансирования, предоставляемую на конкурсной основе из средств бюджета Ставропольского края.

Для отбора проектов на субсидирование приоритетными направлениями адресной поддержки определены следующие сферы деятельности малых предприятий:

−        содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, переработка сельскохозяйственной продукции;

−        производство импортозамещающих товаров, в том числе товаров широкого потребления, изделий легкой промышленности;

−        строительство, производство строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство;

−        инфраструктура туризма, санаторно-курортное обслуживание;

−        развитие инноваций и высоких технологий;

−        развитие бытового обслуживания населения;

−        развитие экономики в депрессивных зонах и населенных пунктах;

−        народно - художественные промыслы и ремесла.

В процессе адресной поддержки будет отрабатываться механизм финансирования проектов по формированию производственной и социальной инфраструктуры крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Информация о работе Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности