Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Завершается процесс формирования системы торгово-промышленных палат, которая насчитывает 163 территориальных отделения (83 из них являются палатами субъектов Российской Федерации).
Создание инфраструктуры предпринимательства невозможно без финансового содействия со стороны государства и участия органов исполнительной власти потому, что такого рода объекты характеризуются капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости или вовсе не приносят прибыли. В силу ресурсных ограничений рекламные кампании по направлениям деятельности субъектов инфраструктуры малого предпринимательства не проводятся.
Актуальным остается решение вопроса о реализации принципа «одного окна» путем создания центров поддержки предпринимательства с полным набором услуг для предпринимателей на региональном и муниципальном уровнях.
Общее отношение субъектов малого бизнеса к реализуемой государством поддержке как к недостаточно действенной находит косвенное выражение в относительно низкой активности обращений к структурам, осуществляющим их поддержку.
По данным; социологических опросов, предприниматели недостаточно информированы о наличии в регионах субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В ходе проведенного исследования АНО Информационно-консультационный центр «Бизнес-тезаурус», целью которого было выявление, к каким организациям инфраструктуры поддержки малого бизнеса чаще всего обращаются предприниматели, выявилось, что в организации инфраструктуры поддержки обращались далеко не все респонденты. Значительная часть опрошенных предпринимателей - 47,8% по всей выборке ни разу не обращалась в перечисленные организации. В то же время большая часть - 52,2% хотя бы один раз пользовалась услугами этих структур.
Полученные в ходе опроса данные показали, что по степени своей востребованности все перечисленные структуры разбиваются на четыре группы.
В первую группу по посещаемости вошли учебно-деловые центры для предпринимателей, а также выставочные и демонстрационно-диллерские центры. В них обращались, соответственно, 29,8% и 28,5% ответивших респондентов из всей выборки.
Во второй группе присутствуют различные консалтинговые структуры -20,8% ответивших по всей выборке, бизнес-центры посещали - 15,4% и организации, осуществляющие микрокредитование - 15,4%.
Третью группу, наиболее многочисленную, составили такие структуры, как региональные информационно-аналитические центры — 11,2% ответивших по всей выборке в целом, региональные фонды поддержки предпринимательства- 10,6%, центры поддержки предпринимательства- 9,3%, лизинговые компании — 9,0%, технопарки — 7,4%, инвестиционные фонды — 5,1%, региональные агентства поддержки предпринимательства - 4,8%.
Четвертая группа, получившая самые низкие оценки частоты востребованности, включает: центры ремесел и народных промыслов - 2,2% по всей выборке, инновационно-технологические центры - 1,6%, общества взаимного страхования малых предприятий — 1,3%, бизнес-инкубаторы — 1,0%.
Как считают исследователи, реальный уровень востребованности является очень низким, поскольку чуть меньше половины всех опрошенных предпринимателей - 47,2% не смогли указать ни одной организации, услугами которой они пользовались. Таким образом, можно констатировать, что внешняя среда малого бизнеса в виде инфраструктуры поддержки предпринимательства, в итоге реализации четырех Федеральных программ поддержки, находится все еще в стадии формирования. Несмотря на низкую востребованность услуг бизнес-инкубирования в России (1% опрошенных), мировая практика показывает, что они являются одной из самых эффективных форм поддержки зарождающихся предприятий.
В России функционирует около 80 бизнес-инкубаторов, но, надо признать, что большинство из них пока не в полной мере использует возможности бизнес-инкубирования. При этом, в отличие от других организаций, бизнес-инкубаторы не получали финансовой поддержки ни на федеральном, ни на региональном уровне. Их существование обеспечивалось за счет международных проектов, крайне редко - за счет поддержки на муниципальном уровне.
Учитывая современную специфику развития всех форм предпринимательства, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства - становится ключевым фактором его успешного развития в городах и муниципальных образованиях.
Государство играет значительную роль в создании рамочных условий для развития малого бизнеса, но задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Непосредственная поддержка малого бизнеса дело, в первую очередь, муниципальное. Местное самоуправление чрезвычайно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета.
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Ставропольского края. Большинство малых предприятий и предпринимателей, несмотря на финансовую и экономическую нестабильность в стране, работают устойчиво.
После некоторого спада в 2000 году малое предпринимательство в крае развивается стабильно. По данным на 1 июля 2005 года на территории края работает 7391 малое предприятие, что на 4 процента больше, чем в прошлом году, и более 80 тысяч частных предпринимателей без образования юридического лица, в том числе примерно 14,5 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество рабочих мест в сфере малого бизнеса за последние полтора года выросло на 11 тысяч, численность работающих увеличилась до 246,6 человека, что составило 19 процентов от общей численности занятых в экономике края. Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. В 2001 году ими выполнено работ на общую сумму 12,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 12,2 процента больше, чем за 2000 год, и составило 10 процентов от общего объема произведенной в крае продукции. По итогам первого полугодия 2004 года прирост производства на малых предприятиях края по сравнению с тем же периодом прошлого года превысил 12 процентов.
Наращивается производственный потенциал малого бизнеса, по предварительным данным с начала 2001 года малыми предприятиями края инвестировано в основной капитал около 570 млн рублей, при этом в качестве государственной поддержки произведено компенсирование процентов за пользование инвестиционными средствами в сумме 18,7 млн рублей.
Сопоставление производственного и трудового потенциала малых предприятий края с показателями, характеризующими результаты их деятельности, в ряде отношений говорит в пользу малого бизнеса. Производство продукции и услуг на одного работающего на малых предприятиях в торговле выше, чем по отрасли в целом в 1,9 раза, в строительстве - на уровне отраслевого показателя. Результативность использования основных фондов малыми предприятиями выше в большинстве отраслей экономики: выпуск промышленной продукции в расчете на 1 рубль основных фондов по малым предприятиям в 1,4 раза превысил этот показатель в целом по промышленности; в строительстве - в 1,5 раза; в торговле - в 2 раза.
По данным администраций городов краевого значения и территориальных, районных государственных администраций края общий объем налоговых поступлений от малых предприятий в 2001 году вырос на 48 процентов по сравнению с 2000 годом, удельный вес предпринимательства в пополнении бюджетов всех уровней достиг 13 процентов.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что малое предпринимательство на Ставрополье становится весомым сектором экономики. Определенную роль в этом сыграли мероприятия краевой целевой программы поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы. На их выполнение из бюджета Ставропольского края направлено около 19 млн рублей.
Были разработаны муниципальные программы поддержки малого предпринимательства в девяти городах, а также мероприятия в 14 районах края.
Практика показала, что в условиях ограниченности бюджетных средств наиболее эффективной формой финансовой поддержки малого бизнеса является субсидирование части процентной ставки банковских кредитов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка в форме субсидирования оказана 63 субъектам малого предпринимательства на сумму 18,7 млн рублей. Благодаря использованию данного механизма государственной поддержки реального сектора экономики, привлечено 186,7 млн рублей кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое перевооружение производственных мощностей субъектов малого предпринимательства.
Разработан и принят ряд документов, затрагивающих различные аспекты регулирования предпринимательской деятельности:
положение о порядке финансирования краевых программ и проектов поддержки и развития малого предпринимательства в Ставропольском крае;
порядок расходования средств, выделяемых из бюджета Ставропольского края на финансирование краевой целевой программы поддержки малого предпринимательства;
положение о порядке предоставления краткосрочных займов субъектам малого предпринимательства;
примерный порядок работы мелкорозничной торговой сети на территории Ставропольского края;
положение об общественном совете по поддержке предпринимательства при Губернаторе Ставропольского края.
Подготовлены необходимые методические и нормативные документы для организации микрофинансирования субъектов малого предпринимательства через некоммерческую организацию - государственный фонд поддержки малого предпринимательства Ставропольского края и организации кредитного кооператива граждан.
Обобщены и направлены в адрес Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для территориальных, районных государственных администраций края подготовлены методические материалы по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
Отрабатывается механизм информационного и методического обеспечения малого бизнеса. Проводится работа по созданию краевой системы дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства. Информационные материалы по вопросам поддержки малого предпринимательства регулярно освещаются в средствах массовой информации. Издается еженедельник малого и среднего бизнеса - газета "26 регион". Подготовлена к изданию памятка предпринимателю "Все о проверках".
Проведены: краевая конференция предпринимателей "Проблемы развития малого бизнеса и защиты прав предпринимателей", встреча предпринимателей с Губернатором Ставропольского края, в рамках которой организована краевая выставка "Товары малого бизнеса Ставрополья", краевое совещание "О состоянии и развитии малого предпринимательства в Ставропольском крае", несколько "круглых столов" с участием представителей предпринимательства, банковских структур, контролирующих организаций по проблемам малого бизнеса.
Организовано участие предпринимателей края в работе окружного совещания на тему "О состоянии и перспективах развития малого предпринимательства на Юге России".
Для оказания помощи в продвижении товаров, производимых малыми предприятиями края, на внешние рынки, а также для привлечения инвестиций в экономику края осуществлялся комплекс следующих мероприятий: проведено 19 краевых и 5 межрегиональных выставок - ярмарок с участием субъектов малого предпринимательства; сформирован каталог продукции малого предпринимательства Ставропольского края, предлагаемой на экспорт; направлены каталоги экспортной продукции, технологий, работ и услуг малых предприятий Ставропольского края в адреса 60 торговых представительств Российской Федерации за рубежом.
Принимались меры по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей. На территории края действует ряд организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса: некоммерческая организация - государственный фонд поддержки малого предпринимательства Ставропольского края и три муниципальных фонда; торгово-промышленная палата Ставропольского края; некоммерческое партнерство промышленников и предпринимателей (работодателей) "Конгресс деловых кругов Ставрополья"; ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ставропольского края с районными отделениями; Союз деловых женщин Ставрополья.
Учреждено некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Ставропольского края", в составе которого действует юридическое агентство по защите прав предпринимателей. В настоящее время в крае создано 10 отделений "Союза предпринимателей" и планируется до конца года сформировать их во всех городах и районах края.
Вместе с тем развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае сдерживается как по объективным причинам, так и в результате недостаточного внимания органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований края к этой сфере экономики.
Непроизводственная сфера по-прежнему остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. 54 процента малых предприятий края работают в настоящее время в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и строительстве - только 28 процентов.
Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских Минеральных Вод - 40,5 процента и в городе Ставрополе - 35 процентов. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по краю число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 35, то в Новоселицком, Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других районах этот показатель в 2 - 3 раза ниже краевого уровня.