Комплексная оценка и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Анализ выпуска и реализации продукции 7
Раздел 2. Анализ расходов на выпуск и реализацию
продукции 18
Раздел 3. Анализ использования основных производственных факторов (ресурсов) 22
Раздел 4. Анализ финансового состояния предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Вальвачева.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО НИЖЕГОРОДСКИЙ  КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономического анализа и антикризисного управления

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

 

 «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

на тему: «Комплексная оценка и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 4-Б

Вольвачева Оксана Дмитриевна

Проверила:

Лещева Вера Борисовна

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

 

Раздел 1. Анализ выпуска и реализации продукции 7

 

Раздел 2. Анализ расходов на выпуск и реализацию

продукции 18

 

Раздел 3. Анализ использования основных производственных факторов (ресурсов) 22

 

Раздел 4. Анализ финансового состояния предприятия 37

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Анализ хозяйственной  деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий  в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий [1].

Ключевой целью финансового  анализа является получение определенного  числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового  анализа:

♦ определение финансового  состояния предприятия;

♦ выявление изменений  в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

♦ установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

♦ прогноз основных тенденций  финансового состояния. Аналитика  и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей  финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации [3].

Цели исследования достигаются  в результате решения ряда аналитических задач:

♦ предварительный обзор  бухгалтерской отчетности;

♦ характеристика имущества  предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

♦ оценка финансовой устойчивости;

♦ характеристика источников средств: собственных и заемных;

♦  анализ прибыли  и рентабельности;

♦  разработка мероприятий  по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения  в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству  предприятия необходима деловая  систематическая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование  в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших из них:

1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

3. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Руководство предприятия должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

8. Один из принципов анализа — его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект [2].

Основным методом финансового  анализа будет являться  факторный анализ, который заключается влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Построение факторной  модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные  факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

В написании курсовой работы, при аналитических расчетах, мы будем использовать в основном два метода расчета влияния факторов:

    • первый способ, это цепных подстановок, который заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные факторы.
    • второй метод, это способ абсолютных разниц, который является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

В данной работе будет проведен анализ финансово-экономической деятельности конкретного предприятия.

Для анализа деятельности данного предприятия будут выполнены  расчеты и исследования в следующих  разделах:

  1. анализ выпуска и реализации продукции;
  2. анализ расходов на выпуск и реализацию продукции;
  3. анализ использования основных производственных факторов (ресурсов);
  4. анализ финансового состояния предприятия.

В заключении необходимо выявить положительные и отрицательные стороны деятельности организации, дать оценку перспективам ее развития в дальнейшем, а также предложить некоторые рекомендации по совершенствованию работы на данном предприятии. 

РАЗДЕЛ 1. Анализ выпуска и реализации продукции

 

Объем производства и  объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. 
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение [7].

Объем производства и  реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены [4].

В этом разделе необходимо провести анализ динамики выпуска и реализации продукции, проанализировать выполнение плана и динамику объема реализации по видам продукции, проанализировать выполнение плана по структуре реализованной продукции, дать оценку выполнения плана реализованной продукции по ассортименту и проанализировать ритмичность выполнения плана реализованной продукции.

Этап первый – анализ динамики выпуска и продажи продукции. Для этого необходимо заполнить следующую таблицу:

Таблица 1.1 –  Показатели динамики выпуска и реализации продукции

Показатели

Года

2002

2003

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

Объем товарной продукции, тыс. руб.

21234

42334

43634

48734

50234

Объем реализованной  продукции, тыс. руб.

19854

40645

43045

49245

51045

Индекс цен*

100

112

111,7

110,9

109

Объем товарной продукции  в сопоставимых ценах, тыс. руб.

21234

37798

39064

43944

46086

Объем реализованной  продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

19854

36290

38536

44405

46830

Цепные Темпы роста  товарной продукции в текущих  ценах, %.

100

199,4

103,1

111,7

103,1

Цепные Темпы роста  товарной продукции в сопоставимых ценах, %.

100

178,0

103,3

112,5

104,9

Цепные Темпы роста  реализованной продукции в текущих  ценах, %

100

204,7

105,9

114,4

103,7

Цепные Темпы роста  реализованной продукции в сопоставимых ценах, %

100

182,8

106,2

115,2

105,5

Информация о работе Комплексная оценка и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия