Комплексная оценка и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Анализ выпуска и реализации продукции 7
Раздел 2. Анализ расходов на выпуск и реализацию
продукции 18
Раздел 3. Анализ использования основных производственных факторов (ресурсов) 22
Раздел 4. Анализ финансового состояния предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Вальвачева.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

Результаты финансового  анализа используются:

  • администрацией для принятия управленческих решений;
  • внешними пользователями (банками - для определения кредитоспособности предприятия, потенциальными инвесторами - для определения целесообразности инвестиций, профессиональными участниками фондового рынка - для определения цены акций и т.д.).

 

Финансовый анализ важен для  деятельности предприятия, т.к. прибыль  и рентабельность отражают эффективность  производства.

В данном разделе необходимо определить финансовые результаты от производственной деятельности предприятия, а также влияние различных факторов на изменение прибыли от продаж. Далее необходимо составить агрегированный баланс, на основе которого будут рассчитаны показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

Для начала необходимо определить финансовые результаты деятельности предприятия. Чтобы рассчитать финансовые результаты, необходимо заполнить следующую  таблицу:

Таблица 4.1 –  Показатели деятельности предприятия

Показатели

За базисный период

За отчетный период

Отклонение

Темп изменения,%

1

2

3

4

5

Объем реализованной продукции, тыс.руб.

49245

51045

+1800

103,7

Расходы всего, тыс.руб.

40184

41551

+1367

103,4

В т.ч. расходы переменные, тыс.руб.

29842

31086

+1244

104,2

Расходы переменные на 1 руб. товарной продукции

0,606

0,609

+0,003

100,5

Величина покрытия (маржинальный доход), тыс.руб.

19403

19959

+556

102,9

Величина покрытия на 1 руб. товарной продукции

0,394

0,391

-0,003

99,2

Расходы постоянные, тыс.руб.

10341

10464

+123

101,2

Прибыль от продаж, тыс.руб.

9062

9495

+433

104,8

Рентабельность продаж,%

18,402

18,601

+0,2

101,1


 

При расчете показателей  Таблицы 4.1 использовались следующие  формулы:

1. Переменные расходы на 1 руб. товарной продукции = Расходы переменные/Объем реализованной продукции.

Базисный период: 29842 тыс. руб./49245 тыс. руб. = 0,606, т.е. на 1 рубль товарной продукции в базисном периоде отводится 0,606 рубля переменных расходов.

Отчетный период: 31086 тыс. руб./51045 тыс. руб. = 0,609, т.е. на 1 рубль товарной продукции в отчетном периоде отводится 0,609 рубля переменных расходов.

2. Величина покрытия или маржинальный доход = Объем реализации продукции – Переменные расходы.

Базисный период: 49245 – 29842 = 19403 тыс. руб.

Отчетный период: 51045 – 31086 = 19959 тыс. руб.

3. Маржинальный доход на 1 рубль товарной продукции = Маржинальный доход/Объем реализации продукции.

Базисный период: 19403 тыс. руб./49245 тыс. руб. = 0,394.

Отчетный период: 19959 тыс. руб./51045 тыс. руб. = 0,391.

4. Прибыль от продаж = Маржинальный доход – Расходы постоянные.

Базисный период: 19403 – 10341 = 9062 тыс. руб.

Отчетный период: 19959 – 10464= 9495 тыс. руб.

5. Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж/Объем реализации продукции)*100%.

Базисный период: (9062тыс. руб./49245тыс. руб.)*100% = 18,4%.

Отчетный период: (9495 тыс. руб./51045 тыс. руб.)*100% = 18,6%.

Чтобы провести более глубокий анализ и сделать выводы, нужно определить влияние различных факторов на изменение прибыли от продаж.

Для расчета влияния  факторов на прибыль от продаж будет использована следующая факторная модель:

П = N*md – Cпост, где

П – прибыль от продаж;

N – объем реализованной продукции;

md – маржинальный доход на 1 руб. товарной продукции;

Cпост – постоянные расходы.

∆П (N) =∆ N* md0 = 1800*0,394 = 709 тыс. руб.

∆П (md) = N1*∆ md = 51045*(-0,003) = -153 тыс. руб.

∆П (Спост) = -∆ Спост = -123 тыс. руб.

∆П = ∆П (N) + ∆П (md) + ∆П (Спост) =  709 – 153 – 123 = 433 тыс. руб.

 

Таблица 4.1 а  – Влияние факторов на прибыль  от продаж

Фактор

Размер  влияния

Доля  влияния,%

Объем реализованной продукции

709

163,5

Расходы переменные

-153

-35,2

Расходы постоянные

-123

-28,3

Итого

433

100,0


 

В целом по предприятию  прибыль от продаж увеличилась на 433 тыс. руб. или на 4,8%. Этот рост обеспечен  увеличением объема реализации на 1800 тыс. руб. или на 3,7%; за счет этого  фактора прибыль увеличилась на 709 тыс. руб. Отрицательное влияние на рост прибыли оказывает увеличение переменных и постоянных расходов.  За счет роста переменных расходов на 1244 тыс. руб. или на 4,2% и роста постоянных расходов на 123 тыс. руб. или на 1,2%, прибыль от продаж снизилась на 153 тыс. руб. и 123 тыс. руб. соответственно. Рост затрат компенсируется ростом выручки. Рентабельность продаж возрастает, что положительно характеризует деятельность предприятия.

Далее необходимо составить  агрегированный аналитический баланс за отчетный период.

Таблица 4.2 - Агрегированный аналитический баланс за отчетный период

Статьи

На начало года

На конец года

Отклонение

Темп изменения,%

Изменение удельного веса,+-

Тыс.руб.

В % к итогу

Тыс.руб.

В % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Иммобилизованные активы

4734

62,5

4645

60,3

-89

98,1

-2,1

2. Мобильные активы

2843

37,5

3054

39,7

+211

107,4

2,1

В т.ч. 2.1. Запасы

1935

25,5

1753

22,8

-182

90,6

-2,8

2.2. Дебиторская задолженность

184

2,4

123

1,6

-61

66,8

-0,8

2.3.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

38

0,5

25

0,3

-13

65,8

-0,2

Итого баланс:

7577

100

7699

100

122

101,6

-

3. Собственный капитал

4835

63,8

4754

61,7

-81

98,3

-2,1

4. Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

-

5. Краткосрочные обязательства

2742

36,2

2945

38,3

+203

107,4

2,1

В т.ч.: 5.1. краткосрочные кредиты  и займы

60

0,8

160

2,1

+100

266,7

1,3

5.2. Задолженность поставщикам и  другим организациям

1713

22,6

1884

24,5

+171

110,0

1,9

5.3.Задолженность по внутреннему  долгу         

878

11,6

871

11,3

-7

99,2

-0,3

5.4. Задолженность  фискальной  системе   

91

1,2

30

0,4

-61

33,0

-0,8

Итого баланс

7577

100

7699

100

122

101,6

-


В целом по предприятию активы увеличились на 1,6%, а объем реализации возрос на 3,7%. Темп роста выручки опережает темп роста активов. Это значит, что предприятие стало более эффективно использовать свой экономический потенциал. Соотношение темпов роста выручки и активов говорит об ускорении оборачиваемости капитала, что должно привести к снижению удельных затрат при прочих равных условиях. Это, в свою очередь, является фактором повышения рентабельности продаж, а повышение рентабельности продаж и выручки ведут к росту прибыли. Прибыль от продаж увеличивается более высокими темпами (4,8%), чем выручка (3,7%) и активы (1,2%).

В составе активов наблюдаются положительные изменения, обусловленные снижением удельного веса иммобилизованных активов и сокращение запасов. Уменьшение запасов ведет к сокращению затрат на их хранение.

В пассиве баланса  произошли следующие изменения: снизилась доля собственного капитала (на 2,1%), в составе краткосрочных обязательств наблюдается рост краткосрочных кредитов и займов (в 2,67 раза), причем данный рост намного опережает рост выручки. Положительным моментом в работе предприятия является сокращение задолженностей по внутреннему долгу и фискальной системе. Отрицательный момент заключается в увеличении задолженности поставщикам и другим организациям. 

Чтобы оценить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, необходимо рассчитать показатели ликвидности, погашения задолженности, структуры капитала, размещения средств в активах предприятия.

Ликвидность характеризуется четырьмя коэффициентами:

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности.

Кал = Денежные средства/Краткосрочные обязательства.

Базисный период: Кал = 38/2742 = 0,013, т.е. 0,013 часть текущей задолженности может быть погашена  наиболее ликвидными активами – денежными средствами.

Отчетный период: Кал = 25/2945 = 0,008.

2. Коэффициент критической ликвидности.

Ккл = (Денежные средства + Дебиторская задолженность)/Краткосрочные обязательства.

Базисный период: Ккл = (38+184)/2742= 0,081, т.е. такую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить за счет денежных средств и дебиторской задолженности.

Отчетный период: Ккл = (25+123)/2945 = 0,050.

3. Коэффициент текущей ликвидности.

Ктл = Мобильные активы/Краткосрочные обязательства.

Базисный период: Ктл = 2843/2742 = 1,0368, т. е. в 1,0368 раза оборотные активы превышают краткосрочные обязательства.

Отчетный период: Ктл = 3054/2945 = 1,0370.

4. Коэффициент ликвидности при условии мобилизации запасов и затрат.

Кликв = Запасы и затраты/Краткосрочные обязательства.

Базисный период: Кликв = 1935/2742= 0,706. За счет реализации запасов предприятие может погасить 70,6% всех краткосрочных обязательств.

Отчетный период: Кликв = 1753/2945 = 0,595.

Погашение задолженности характеризуется следующими показателями:

1. Коэффициент общей платежеспособности.

Коп = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства)/Среднемесячная выручка.

Базисный период: Коп=2742/(49245/12 мес.) = 0,668.

Отчетный период: Коп=2945/(51045/12 мес.) = 0,692.

2. Коэффициент задолженности по текущим обязательствам.

Кто = Текущая задолженность/Среднемесячная выручка.

Базисный период: Кто=0,668.

Отчетный период: Кто =0,692.

3.Коэффициент задолженности по кредитам и займам.

Ккр з = Краткосрочные кредиты и займы/Среднемесячная выручка

 Базисный период: Ккр=60/(49245/12 мес.) = 0,015.

 Отчетный период: Ккр=160/(51045/12 мес.) = 0,038.

4. Коэффициент задолженности поставщикам и другим организациям.

Кп = Задолженность поставщикам/Среднемесячная выручка.

Базисный период: Кп=1713/(49245/12 мес.) = 0,417.

Отчетный период: Кп=1884/(51045/12 мес.) = 0,443.

5. Коэффициент задолженности фискальной системе.

Кф = Задолженность по фискальной системе/Среднемесячная выручка.

Базисный период: Кф=91/(49245/12 мес.)=0,022.

Отчетный период: Кф=30/(51045/12 мес.)=0,007.

6. Коэффициент внутреннего долга.

Квд = Внутренний долг/Среднемесячная выручка.

Базисный период: Квд=878/(49245/12 мес.)=0,214.

Отчетный период: Квд=871/(51045/12 мес.)=0,205.

Структура капитала характеризуется двумя показателями:

1. Коэффициент автономии.

Ка = Собственный капитал/Валюта баланса.

Базисный период: Ка=4835/7577 = 0,638.

Отчетный период: Ка=4754/7699 = 0,617.

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

Кс = Заемный капитал/Собственный капитал.

Базисный период: Кс=2742/4835 = 0,566.

Отчетный период: Кс=2945/4754 = 0,619.

Размещение средств  в активах предприятия характеризуется двумя показателями:

Информация о работе Комплексная оценка и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия