Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      3.2 Повышение качества выпускаемой продукции 

     Конкурентоспособность предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством.

     Низкое  качество продукции может оказаться  причиной отказа покупателя от приобретения товара, понижения финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, банкротства предприятия. Предприятия последовательно применяют различную тактику управления качеством, или, как его чаще называют, контролем качества.

      По мере увеличения масштабов производства и удовлетворения покупательского спроса населения требования к качественным параметрам молочной продукции постоянно повышаются. Сегодня во всем мире больше внимания стало уделяться вопросам здорового образа жизни – проблема качества и безопасности продуктов питания встала со всей актуальностью.

      Качество  продукции – один из важных производственных и экономических показателей работы сельскохозяйственного предприятия.[6, c.55] В этой связи при решении сложных задач развития экономики аграрного производства, с которыми сталкивается каждое предприятие молочного направления, является эффективный сбыт молочной продукции – проблема, которая все более усложняется. В условиях избирательного спроса и возрастания потребностей со стороны потребителей обеспечение их молоком и молочными продуктами высокого качества и конкурентоспособности приобретает особую значимость.

      В определенной мере уровень качества молока на предприятиях молочного направления характеризует его цена реализации.

      Качество  как емкая, сложная и универсальная категория имеет множество особенностей и различных аспектов. По мере поступательного развития отрасли она приобретает новые свойства. Например, сейчас все больше пользуются спросом молочные продукты, обогащенные йодом, селеном и т.д., оказывающие положительное влияние на состояние здоровья человека. В социальном аспекте качество связано с восприятием потребителями продукции с позиции питательных и других свойств в соответствии с законами спроса и предложения. Технико - технологический аспект качества обусловлен совокупностью качественных параметров, где на первый план выходит параметр свежести продукции.

      С экономической точки зрения важно знать, насколько качество продукции соответствует реальной потребности, так как не всякое ее повышение необходимо обществу, покупателям. При этом определяющая роль принадлежит ценовому фактору, на который покупатели обращают повышенное внимание, особенно в последнее время, когда цены стали расти галопирующими темпами.

      С правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств продукта, отвечающих требованиям, установленным в нормативно-правовой документации. Таким образом, качество как определенная совокупность потребительских свойств молочной продукции призвано потенциально или реально способствовать удовлетворению потребностей населения.

      В этой связи управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных действий в системе предприятия молочного направления для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества производимой продукции удовлетворяющего требованиям покупателей и общества в целом. Без обеспечения стабильного качества молочной продукции невозможно интегрировать национальную экономику в мировую систему и занять в ней достойное место.

      Система управления качеством как совокупность взаимосвязанных элементов системы качества, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств, представляет собой процесс по достижению основных целей деятельности предприятия в области качества продукции (работ, услуг, процесса). Этими основными элементами выступают цели, функции, организационные структуры управления, методы управления, кадры и т.д., взаимодействие которых обеспечивает выпуск молочной продукции того или иного уровня качества.

        В России в течение многих лет имеют место различные системы управления качеством с использованием различных методов повышения и обеспечения требуемого уровня качества продукции, работ и услуг. К ним можно отнести: саратовскую систему бездефектного изготовления продукции; горьковскую систему КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); рыбинскую систему научной организации труда, производства и управления; ярославскую систему научной организации работ по увеличению ресурса технических средств (моторесурса); львовскую систему бездефектного труда и т.д.

      Все эти системы в той или иной мере обладали рядом конструктивных новаций и достоинств, которые оказывали целенаправленное положительное воздействие на качество выпускаемой продукции, труда и услуг применительно к требованиям времени. Масштаб решаемых задач выдвигал необходимость единой организации и централизованного научно-методического руководства разработкой и внедрением комплексных систем управления качеством, обеспечивающих проведение единой политики в области качества на всех уровнях территориального и отраслевого управления.

      Однако  для абсолютного большинства приведенных систем управления качеством были характерны следующие недостатки: во-первых, процедуры контроля касались качества уже изготовленных продуктов; во-вторых, из всей партии произведенной продукции проверке подвергались лишь отдельные образцы; в- третьих, системы мотивации и подготовки кадров нуждались в дальнейшей модернизации. Таким образом, проводимые мероприятия по обеспечению требуемого уровня качества в системах управления не гарантировали от повторения имеющихся недостатков. Только в настоящее время возникла необходимость в решении проблем безопасности и экологичности животноводческой продукции и использовании прогрессивных систем управления качеством, что во многом обусловлено спецификой рыночного механизма хозяйствования.

      Для организации выпуска качественной и экологически безопасной продукции в системе молочного скотоводства в нынешних условиях возрастает значение стандартов и стандартизации, внедрение современных систем управления качеством.

      Эти вопросы должны решаться не на стадии контроля готовой продукции, а в процессе изучения требований рынка, на стадии разработки новых технологий и организации производства, при выборе поставщиков сырья, с учетом многих других факторов.

      Лучшим  способом решения этих задач выступает реализация стандартов серии ИСО 9000, разработанных Международной организацией по стандартизации, регламентирующих деятельность систем качества организаций. Эти стандарты многими странами приняты, как национальные, в том числе Россией в 2001 году в качестве ГОСТ Р. Они внедряются с целью постоянного улучшения деятельности сельскохозяйственных предприятий с учетом потребностей всех заинтересованных сторон и соблюдения ее основных принципов, таких, как ориентация на потребителя, вовлечение работников предприятия в процесс улучшения качества молочной продукции и другие.

      В этих целях необходимо провести анализ всей организационной структуры, цепочек внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе производства молочной продукции, ревизию должностных инструкций специалистов и др. Требуется разработка соответствующих внутренних стандартов, корректировка внутренних положений и документооборота, подготовка внутренних аудиторов, специалистов в области менеджмента качества молока и молочной продукции.

      В процессе работы по выполнению намеченных мероприятий необходимо разработать и внедрить комплекс внутренних стандартов, определяющих основные процессы, проходящие на предприятии, с точки зрения системы менеджмента качества. Этими внутренними стандартами являются следующие:

   1. Общие положения маркетинга в  молочном скотоводстве. Цель и  средства достижения;

   2. Подготовительная работа по внедрению маркетинга на предприятии;

   3. Порядок распределения обязанностей, прав и ответственности по уровням маркетинга на предприятии;

   4.Организация  и порядок проведения исследования покупательского спроса на молоко и молочную продукцию;

   5. Планирование и порядок разработки прогноза производства и сбыта молочной продукции на предприятии;

   6. Формирование стратегии и тактики предприятия, его структурных подразделений;

   7. Требования к производству молока на предприятии;

   8. Порядок формирования ассортимента выпускаемой продукции;

   9. Порядок формирования ценовой  политики, определение точки безубыточности;

   10. Порядок организации товаропродвижения и стимулирования сбыта молочной продукции;

   11. Формирование каналов продвижения  и системы логистики;

   12. Порядок взаимоотношений с покупателями и потребителями;

   13. Порядок взаимоотношений с дилерами  и коммерческими агентами;

   14. Порядок отпуска и приема готовой продукции;

   15. Порядок проведения мероприятий  по рекламе; 

   16. Порядок материального стимулирования маркетологов.

      Гарантией качества и безопасности молочной продукции в нынешних условиях выступает система ХАССП – предупредительная система безопасности, используемая в пищевой промышленности. Эта система предполагает анализ рисков и управление критическими точками контроля отдельных технологических процессов при производстве пищевой продукции и работы предприятия в целом.  

      3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства 

      Повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, в частности молока, может быть достигнуто только путем обеспечения высокого уровня качества при одновременном снижении издержек. Снижение себестоимости молока за счет роста продуктивности коров и уменьшения доли постоянных затрат на единицу продукции достижимо только в том случае, если в полной мере реализуется основное преимущество коров как жвачных животных – способность переваривать дешевые грубые и сочные корма. В условиях быстрого роста цен на зерно на мировом и отечественном рынке, соответственно и на комбикорм, интенсивные технологии в кормопроизводстве становятся определяющим фактором конкурентоспособности молочного животноводства.

      Уровень рентабельности молока из-за его высокой себестоимости (6017 в 2008, 10854- в 2009 и 9817тыс. руб.- в 2010 г.г.) составил 2008 г. всего 1,11; в 2009 и 2010 г.г.  соответственно 0,46 и 0,69. Одной из основных причин низкой эффективности производства является высокая стоимость рациона кормления дойных коров из-за значительной доли покупных концентрированных кормов (комбикормов). Затраты на них в растут и составляют в стоимости рациона от 60 до

80%, в  себестоимости молока – от 35 до 45%. Сокращение доли концентратов в рационе коров за счет повышения обеспеченности качественными кормами собственной заготовки становится определяющим условием роста экономической

эффективности производства молока и обеспечения  конкурентоспособности молочного животноводства.

      Под кормовыми культурами на предприятии занято 43,69% посевной площади. Важнейшими факторами повышения урожайности и качества заготавливаемых объемистых кормов из многолетних трав являются: подбор различных по скороспелости трав и травосмесей, своевременное перезалужение, оптимальные сроки заготовки, применение современных технологий силосования.

      Научно-обоснованное соотношение ранне-, средне- и позднеспелых травостоев составляет 25, 35 и 40% с допустимыми отклонениями до 5-7%. В этом случае увеличивается период их уборки в фазы развития растений, когда достигается необходимый уровень энергетической и протеиновой питательности зеленой массы, повышается ритмичность производственного процесса, сглаживаются «пиковые» периоды во время заготовки кормов, что снижает потребность в дорогостоящей кормоуборочной технике, следовательно, уменьшается финансовая нагрузка на хозяйство. Во многих сельхозпредприятиях многолетние травы распределены в севообороте непропорционально как по срокам созревания, так и по годам пользования. Несбалансированная структура кормовых культур по срокам созревания существенно снижает вероятность заготовки кормов в наиболее благоприятные фазы вегетации, не обеспечивает концентрации питательных веществ в корме, которая соответствовала бы уровню высокой

молочной  продуктивности коров.

      Финансовые  потери, возникающие по причинам неоптимальных сроков заготовки кормов и сверхнормативного использования многолетних трав, превышают прибыль, полученную от реализации молока.

      Существенным фактором снижения издержек в молочном животноводстве и рисков, связанных с неустойчивостью зернового рынка, является производство зернофуража в организации.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения