Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      Частные показатели — это данные о прямых затратах труда на производство единицы  продукции или количество полученной продукции за единицу рабочего времени.

      Таким образом, трудоемкость продукции в растениеводстве представляет собой затраты труда на 1 га посевов, деленные на урожайность культур, а в животноводстве – затраты труда на содержание I головы деленные на продуктивность животных.

      Вспомогательные показатели используются для оперативного контроля за уровнем производительности труда на протяжении года. Подразделяются, в свою очередь, на индивидуальные показатели, которые характеризуют затраты труда на единицу конкретных работ, и суммарные показатели, которые состоят из индивидуальных, например затраты труда на 1 га пашни, на I голову животных и т. д.

      Все итоги расчетов по вышеперечисленным  показателям эффективности использования  трудовых ресурсов на предприятии ООО  «Майское» представлены в таблице 2.7.

      Оценивая  все показатели эффективности использования ресурсного потенциала можно сказать, что предприятие эффективно распоряжается теми ресурсами, которые имеются. Имеющийся ресурсный потенциал на предприятии позволяет ему создавать конкурентоспособную продукции и конкурировать с другими предприятиями отрасли на рынке сельскохозяйственной продукции. 
 

      2.3. Экономическая эффективность производства  основных видов сельскохозяйственной  продукции. 

      ООО «Майское»- сельскохозяйственное предприятие  со смешанным видом деятельности, которое специализируется на производстве и реализации как продукции растениеводства, так и продукции животноводства. В связи с этим для наиболее точной оценки экономической эффективности производства сельхоз продукции нам необходимо изучить эффективность производства обеих отраслей сельского хозяйства.

     Растениеводство – одна из основных отраслей сельского  хозяйства. Уровень его развития существенно влияет на удовлетворение потребностей в продуктах питания, а также сказываться на состоянии  животноводства. Условия производства весьма разнообразны, вследствие чего такие сельскохозяйственные зоны, являются необходимым, промежуточным звеном в разработке национальной специализацией области в целом и каждого предприятия.

     Важную  роль в росте продукции сельского хозяйства играют научно обоснованные системы земледелия. Они обеспечивают не только получение высоких и устойчивых урожаев, но и восстановление, и повышение плодородия почв.

     Основные  способы восстановления и повышение  плодородия почв на современном этапе – применение больших доз органических удобрений, химизация, мелиорация, механизация процессов посева.

     Для оценки эффективности производства продукции растениеводства рассмотрим таблицу 2.9. 

       Таблица 2.9 – Экономическая эффективность производства продукции растениеводства 

Показатели 2008 2009 2010 2010 г в % к  2008г.
Валовая продукция растениеводства, тыс.руб.- всего 15507,00 9402,00 4913,00 31,68
В расчете на:        

Продолжение таблицы 2.9.

- 100 га с-х угодий 102,28 62,02 32,41 31,69
- 1 среднегодового работника, занятого в растениеводстве 1192,80 671,57 350,93 29,42
Получено  прибыли от растениеводства тыс.руб. -всего 19144,00 5545,00 4836,00 25,26
В расчете на:        
-100 га с-х угодий 126,28 36,57 31,89 25,25
- 1 среднегодового работника, занятого в растениеводстве 1472,60 396,07 345,43 23,46
Уровень рентабельности,% 1,23 0,59 0,98 79,67
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 15160,00 15160,00 15160,00 100,00
Работники, занятые в растениеводстве, чел. 13,00 14,00 14,00 107,69
 

     Рассматривая таблицу 2.9, мы видим, что валовая продукция растениеводства в 2010 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 69%. Получение прибыли от растениеводства уменьшилось на 75%. Это уменьшение напрямую зависит от валовой продукции, так как производить стали гораздо меньше, то и  реализовано в 2010 году гораздо меньше, чем в 2008. Тем не менее уровень рентабельности в отчет ном году по сравнению с базисным снизился только на 11%.

     Решающее  значение для подъёма всех отраслей сельского хозяйства имеет наращивание  производства зерна. Зерновое хозяйство составляет основу растениеводства и всего хозяйственного производства. Эффективность производства зерна характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Среди натуральных показателей главным является урожайность зерновых культур и производство зерна на единицу площади пашни. Рентабельность производства зерна складывается под воздействием двух показателей: среднего уровня сложившихся закупочных цен на зерно, себестоимости единицы продукции.

     Оценка  экономической эффективности производства продукции животноводства проводится по комплексу натуральных и стоимостных показателей. Для оценки экономической эффективности животноводства в целом используют стоимостные показатели: стоимость валовой продукции, сумма валового дохода и прибыли в расчете на работника, и т.д.; сумма производственных затрат в расчете на 1 рубль стоимости продукции; уровень рентабельности произведенной и реализованной продукции животноводства в целом; норма прибыли.

     Сравнительная экономическая оценка производства отдельных видов продукции животноводства, проводимая в целях выявления наиболее эффективных видов её проводится по натуральным и стоимостным показателям.

     Скотоводство (разведение крупнорогатого скота) в  животноводстве страны занимает ведущее место. По сравнению с другими видами животных, КРС обладает наивысшей молочной продуктивностью. На фермах молочного направления молодняк, после окончания молочного периода передается на доращивание до 15-20 месяцев в другие хозяйства. Рассмотрим таблицу 2.10.

     Таблица 2.10– Экономическая эффективность производства молока 

Показатели 2008 2009 2010 2010 г в % к  2008г.
Трудоемкость 1 ц молока, чел-час 3,29 2,66 2,72 82,67
Расход  кормов на 1 ц молока, ц 3736,6 4873,6 5842,2 156,35
Уровень товарности, % 60,80 46,90 48,50 79,77
Себестоимость 1 ц молока, руб. 550,48 781,39 800,76 145,47
Цена  реализации 1 ц молока, руб 551,14 324,22 494,21 89,67
Прибыль (убыток) от реализации 1 ц молока, руб 0,66 -457,17 -306,55  
Уровень рентабельности (убыточности),% 0,12 -58,51 -38,58  
 

     Анализируя  данные таблицы, мы видим, что по всем показателям наблюдается тенденция  к снижению. Увеличение себестоимости  почти на 45%, повлияло на значительное снижение рентабельности производства молока.

     Основным  направлением повышения эффективности молочного является широкая интенсификация, обеспечивающая ускоренное развитие отрасли. Наивысшая величина удоев коров наблюдается к шестому отелу. Поэтому эффективность от дополнительных вложений на содержание стада значительно повышается при увеличении доли коров наиболее продуктивного возраста. Улучшение возрастной структуры стада требует дополнительных затрат, главным образом по линии интенсивной замены низкопродуктивных, старых и больных коров.

     Рассмотрим  таблицу 2.11, в которой представлена затраты на производство  1 ц. молока 

     Таблица 2.11- Состав и структура себестоимости 1 ц молока.

Статьи  затрат 2008 2009 2010
Сумма, руб. В % к итогу Сумма, руб. В % к итогу Сумма, руб. В % к итогу
Оплата  труда с отчислениями на социальные нужды 68,76 12,49 102,89 13,17 71,87 8,98
Корма 114,54 20,81 158,61 20,30 249,52 31,16
Электроэнергия 35,49 6,45 48,46 6,20 72,31 9,03
Нефтепродукты 45,70 8,30 40,17 5,14 57,48 7,18
Содержание  основных средств 94,28 17,13 294,67 37,71 339,08 42,34
Всего затрат 550,47 100,00 781,39 100,00 800,76 100,00
 

      Из  данной таблицы видно, что затраты  на производство молока из года в год  увеличиваются. Это, в конечном итоге, приводит к увеличению себестоимости  готовой продукции. Основной причиной увеличения затрат на корма животным являются низкие показатели урожайности за 2010 год. Вследствие чего в хозяйстве возникает проблема нехватки кормов и необходимость их приобретения у других предприятий.

      Для того чтобы рассмотреть структуру  себестоимости построим диаграмму 2.3. 

      Рисунок 2.3- Структура себестоимости производства молока 

      Основную  долю в структуре себестоимости  производства молока занимают затраты  на корма, более 40%, затраты на содержание основных средств-32%. Практически равные доли составляют затраты на оплату труда работникам и электроэнергию – 9%.

      Рост  себестоимости продукции  и увеличение затрат на производство молока негативно  отражаются на конкурентоспособности  данного товара. Так как конкурентоспособность  товара- определяющий показатель конкурентоспособности предприятия в целом, то в конечном итоге рейтинг предприятия на рынке, его конкурентоспособность и устойчивость значительно снижаются. Все это приводит к уменьшению реализации и снижению прибыли на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

      3.1 Определение конкурентоспособности  (предприятия) организации 

      Предприятия придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в  конкурентной борьбе и разработке мер  и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. Анализируя показатели, приведенные в главе второй данной работы, можем выделить, что слабыми сторонами ООО «Майское» является неэффективное использование производственных ресурсов, вследствие чего происходит повышение себестоимости продукции. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения