Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      1.2.1 Конкурентоспособность предприятия  как фактор его коммерческого  успеха 

      Производственная  деятельность аграрного предприятия  в современных условиях зависит  от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.

      Известно, что в условиях рынка конкуренция  является действенным механизмом регулирования  экономики, способствует выживанию наиболее устойчивых в финансовом отношении предприятий. Конкуренция – это также и экономическая борьба предприятий, выпускающих аналогичную продукцию на рынок.

      Современная экономика базируется на стремлении людей удовлетворять свои личные интересы в сфере обмена товаров на рынке, что порождает конкуренцию. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые. Это вполне оправдано, так как произвести и реализовать сельскохозяйственную продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только используя новые технологии и достижения науки, т.е. только предприятие, систематически обновляющее свой экономический потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.

      Борьба  за потребителя – это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, т.е. потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

      Прочность положения предприятия на рынке  определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу.

      Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции.

      Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех  на рынке.

      Конкурентоспособный товар – это товар, выгодно  отличающийся от аналогов-конкурентов  по системе качественных и социально-экономических  признаков.

      Индикаторами  конкурентоспособности товара являются:

- назначение (полезность товара);

- качественная характеристика товара;

- цена  товара.

      Главными  составляющими конкурентоспособности  являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного  обеспечения, соответствие требованиям  потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала, сроки поставки, сроки гарантий, цена, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе.

      Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

      Понятие конкурентоспособности тесно связано  с понятием «качество».

Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности  – прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический  уровень продукции задаются техническим  уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

      Для каждого товара необходимо оценить  его уровень конкурентоспособности  для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

      Оценка  конкурентоспособности включает в  себя следующие этапы:

- анализ  рынка и выбор наиболее конкурентоспособного  товара;

- определение  сравнительных параметров образцов  товара;

- расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  оцениваемого товара.

      Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

      В отличие от конкурентоспособности  товара, которая может измениться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного периода.

      В связи с этим следует отметить тот факт, что сельскохозяйственное предприятие в силу специфики  аграрного рынка функционирует  в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Это означает, что на таком рынке действует большое количество предприятий, производящих, распределяющих и продающих однородную (стандартизированную) продукцию, которая не отличается по своим химико-биологическим и физическим параметрам, органолептическим признакам. Рынок чистой конкуренции дает возможность новым производителям таких товаров относительно легко войти в данную сферу рынка.

      На  конкурентном рынке отдельные предприятия  не могут осуществлять должный контроль над ценой продукции. Это существенная особенность сельскохозяйственных товарных рынков. Объясняется этот факт тем, что в силу многочисленности аграрных предприятий, отдельные предприятия производят весьма незначительную часть продукта от общего его объема по данному товарному рынку. Предприятие вынуждено продавать товар по средней цене, сложившейся на данный момент в целом по рынку.

      Рыночная  конкуренция базируется на полной самостоятельности  предприятий, имеющих определенные средства для производства качественной, отвечающей требованиям рынка, продукции, что обеспечивает спрос на нее. Помимо этого конкуренция создает предпосылки к повышению заинтересованности предприятий в выпуске такого товара, который обеспечивал бы получение прибыли, достаточной для воспроизводства производственного процесса. Наряду с этим конкуренция требует функционирования стабильной кредитно-финансовой системы, способной обеспечивать деятельность большого числа производителей материальных благ.

      В современных условиях конкурентной борьбы придание аграрному предприятию  конкурентной устойчивости на рынке за счет предложенных направлений является актуальной проблемой как в краткосрочном периоде, так и в перспективе.

      Конкурентной  устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

      Применение  интенсивных технологий, высокий  уровень механизации – это  необходимые условия для получения  дохода от произведенной продукции.

      В сельском хозяйстве эффективное использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность необходимо учитывать и в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность сельскохозяйственного производства целесообразно оценивать в целом, что позволяет сочетать экономический интерес собственника с производственными особенностями сельскохозяйственного производства.

      Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

      Для того чтобы производить товар на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.

      Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

      Обеспечение конкурентоспособности предприятия  достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.

      К основным принципам конкурентоспособности  предприятия относятся:

- принципы  превосходства качества товара  на рынке;

- принципы  преобладания товара на рынке;

- принципы  минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;

- принцип  экономической выгоды.

      Основными рыночными факторами, способствующими  повышению конкурентоспособности  отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являются:

1) создание  инфраструктуры рынка;

2) сокращение  количества посредников в системе  реализации продукции и переход  преимущественно на кооперативные  формы организации торгово-закупочной  деятельности;

3) увеличение  вложений в сферу переработки продукции в целях расширения ее ассортимента и качества, позволяющих удовлетворять спрос потребителей.

      Оценка  конкурентоспособной продукции  отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

      В аграрном секторе производства предприятие  должно четко определить стратегию  своего конкурентного поведения  на соответствующем товарном рынке. Для этого предприятие должно найти свое конкурентное преимущество, что создаст для него определенное превосходство по сравнению с предприятиями-конкурентами.

      Известно, что конкурентное преимущество предприятия  может быть внешним, если оно основано на особых, отличительных качествах  товара. Особые свойства товара позволяют предприятию воздействовать на рынок, продав этот товар по более высокой цене. За счет качественных параметров товара цена будет выше, чем у конкурента, который не обеспечил получение товара соответствующего отличительного качества. Однако стратегия, обусловленная внешними конкурентными преимуществами, носит для аграрного предприятия ограниченный характер, и большого влияния на формирование цены не оказывает в силу объективных предпосылок, изложенных выше.

      Для сельскохозяйственного предприятия стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, – наиболее предпочтительна, ибо она основана на доминировании на рынке по издержкам производства. При такой стратегии преимущество предприятия будет проявляться в меньшей себестоимости продукта, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество позволяет добиться более высокой эффективности производства, обеспечивающей предприятию большую рентабельность и более надежную устойчивость при снижении цен реализации товара, диктуемых рынком.

      Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

      В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

      Суть  первого – более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.

      Второй  тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену. Применительно к аграрному предприятию это, прежде всего, означает производство продукции особо высокого качества, ее сортировку, упаковку, поставку в удобное для покупателя время и в особом виде и т.д.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения