Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      Таблица 2.1 – Состав и структура товарной продукции 

Отрасли и виды продукции 2008 2009 2010
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Растениеводство- всего 19144 60,988 5545 36,999 4836 31,452
в том числе:            
- зерновые  17222 54,865 5028 33,549 4626 30,086
- подсолнечник 640 2,039 510 3,403 168 1,093
- прочая продукция 1282 4,084 7 0,047 42 0,273
Животноводство-всего 12246 39,012 9352 62,401 10540 68,548
в том числе:            
Скотоводство- всего 2914 9,283 4066 27,130 3152 20,499
-молоко 6693 21,322 5004 33,389 6735 43,802
-мясо  КРС 2000 6,371 164 1,094 269 1,749
Свиноводство-всего 1 0,003 96 0,641 315 2,049
-мясо  свиней 142 0,452 14 0,093 23 0,150
Коневодство-всего 487 1,551 - - 37 0,241
-мясо 9 0,029 - - 9 0,059
Прочая  продукция животноводства - - 8 0,053 - -
Продукция прочих отраслей - - - - - -
Всего по предприятию 31390 100 14987 100 15376 100
 
 
 

      Для оценки специализации ООО "Майское" на основе данных, приведенных в данной таблице, необходимо рассчитать уровень и коэффициент специализации хозяйства. Уровень специализации ( ) определяется долей главной (основной) отрасли в структуре товарной продукции в процентах и рассчитывается по формуле (2.1). 

                                                            

,                                             (2.1) 

      где - уровень специализации

          - стоимость товарной продукции  главной (основной) отрасли, руб.;

          - стоимость товарной продукции  сельского хозяйства, руб.

Специализация сельскохозяйственных предприятий  по структуре товарной продукции  учитывает только главные и основные отрасли. Применяя коэффициент специализации (формула 2.2) можно учесть все товарные отрасли хозяйства. 

                                                         

,                                                (2.2)   

      где - коэффициент специализации;

           - доля товарной продукции  отдельных отраслей;

      -  порядковый номер вида  товарной продукции в ранжированном  ряду по доле в сумме выручки  от реализации, начиная с наивысшего.

      Прежде, чем рассчитывать коэффициент и уровень специализации необходимо по данным таблицы определить стоимость товарной продукции главной (основной) отрасли, то есть проранжировать показатели стоимости продукции.

      За 2008 год получаем следующие показатели: 

      

        

      Показатель  уровня специализации равный 76,19% говорит  о том, что предприятие является специализированным, специализация  зерно-молочная. Коэффициент специализации 0,49 характеризует наше предприятие как высоко специализированное.

      Аналогичным образом рассчитываем и анализируем  показатели за 2009 и 2010 годы, соответственно: 

,   
 

      В 2009 году предприятие достигает высокого уровня специализации (коэффициент специализации равен 0,626), так как ведет смешанный тип деятельности и производит ведущие виды продукции (зерновые и молоко) практически в равных долях по отношению к общему объему продукции. Специализация предприятия при этом сохраняется: зерно-молочная.

      В 2010 году по сравнению с 2008 уровень специализации значительно возрос. В соответствие со значением коэффициента специализации (0,644) предприятие характеризуется как высоко специализированное. Важно отметить, что при этом меняется направление специализации предприятия с зерно-молочного на молочно-зерновое. Это может быть связано с ухудшением природно-климатических условий, которые привели к снижению урожайности (с 12,6 ц/га в 2008 до 8,0 ц/га в 2010 году), и как следствие к снижению валового сбора зерна.

      Для наглядного понимания структуры  товарной продукции составим диаграмму 2.1.

      Как видно из рисунка основную долю в  товарной продукции составляют молоко КРС и зерновые. Это еще раз  подтверждает смешанное направление специализации ООО «Майское», которое ориентируется на производстве и реализации молока и зерновых. 
 

      Рисунок 2.1- Структура товарной продукции  ООО «Майское» 

      Как было сказано выше, помимо специализации, размер предприятия характеризуют размеры производственных ресурсов (площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, средства производства, работники) и размеры производства (валовая продукция, товарная  продукция, прибыль).

     Важным показателем является площадь земельных угодий предприятия, в том числе и сельскохозяйственных (пашни, пастбища, сенокосы и т.д.) Основным количественным показателем развития отраслей растениеводства является размер посевных площадей. Посевная площадь — площадь пашни, занятая под посев сельскохозяйственных культур. [20, c.324] От ее размера зависит производство продукции растениеводства, так как объем производства каждого вида продукции растениеводства представляет собой произведение урожайности на посевную площадь.

      Для того чтобы проследить в динамике изменение состава и структуры земельных угодий в ООО «Майское» рассмотрим таблицу 2.2, отражающую наличие земельных ресурсов на предприятии по данным бухгалтерской отчетности за 2008–2010 года. 
 
 
 

Таблица 2.2 – Состав и структура земельных угодий предприятия ООО "Майское" 

Виды  земельных угодий 2008 2009 2010
Площадь, га в % к итогу Площадь, га в % к итогу Площадь, га в % к итогу
Общая земельная площадь 16277 100,00 16277 100,00 16277 100,00
Сельскохозяйственные  угодья 15160 93,14 15160 93,14 15160 93,14
из  них: пашни 8048 49,44 8048 49,44 8048 49,44
сенокосы 501 3,08 501 3,08 501 3,08
пастбища 6611 40,62 6611 40,62 6611 40,62
насаждения - - - - - -
прочие  угодья - - - - - -
Площадь леса - - - - - -
Пруды и водоемы - - - - - -
Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйства - - - - - -
Прочие  1117 6,86 1117 6,86 1117 6,86
 

      По  данным таблицы видно, что в ООО "Майское" с 2008 по 2010 год количество земельных угодий не изменялось. Анализируя состав и структуру земельных угодий хозяйства, можно сделать вывод, что основной земельный массив занимают сельскохозяйственные угодья (более 93% от общей площади земель), в том числе почти 50%-пашни.

      Проанализируем  наличие ресурсов предприятия, с  помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность. Во–первых, рассмотрим наличие и эффективность использования основных средств предприятия. 

      Основные  средства – отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные фонды организации в денежном выражении. [7, c.108] Основные фонды – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. [7, c.108] Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

     Осознавая важность основных фондов на предприятии, необходимо постоянно анализировать  в каком количестве и в каком  состоянии они находятся на предприятии, так как в случае необеспеченности или избытке может вызвать дополнительные затраты или упущенную выгоду, что неблагоприятно скажется на общем состоянии предприятия. Для этого рассмотрим таблицу 2.3.

     Таблица 2.3- Состав и структура основных фондов 

Виды основных фондов 2008 2009 2010 2010 г в  % к 2008г.
Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу Стоимость, тыс.руб В % к итогу
Машины  и оборудование 5520 57,96 6648 50,27 11407 54,60 206,65
Транспортные  средства 198 2,08 198 1,50 1409 6,74 711,62
Рабочий скот 378 3,97 88 6,68 87 0,42 23,02
Продуктивный  скот 3428 35,99 6291 47,57 7990 38,24 233,08
Итого 9524 100 13225 100 20893 100 219,37
В том числе:              
производственные 9524 100 13225 100 20893 100 219,37
непроизводственные - - - - - - -

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения