Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      Перспективным направлением интенсификации кормопроизводства является увеличение объемов производства зерносенажа. Современная кормозаготовительная техника и специальные биологические препараты для консервирования позволяют обеспечить повышенное содержание питательных веществ и высокое качество данного вида корма. Затраты на производство кормовой единицы зерносенажа по сравнению с силосом из многолетних трав выше на 15-30%, но производство данного вида корма позволяет уменьшить долю концентрированных кормов в рационе, сократить площади низкопродуктивных многолетних трав сверхнормативных сроков использования за счет ускорения процесса перезалужения, более ритмично спланировать «зеленый конвейер». Повышение качества и питательности заготавливаемых объемистых кормов до уровня, отвечающего требованиям кормления высокопродуктивных коров (7000-8000 кг в год), то есть до 10 МДж в 1 кг сухого вещества и более, позволяет увеличивать долю объемистых кормов в рационе до 55-60%, что, несмотря на некоторый рост их себестоимости, обеспечивает сокращение общих издержек на корма на 10-15% и дает снижение себестоимости молока на 5-7%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

       Проведенные исследования по проблемам повышения  конкурентоспособности позволяют  сделать выводы и внести ряд предложений.

       Основным  результатом данной работы является обоснование повышения конкурентоспособности исследуемого хозяйства с учетом специфики его деятельности.

       Причинами низкой конкурентоспособности ООО «Майское» является неэффективное использование производственного потенциала и высокие затраты на производство продукции, приводящие к повышению себестоимости товаров.

       Проведенная при помощи методики Р.А. Фатхутдинова оценка конкурентоспособности предприятия позволила подтвердить ее низкий уровень и нестабильность. В итоге рентабельность производства молока остается низкой, и одним из факторов, сдерживающим увеличение размера прибыли, является опережающий рост себестоимости молока в сравнении с ростом цен реализации.

       Повышение конкурентоспособности функционирования молочного скотоводства вызывает объективную  необходимость перевода отрасли на интенсивный путь развития. При интенсивной системе ведения кормопроизводства и молочного скотоводства значительно снижается себестоимость кормов, а следовательно и себестоимость молока.

       Условиями повышения конкурентоспособности  в ООО «Майское» являются переход от экстенсивной, затратной экономики к интенсивной организации воспроизводственных процессов, основанных на совершенствовании системы ведения каждой отрасли. Таким образом, только комплексный подход в реализации предложенных мероприятий к организации воспроизводственных процессов на основании совершенствования производственных отношений, организационно-экономического механизма, позволит повысить конкурентоспособность исследуемого предприятия на внутриотраслевом рынке. 
 
 

      Список  использованных источников 

  1. Амблер  Т. Практический маркетинг. Перевод с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: Питер, 1999. - 400 с.
  2. Багиев Г. Л. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие./ Аренков И. А.,  Багиев Г. Л./ -СПб: СПбУЭФ, 1998. -93с.
  3. Голубев И. Важный фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной коммерческой фирмы- рост образовательного уровня кадров.//Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2009,№7-С.38-42.
  4. Горбунов Г.А. Экономическое состояние и конукрентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010,№3.-С. 15-16.
  5. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. Уфа: УГАТУ, 1999-253с.
  6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.-465с.
  7. Минаков И. А. Экономика отраслей АПК.  М.: КолосС, 2004. - 464 с.
  8. Пизенгольц В.М. Становление качества и безопасности молочной продукции в России//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.. 2009, №4.-С. 44-47.
  9. Портер Майкл Э. Стратегия конкуренции: Методика анализа отраслей и деятельности конкурентов. Перевод с англ. Изд. 2-е.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 390 с.
  10. Проблемы конкурентоспособности агропродовольственного комплекса РФ и факторы ее повышения. Сб. науч. трудов ВИАПИ им. А.А. Никонова / Под ред. Крылатых Э.Н. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2008- 384с.
  11. Птицына А.С. Конкурентный потенциал сельскохозяйственного предприятия//Аграрная наука. 2010, № 11-С. 10-11.
  12. Скотоводство. Учебник / А.П. Бегучев, Г.И. Безенко, Л.Г. Боярский и др./ Под ред. А.П. Бегучева. – М.: Агропромиздат, 1992.-523с.
  13. Суровцев В.Н. Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации кормопроизводства//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008, №4-С. 22-25.
  14. Трушин А. Конкурентоспособность как основа поступательного развития промышленности//РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010, №1-С. 89-91.
  15. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Консультант Плюс: Версия Проф.
  16. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Уч. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 78с.
  17. Хосиев Б.Н. Контроль производственных ресурсов и пути его совершенствования//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010, № 3. - С. 56-58.
  18. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008-464с.
  19. Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010, №12.-С. 26-28.
  20. Экономика предприятий и отраслей АПК. Учебник/ Лещиловский П.В., Кивейша Е.И., Гусаков В.Г. и др./ Под ред. Лещиловского П.В. -Минск: БГЭУ, 2007.- 575с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

      Таблица 1- Преимущества и недостатки методов  и методик оценки конкурентоспособности  предприятия 

Преимущества Недостатки
Метод М. Портера
Позволяет анализировать рыночные силы, которые  могут, как угрожать предприятию, так  и открывать для него возможности роста. Рассматриваемые факторы по формулировке неконкретные, их невозможно измерять (а значит, и  управлять ими), кроме того они  не охватывают весь спектр факторов конкуренции  в отрасли.
Метод У.Г. Зиннурова
Сравнивает SWOT-анализ со стратегическим балансом, анализируются активы и пассивы предприятия. Не дает возможности  исчисления интегрированного показателя конкурентоспособности. Сравнение  конкурентных преимуществ предприятия  с его помощью провести затруднительно
Метод 4Р
Дает  возможность конкурентной оценки предприятия по четырем позициям: цена, продукт, продвижение на рынке, сбыт. Показатели  конкурентоспособности оцениваются  экспертами, мнение которых может  носить субъективный характер.
Метод функциональных карт
Позволяет уточнить, какой из сегментов рынка можно выбрать в качестве целевого, определить приоритеты при выработке плана повышения конкурентоспособности предприятия, оформить параметры улучшения товара, чтобы лучше, чем конкуренты, приспособить его к рассматриваемому сегменту рынка. Оценка также  проводиться  экспертами, мнение которых  может носить субъективный характер
Метод Ж.Ж.Ламбена
Наглядность конкурентных преимуществ и конкурентоспособности  предприятия по отношению к конкурентам. Берется в учет конкурентоспособности малое количество факторов.
Метод Р.А.Фатхутдинова
Определяет  конкурентоспособность предприятия  на основе учета весомости товаров. Достоверно  оценить конкурентоспособность  предприятия только на основе конкурентоспособности  товаром и рынков, вряд ли представляется возможным.
Метод запланированных  затрат
Основан на анализе издержек организации  ее конкурентов, относительно прост  в расчетах. Дать обобщающую характеристику конкурентоспособности  предприятия затруднительно.
 

Продолжение таблицы 1

Метод, основанный на теории равновесия предприятия и отрасли А. Маршала и теории факторов производств
Как критерий конкурентоспособности принимается  наличие у предприятия таких  факторов производства, которые могли  бы лучше использоваться, чем у  конкурентов. Не дает интегрального показателя конкурентоспособности.
Структурный метод
Учитывает достаточно большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия. Не все факторы  поддаются количественной оценке.
Функциональный  метод
Позволяет установить ряд показателей, выход за пределы которых означает, что надо применять меры по оздоровлению предприятия. Не позволяет  проводить оценку качественных показателей, оценивает только текущее состояние  организации, не учитывает конкурентный потенциал предприятия.
Профильный  метод
Наиболее  важным критерием конкурентоспособности  товара является конкурентоспособность  предприятия. Дает лишь весьма ограниченные представления о преимуществах  и недостатках в работе предприятия
Матричный метод
Теоретическая проработка взаимосвязи между финансовыми поступлениями и анализируемыми параметрами; объективность анализируемых параметров(относительная рыночная доля и темп роста рынка); наглядность получаемых результатов и простота построения. Сильное упрощение  ситуации, допущение того, что доля рынка соответствует размеру прибыли; это правило может нарушаться при выводе на рынок нового продукта с большей инвестиционной подпиткой; признается, что снижение рынка вызвано окончанием жизненного цикла товара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение Б

      Таблица 2- Взаимосвязь между факторами потенциала предприятия и показателями его конкурентоспособности 

Вид потенциала Факторы, формирующие  потенциал Показатели, характеризующие  конкурентоспособность
Технико- технологический 1. Состояние  средств труда 1. Уровень издержек  производства
  2. Степень использования  средств труда 2. Фондоотдача
  3. Уровень механизации  и автоматизации труда и производства 3. Материалоотдача
  4. Качество предметов  труда Уровень бракованной  продукции в общем объеме производства
  5. Современность  используемых технологий производства  и реализации продукции  
  6. Прогрессивность  технологических процессов  
Кадровый 1. Состояние  условий труда 1. Уровень текучести  персонала
  2. Участие персонала  в процессе управления 2. Производительность  труда
  3. Система морального  и материального стимулирования 3. Уровень оплаты  труда
  4. Уровень квалификации  персонала 4. Эффективность  материального стимулирования
  5. Уровень образования  персонала 5. Количество  конфликтных ситуаций
  6.  Уровень  конфликтности в организации 6. Доля компенсационного  пакета в общем объеме прибыли
  7. Социальная  инфраструктура 7. Прибыль, приходящаяся  на 1 сотрудника предприятия
  8. Физическое  и психологическое состояние  сотрудников 8. Емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия
  9. Уровень сознательности  и ответственности, социальной  зрелости, идейной  убежденности, интересов и потребностей  
  10. Наличие компенсационного  пакета  
Финансовый 1. Финансовая  устойчивость предприятия 1. Коэффициент  текущей ликвидности
  2. Способность  точно и своевременно осуществлять  свои финансовые обязательства 2. Коэффициент  платежеспособности
  3. Инвестиционные  возможности предприятия 3. Коэффициент  финансовой устойчивости
  4. Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов 4. Оборачиваемость  активов

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения