Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа
Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9
1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого
успеха……………………………………………………………………….…………14
1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности
организации……………………………………………………………………………21
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26
2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38
2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50
3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50
3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56
3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61
Выводы и предложения…………………………………………………………….……64
Список использованных источников……………………………………………….…..65
Приложения………………………………………………………………………………
Предприятия, имеющие более низкие издержки производства, получают большую величину прибыли, что позволяет расширить масштабы производства, повысить его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на фоне других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.
Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
Организационные
меры, направленные на повышение
- обеспечение
технико-экономических и
- изменение
качества изделия и его
- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
- выявление
преимуществ и недостатков
- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- определение
возможных модификаций
- выявление
и использование ценовых
- нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
- приспособление
продукции к работе в
- дифференциация
продукции, обеспечивающая
- воздействие
непосредственно на
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Такая
оценка должна содержать следующие
показатели: потребность в
В современных условиях конкурентоспособность на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики находится в настоящее время почти на нулевом уровне.
Методика оценки конкурентоспособности предприятия заключается в следующем:
- уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
- отдельно
производить анализ
- отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
- прогнозировать перечисленное, при комплексных показателях, минимум на 5 лет.
Конкурентоспособность
предприятия можно определять в
статистике и динамике. В статистике
она определяется с учетом весомости
товаров и рынков, на которых они реализуются
(формула 3.1):
где - конкурентоспособность предприятия;
- удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;
- показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. (Для промышленно развитых стран значимость рынка предлагается брать равной 1,0; для остальных стран-0,7; для внутреннего рынка- 0,5);
- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Удельный
вес конкретного товара организации
в объеме продаж за анализируемый период
можно определить, используя формулу 3.2
где - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;
- объем продаж i-го товара, тыс.руб.
- общий объем реализации
Удельный вес молока ( ): =6735/15376=0,438.
Удельный вес зерновых ( ): = 4626/15376=0,301.
Удельный вес мяса КРС ( ): = 269/15376=0,017.
Удельный вес подсолнечника ( ): =168/15376=0,011.
Удельный вес прочей продукции растениеводства ( ): = 42/15376=0,003.
Удельный вес мяса свиней ( ): = 23/15376=0,002.
Удельный вес мясной продукции коневодства ( ): =9/15376=0,0005.
Учитывая, что производимый товар реализуется лишь на внутреннем рынке, показатель значимости рынка примем равный за 0,5.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара – конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.
Для
определения
В нашем случае наиболее целесообразно применения второго метода оценки конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара следует определять по четырем главным статичным факторам: качество товара, цена товара, качество сервиса товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на использование товара. Результативность статичных факторов определяют динамичные факторы - качество управления процессами (пятый фактор).
По системе 11111-55555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Для этого необходимо оценить каждый фактор по бальной системе от 1(минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Отсюда минимальный возможный показатель конкурентоспособности равен 5 (1+1+1+1+1), а максимальный- 25 (5+5+5+5+5).
Качество молока, зерновых, мяса КРС, подсолнечника, прочей продукции растениеводства, свинины, конины можно оценить соответственно следующими баллами: 4, 3, 3, 2, 1, 3, 2. Цена товара той же продукции оценивается следующими баллами: 3, 2, 3, 3, 2, 4, 3. Качество сервиса на рынке: 4, 3, 3, 3 2, 4, 3. Эксплуатационные затраты на использование товара: 3, 3, 2, 2, 3, 2, 2. Качество управления процессами: 4, 4, 3, 3, 2, 3, 3. Исходя из данных баллов можно определить конкурентоспособность каждого вида товара.
Конкурентоспособность молока: 4+3+4+3+4=18 из максимальных 25 (0,72).
Конкурентоспособность зерновых: 3+2+3+3+4=15 из 25 (0,6).
Конкурентоспособность мяса КРС: 3+3+3+2+3=14 из 25 (0,56).
Конкурентоспособность подсолнечника: 2+3+3+2+3=13 из 25 (0,52).
Конкурентоспособность прочей продукции растениеводства: 1+2+2+3+2=10 из 25 (0,4).
Конкурентоспособность свинины: 3+4+4+2+3=16 из 25 (0,64).
Конкурентоспособность конины: 2+3+3+2+3=13 из 25 (0,52).
Подставив все вычисленные выше данные в формулу 3.1, получаем следующее уравнение:
+ 0,002*0,5*0,64+0,0005*0,5*0,
Анализируя
полученный показатель, выделяем, что
конкурентоспособность
- рационализация процессов производства;
- управление персоналом;
- управление
качеством выпускаемой
- ресурсосбережение;
- управление конкурентоспособностью товаров.
Среди
всех вышеперечисленных наиболее значимыми
являются меры по повышению качества
основного вида производимой продукции
и повышение конкурентоспособности
товара.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения