Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      Предприятия, имеющие более низкие издержки производства, получают большую величину прибыли, что позволяет расширить масштабы производства, повысить его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на фоне других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

      Важное  значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем  отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам  и рынкам сбыта.

      Анализ  эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

      Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, можно свести к следующим:

- обеспечение  технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;

- изменение  качества изделия и его технико-экономических  потенциалов с целью учета  требований потребителя и его  конкретных запросов, повышение  внимания к надежности продукции;

- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

- выявление  преимуществ и недостатков товаров  – аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование  этих результатов на своем  предприятии;

- изучение  мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- определение  возможных модификаций продукта  путем повышения качественных  характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления;

- выявление  и использование ценовых факторов  повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе, применяемых  предприятиями- конкурентами;

- нахождение  и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;

- приспособление  продукции к работе в различных  условиях;

- дифференциация  продукции, обеспечивающая относительно  устойчивое предпочтение покупателей,  отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой  конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации предприятия- производителя и другого;

- воздействие  непосредственно на потребителя  путем искусственного ограничения  поступления на рынок новых  и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставление денежного или товарного кредита, в частности, путем рассрочки платежа.

      Таким образом, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

      Такая оценка должна содержать следующие  показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость; набор рынков или их сегментов для каждого продукта; потребность  в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

      В современных условиях конкурентоспособность  на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

      В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных  объектов в условиях российской экономики находится в настоящее время почти на нулевом уровне.

      Методика оценки конкурентоспособности предприятия заключается в следующем:

- уровень  конкурентоспособности считать  как средневзвешенную величину  по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

- отдельно  производить анализ эффективности  инновационных проектов эффективности  деятельности предприятия, исходя  из конкурентоспособности конкретных  товаров на конкурентных рынках;

- отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

- прогнозировать  перечисленное, при комплексных показателях, минимум на 5 лет.

      Конкурентоспособность предприятия можно определять в  статистике и динамике. В статистике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются (формула 3.1): 

                                                      

,                                                (3.1) 

  где - конкурентоспособность предприятия;

      - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;

      - показатель значимости рынка,  на котором представлен товар  организации. (Для промышленно развитых  стран значимость рынка предлагается брать равной 1,0; для остальных стран-0,7; для внутреннего рынка- 0,5);

      - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

      Удельный  вес конкретного товара организации  в объеме продаж за анализируемый период можно определить, используя формулу 3.2 

                                                            

,                                                        (3.2) 

      где - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;

           - объем продаж i-го товара, тыс.руб.

           - общий объем реализации товаров  в организации, тыс. руб.

Удельный вес  молока ( ): =6735/15376=0,438.

Удельный вес  зерновых ( ): = 4626/15376=0,301.

Удельный вес  мяса КРС ( ): = 269/15376=0,017.

Удельный вес  подсолнечника ( ): =168/15376=0,011.

Удельный вес  прочей продукции растениеводства ( ): = 42/15376=0,003.

Удельный вес  мяса свиней ( ): = 23/15376=0,002.

Удельный вес  мясной продукции коневодства ( ): =9/15376=0,0005.

      Учитывая, что производимый товар реализуется  лишь на внутреннем рынке, показатель значимости рынка примем равный за 0,5.

      Конкурентоспособность любого товара может быть  определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара – конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

      Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

      Для определения конкурентоспособности товара Р.А. Фатхутдновым разработано четыре основные методики:

  1. Методика оценки конкурентоспособности однопараметрических машин и оборудования (для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта, необходима качественная информация, характеризующая: 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы; 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.)
  2. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 11111-55555 (конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору).
  3. Экспертная оценка конкурентоспособности товара (услуги) (Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов, численностью не менее пяти человек).
  4. Методика анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику и экспертному методу.

      В нашем случае наиболее целесообразно  применения второго метода оценки конкурентоспособности  товара. Конкурентоспособность товара следует определять по четырем главным статичным факторам: качество товара, цена товара, качество сервиса товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на использование товара. Результативность статичных факторов определяют динамичные факторы - качество управления процессами (пятый фактор).

      По  системе 11111-55555, без учета весомости  факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Для этого необходимо оценить каждый фактор по бальной системе от 1(минимум, наихудшее значение фактора)  до 5 (наилучшее значение фактора). Отсюда минимальный возможный показатель конкурентоспособности равен 5 (1+1+1+1+1), а максимальный- 25 (5+5+5+5+5).

      Качество  молока, зерновых, мяса КРС, подсолнечника, прочей продукции растениеводства, свинины, конины можно оценить соответственно следующими баллами: 4, 3, 3, 2, 1, 3, 2. Цена товара той же продукции оценивается следующими баллами: 3, 2, 3, 3, 2, 4, 3. Качество сервиса на рынке: 4, 3, 3, 3 2, 4, 3. Эксплуатационные затраты на использование товара: 3, 3, 2, 2, 3, 2, 2. Качество управления процессами: 4, 4, 3, 3, 2, 3, 3. Исходя из данных баллов можно определить конкурентоспособность каждого вида товара.

Конкурентоспособность молока: 4+3+4+3+4=18 из максимальных 25 (0,72).

Конкурентоспособность зерновых: 3+2+3+3+4=15 из 25 (0,6).

Конкурентоспособность мяса КРС: 3+3+3+2+3=14 из 25 (0,56).

Конкурентоспособность подсолнечника: 2+3+3+2+3=13 из  25 (0,52).

Конкурентоспособность прочей продукции растениеводства: 1+2+2+3+2=10 из 25 (0,4).

Конкурентоспособность свинины: 3+4+4+2+3=16 из 25 (0,64).

Конкурентоспособность конины: 2+3+3+2+3=13 из 25 (0,52).

      Подставив все вычисленные выше данные в  формулу 3.1, получаем следующее уравнение:

= 0,438*0,5*0,72+0,301*0,5*0,6+0,017*0,5*0,56+0,011*0,5*0,52+0,003*0,5*00,4+

+ 0,002*0,5*0,64+0,0005*0,5*0,52=0,2569 

      Анализируя  полученный показатель, выделяем, что  конкурентоспособность организации  и реализуемой ей продукции на внутреннем рынке очень низкая. Это  требует срочного принятия определенных мероприятий и разработки политики повышения конкурентоспособности организации. Среди подобных мер можно выделить следующие:

- рационализация  процессов производства;

- управление  персоналом;

- управление  качеством выпускаемой продукции;

- ресурсосбережение;

- управление конкурентоспособностью товаров.

      Среди всех вышеперечисленных наиболее значимыми  являются меры по повышению качества основного вида производимой продукции  и повышение конкурентоспособности товара. 

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения