Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на ООО «Майское».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;

-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

-провести оценку конкурентоспособности продукции ООО «Майское»

-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3


1 Теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия……………………………………………………………………………….5

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………9

1.2.1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого

успеха……………………………………………………………………….…………14

1.3 Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности

организации……………………………………………………………………………21

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Майское»………………….……………….26

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..26

2.2 Потенциал предприятия и его конкурентоспособность………………………...38

2.3 Экономическая эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции……………………………………………………45

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………..……………..50

3.1 Определение конкурентоспособности (предприятия) организации….………..50

3.2 Повышение качества выпускаемой продукции…………………………………56

3.3 Повышение конкурентоспособности молочного животноводства на основе интенсификации производства……………………………………………………….61


Выводы и предложения…………………………………………………………….……64

Список использованных источников……………………………………………….…..65

Приложения………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Атаманова 34 эк..doc

— 757.50 Кб (Скачать документ)

      Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.

      Конкурентная устойчивость предприятия будет зависеть от объема и ассортимента производимой продукции, размера и издержек производства этой продукции и цены товара. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, следовательно, должен быть осуществлен по следующим показателям:

- объем  производства продукции;

- стоимость  валовой продукции;

- валовые  издержки производства;

- совокупный  экономически чистый доход (прибыль  или убыток).

      Максимизация  прибыли при оптимизации объемов  производства продукции и издержек – это тот критерий конкурентоспособности аграрного предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, когда цена за товар остается неизменной и зависит только от конъюнктуры рынка.

      В долгосрочной перспективе интерес  аграрного предприятия должен сосредоточиться  на устойчивости его функционирования. Для этого необходимо производить мониторинг показателей эффективности работы предприятия, которые в определенной мере служат индикаторами конкурентоспособности предприятия в будущем. 

      1.3 Сравнительный анализ методов  оценки конкурентоспособности предприятия 

      Существует  немало методов определения конкурентоспособности  организаций, однако единой концепции, позволяющей охватить все аспекты  конкурентоспособности, пока еще нет.

      Рассмотрим  наиболее известные методики оценки конкурентоспособности предприятия. П. Бакли, Л. Кристофер и К. Прескотт в основе своего способа измерения конкурентоспособности видели:

- результат  деятельности, который оценивается  показателями следующих величин:  прибыли, рентабельности. доли рынка,  баланса торговли, а также значение показателя сравнительного преимущества RCA (Revealed  Comparative Advantage);

- конкурентный  потенциал, определение которого  дает возможность выявить наличие  дешевых сырьевых ресурсов, современных  технологий;

- конкурентный  процесс, оценка которого дает возможность конкурентный потенциал перевести в конкурентные достижения.

      М. Портер определяет конкурентоспособность  предприятия как способность  успешно оперировать  на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособной продукции и услуг. На основе выделенных им факторов и преимуществ проводиться анализ сильных и  слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз, который объединяет SWOT-анализ. [9,с 124.]

      Развивая  и совершенствуя модель М. Портера, американская ассоциация управления (АМА) на основе SWOT-анализа разработала более систематизированную модель сравнительного анализа. С ее помощью можно оценить сильные и слабые стороны конкурентоспособности, которая оценивается по шести блокам: финансы, производство, организация, управление, кадровый состав, технология.

      Методика 4Р (от англ. product, price, promotion, place) дает возможность определить количественную  оценку конкурентоспособности предприятия как по отдельным показателям, так и по совокупности факторов в целом. Эта методика основана на сравнительном анализе организаций и предприятий конкурентов по следующим показателям: продукт, цена, продвижение на рынке, регионы и каналы сбыта. [10,с 256.]

      Метод, предложенный У.Г. Зиннуровым, объединяет SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны- это активы предприятия, а слабые- пассивы. [5,с. 152]

      Методика  функциональных карт основана на сочетании  метода 4Р и сегментации рынка. Оценка также ведется по отдельным  показателям конкурентоспособности с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. [18,с. 369]

      Методика  Ж.Ж. Ламбена основана на определении  характеристик свойства товара или  торговой марки, которые создают  для организации определенное превосходство. Характеристики в данном случае могут быть совершенно различными и относиться как к самому товару (базовые услуги), так и к дополнительным  услугам, сопровождающим базовые, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для предприятия или товара.

      Данная методика группирует конкурентные преимущества в две категории: внутренние и внешние. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, образующих его ценность. Внутренним считается конкурентное преимущество, прежде всего в издержках производства, что является базовой ценностью для самого предприятия. Эти два вида преимущества  являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Графически в данном методе на горизонтальной оси отображается цена, а на вертикальной- издержки в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента. Можно определить границу безубыточности, провальную зону, идеальную зону. На основе этого выбирается одна из стратегий, главное здесь- чтобы показатели, соответствующие стратегии предприятия, находились правее (ниже) границы безубыточности.

      Автор этой методики считает, что одним  из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности  организации является реакция конкурентов, в связи с чем предлагает вести анализ по трем позициям: снижение цены, усиление рекламного влияния и повышение качества. Создается матрица Эластичности конкурентной реакции, по которой сравниваются конкурирующие организации. матрица конкурентных реакций является удобным инструментом для прогнозирования поведения конкурентов. [6, с.144.]

      Методика  Р.А. Фатхутдинова определяет конкурентоспособность  организации на основе учета весомости  товаров и рынка, на котором они  реализуются.

      Методика  запланированных затрат строится на анализе затрат по отдельным процессам, согласно жизненному циклу продукции путем сравнения с наилучшими показателями результатов конкурентов. [10,с. 261]

      Метод оценки конкурентоспособности предприятия  базируется на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршала и на теории факторов производства. Равновесием считается такое состояние,, когда у производителя нет стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объемов производства (изменения своей доли рынка). В условиях равновесия, когда достигается максимальный объем производства и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня данного рынка, каждый из факторов производства используется с одинаковой  и одновременно наибольшей производительностью. Увеличить объем производства можно будет тогда, когда какой-нибудь фактор производства будет использоваться не полностью, и существующие размеры производства не будут обеспечивать минимума издержек. Критерием конкурентоспособности служит наличие у предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.[19,с 26-28]

      Структурный и функциональный методы основываются на теории эффективной конкуренции  в приложении к рыночным позициям предприятия.

      Структурный метод основан на оценке положения организации на рынке, исходя из уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала, и барьеров для организаций, вновь вступающих на отраслевой рынок. Возможности специализации организации зависят не только от внутренних и внешних факторов, но и от других обстоятельств, складывающихся на рынке. При специализации достигаются снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.

      Функциональный  метод основан на оценке конкурентоспособности предприятия по таким экономическим показателям деятельности, как: соотношение издержек и цены, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Он позволяет в определенных пределах делать заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой организации.

      Одним из универсальных методов- методом  «профилей», выявляются критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается иерархия качественных показателей продукта, сравниваются показатели конкурентоспособности продукта с конкурирующими продуктами.

Матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой (BCG), основан на матрице 2х2, предназначенный для оценки многопрофильных крупных организаций (компаний). В нем рассматриваемые подразделения организации в символической форме в соответствии с рыночным ростом и рыночной долей вписываются в соответствующий квадрат.

На вертикальной оси отражается годовой темп роста  рынка, в котором подразделение  ведет свою деятельность. Среднее  значение, отличающее высокий и низкий рыночный рост, составляет 10%. На горизонтальной оси - относительная доля рынка, характеризующая соответствующие для подразделения рыночные доли, которые сравниваются в процентном соотношении с наиболее крупным конкурентом. Например, относительная доля рынка равна 0,1 означает, что объем продаж компании составляет 10% от рыночного лидера. Расстояния в матрице соответственно должны быть пропорциональны процентному росту.[19,с 26-28]

      Преимущества  и недостатки рассмотренных методов оценки конкурентоспособности предприятия обобщены и представлены в таблице 1 приложении А.

      Таким образом, с учетом преимуществ и  недостатков рассмотренных методов  для каждого конкретного предприятия  можно подобрать наиболее приемлемые метод и методику оценки его конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ООО «МАЙСКОЕ»

      2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия. 

      Общество  с ограниченной ответственностью «Майское» было создано в 2006 году. Юридический и фактический адрес предприятия – Россия, Оренбургская область, Ташлинский район с. Майское, улица Школьная 22.

        Основным видом деятельности предприятия ООО «Майское» является производство сельскохозяйственной продукции. В связи с этим вся положительная экономика предприятия связана с производством и реализацией продукции, полученной в результате процесса производства.

         Хозяйственная деятельность ООО «Майское» представляет собой  единый производственный комплекс, осуществляющий производство продукции растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Наряду с сельскохозяйственными общество занимается и прочими видами деятельности: переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов.

      ООО «Майское» самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, устанавливает продолжительность рабочего времени и правила оплаты труда, порядок предоставления рабочих и выходных дней.

       Общая земельная площадь по данным бухгалтерского отчета за 2010 год составляет 16277 га, которая является собственностью ООО "Майское". Среднегодовое поголовье крупного рогатого скота молочного направления, по данным того же года, составляет 400 голов.   

       Финансовое состояние фирмы достаточно неустойчивое. На начало года был остаток нераспределенной прибыли в сумме 8229 тыс.руб. За прошедший год расход с фонда составил – 8954 тыс.руб. На конец отчетного периода дебиторская задолженность составила- 4272 тыс.руб.. в том числе покупатели и заказчики- 1716 тыс.руб. Кредиторская задолженность составила- 15994 тыс.руб.

      Главным в характеристике хозяйства является определение его размера и  специализации. Специализация сельскохозяйственного предприятия означает сосредоточение его деятельности на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной товарной продукции, для производства которых здесь имеются наилучшие условия. [20, c 395] Специализация сельскохозяйственных предприятий способствует сокращению количества товарных отраслей, увеличению объема их производства и повышению прибыли (чистого дохода). Увеличение объема производства одних товарных отраслей за счет сокращения других возможно до тех пор, пока этот процесс станет экономически невыгодным.

      Целью специализации является повышение  выхода товарной продукции и снижение ее себестоимости за счет более эффективного использования производственных ресурсов. В зависимости от видов производимой продукции, используемой техники, технологии, профессиональной подготовки работников и организации производства на предприятии формируются отрасли. На сельскохозяйственных предприятиях выделяют две крупные отрасли: растениеводство и животноводство. Для определения специализации ООО «Майское» рассмотрим таблицу 2.1. в которой представлена структура товарной продукции хозяйства. Все данные  для расчета необходимых показателей взяты из бухгалтерских отчетностей за 2008-2010 гг. (Приложение В)

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения