Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО молкомбинат «Адыгейский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, дипломная работа

Описание

Перемены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.

Содержание

Введение
Глава1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции на современных предприятиях
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции
1.2 Конкурентоспособность организации
1.3 Конкурентоспособность товаров и пути ее повышения
Глава 2. Финансовый анализ деятельности ЗАО молкомбинат «Адыгейский»
2.1 Анализ валюты бухгалтерского баланса. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса
2.2 Абсолютные показатели и коэффициенты финансовой устойчивости
2.3 Анализ ликвидности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»
2.4 Анализ оборачиваемости оборотного капитала ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»
2.5 Экономическая характеристика показателей рентабельности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский». Факторный анализ показателей рентабельности
Глава 3. Конъюнктурные исследования целевого рынка и выбор общей стратегии конкуренции
3.1 Основные показатели деятельности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»
3.2 Ассортимент выпускаемой продукции ЗАО Молкомбинат «Адыгейский», география продаж продукции
3.3 Анализ конъюнктуры целевого рынка ЗАО Молкомбинат «Адыгейский».
3.4 Выбор общей стратегии конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Диплом ЗАО Молкомбинат «Адыгейский».doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Показатели транспортабельности (характеризуют приспособленность товара к транспортированию);

 

6. Патентно - правовые  показатели (характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту  товара);

 

7. Экологические показатели (характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении товара);

 

8. Показатели безопасности (характеризуют особенности товара, обуславливающие при его эксплуатации  или потреблении безопасность  обслуживающего персонала).

 

Вторым шагом является выбор аналога (аналогов) товара и составление таблиц сопоставимых параметров.

 

Третьим шагом является расчет показателя конкурентоспособности.

 

Наиболее простой метод  определения конкурентоспособности  – экспертный:

 

 

Кконк = (1.1)

 

 

где К конк – показатель конкурентоспособности (он может быть 1- плохо, равен1-хорошо, - отлично).

 

К кач. – обобщенный показатель качества.

 

 

К кач.=  * qi (1. 2)

 

 

где n-количество оцениваемых  параметров, подлежащих оценке (задается);

 

mi –весомость i-го оцениваемого  параметра (определяется методами экспертной оценки или задается нормативами, существующими в отрасли);

 

qi - единичный показатель  качества по i- му параметру.

 

Задаемся, что =1.

 

В случаи определения  значений «mi» с использованием экспертных методов оцени наиболее простой следующий метод:

 

Согласно заранее определенному  перечню подлежащих оценке параметров эксперты по десятибалльной шкале назначают  свой вариант значений для каждого  параметра. Обработав материалы  экспертов, определяют величину «важности» для каждого параметра.

 

Пример: для i-го оцениваемого параметра получены следующие экспертные значения «r»:

 

значение r 

mi= (1.3)

 

10

 

8

 

9

 

10

 

4

 

 

 

=41

 

m1 ==0.245

 

m2==0.195

 

m3==0.219=1

 

m4==0.245

 

m5==0.096

 

Единичный показатель качества qi^

 

 

qi= (1.4)

 

qi= (1.5)

 

 

где Pi оц – величина i-го параметра оцениваемого товара;

 

Pi ан – величина i-го  параметра аналога.

 

Выбирают ту формулу, при которой увеличению относительного показателя отвечает улучшение качества продукции (например, расход топлива на 100 км. Пути для оцениваемого автомобиля и аналога соответственно равен 4 литра и 6 литров, тогда единичный показатель качества по этому параметру составит: gt= = 6/4=1,5, т.е. оцениваемый параметр в 1,5 раза превышает значение налога).

 

Обобщенный показатель качества «Ккач» дает возможность ответить на вопрос : способен ли данный товар (оцениваемый) и в какой степени удовлетворить существующую потребность? Однако он не может дать ответ на вопрос : на каком уровне затрат эта потребность может быть удовлетворена? На этот вопрос отвечает коэффициент «Кцен», который в общем виде определяется как :

 

 

Кцен =  ,

 

 

а в упрощенном виде:

 

 

Кцен= (1.6)

 

 

где Сан и Соц –  соответственно цена продажи плюс цена потребления для аналога и  оцениваемого образца;

 

Цан и Цоц – цена продажи аналога и оцениваемого образца.

 

Таким образом, предложенный механизм оценки конкурентоспособности  товара показывает, что в случае ценовой конкуренции на целевом  рынке реальная цена товара существенно  может сказаться на показателе конкурентоспособности и дать возможность маркетологу разработать предложения по совершенствованию параметров товара, увязав их усовершенствование с затратами применительно к той позиции, которую товар занимает на целевом рынке.

 

При оценке конкурентоспособности товаров пищевых отраслей исключаются затраты на потребление и ценовой коэффициент учитывает только отношение цены продажи аналога и оцениваемого образца. В остальном методология определения конкурентоспособности аналогична вышеизложенному методу, т.е. используя формулы: 1.1.-1.6.

 

Отличными от предыдущего  изложения являются назначение параметров , подлежащих оценке и методы определения  единичных показателей качества «qi» .

 

Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность  товара этой группы, необходимо использовать при оценке те же критерии, что и потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что проведенная оценка будет соответствовать оценке потребителя. Следовательно, в начале необходимо решить задачу определения перечня параметров, подлежащих оценке и наиболее значимых для потребителя . Как уже отмечалось выше, мы принимаем аксиому , что оцениваемый товар по нормативным (предписанных соответствующими нормами) параметрам безусловно соответствует нормируемым значениям. Таким образом, определение перечня параметров, подлежащих оценке, можно доверить потребителю путем его анкетирования .

 

Методы определения  единичных значений показателей  качества используются следующие:

 

1.Измерительный метод.  Основан на информации, получаемой  с использованием технических измерительных средств. Результаты Непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих перерасчетов к нормальным или стандартным условиям;

 

2.Органолептический метод.  Основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависит от способностей, квалификации и навыков лиц(экспертов), их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических (но не измерительных и не регистрирующих) средств, повышающих разрешающие способности органов чувств человека (например микроскопа, увеличительного стекла). Непосредственное значение бальных оценок производится экспертами независимо друг от друга или в процессе обсуждения. Количество баллов в оценочной шкале может быть различными:5,7,9,10 и т.д.

 

 

1.2 Конкурентоспособность  организации

 

 

Европейский форум по проблемам управления дал следующее  определение конкурентоспособности  организации: «Это реальная или потенциальная  возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителя чем продукция их конкурентов». Таким образом, конечным результатом конкурентоспособности организации является производство конкурентоспособной продукции.

 

Конкурентоспособность организации может быть определена с использованием показателей различных  групп, которые приведены ниже.[25]

 

Группа А . Показатели, характеризующие эффективность  производственной деятельности предприятия:

 

- издержки производства  на единицу продукции в рублях (валовые издержки/ объем выпуска  продукции), которые отражают эффективность  затрат при выпуске продукции;

 

- фондоотдача в стоимостном  выражении (объем выпуска продукции / среднегодовая стоимость основных фондов), которая характеризует эффективность использования основных производственных фондов;

 

- рентабельность продукции  ([прибыль от реализации/полная  себестоимость продукции]х 100%), которая  показывает степень прибыльности производства товара;

 

- рентабельность чистых  активов;

 

- рентабельность собственного  капитала;

 

- производительность  труда в стоимостном выражении  на человека (объем выпуска продукции/среднесписочная  численность работников), которая  отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

 

Группа Б. Показатели финансового положения предприятия:

 

- коэффициент автономии (собственные  средства/общая сумма источников  финансирования) который характеризует  независимость предприятия от заемных источников;

 

- коэффициент платежеспособности, т.е. «финансовый рычаг» (собственный  капитал и резервы/ общие обязательства), который отражает способность  предприятия выполнять свои финансовые  обязательства и оценивает вероятность  банкротства ;

 

- коэффициент абсолютной ликвидности  (денежные средства и быстрореализуемые  ценные бумаги / краткосрочные обязательства), который отражает качественный  состав средств являющегося источниками  покрытия текущих обязательств (превышение  капитала и резервов над обязательствами);

 

- коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (выручка от  реализации продукции / среднегодовой  остаток оборотных средств), который  характеризует эффективность использования  оборотных средств за время,  в течение которого оборотные  средства проходят все стадии производства и обращения.

 

Группа В. Показатели эффективности  организации сбыта и продвижения  товара:

 

- рентабельность продаж ([ прибыль  от реализации / объем продаж] х  100%), которая характеризует степень  прибыльности работы предприятия на рынке, эффективность ценовой политики;

 

- коэффициент ликвидности продукции  (объем нереализованной продукции  / объем продаж), при увеличении  свидетельствует о снижении спроса;

 

- коэффициент загрузки производственной  мощности (объем выпуска продукции / производственная мощность), который характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта.

 

- коэффициент эффективности рекламы  и средств стимулирования сбыта  (прирост прибыли от реализации/ затраты на рекламу и стимулирование сбыта).

 

Группа Г. Для «технических»  товаров – показатели участия  предприятия – изготовителя в  жизненном цикле машины:

 

- показатель участия  в проектировании машин ([объем  годовых затрат на проектирование/ общие годовые затраты предприятия]  х 100%);

 

- показатель участия  в производстве машин ([объем  годовых затрат на производство  машин / общие годовые затраты  предприятия] х 100%);

 

- показатель затрат  на маркетинговые исследования ([объем  годовых затрат на маркетинговые  исследования/общие годовые затраты предприятия] х100%)

 

- показатель затрат  на реализацию и сбыт машин  ([объем годовых затрат на реализацию  и сбыт машин / общие годовые  затраты предприятия] х100%);

 

- показатель вложения  средств в жизненный цикл машины ([объем годовых затрат на проектирование + производство +маркетинговые исследования + реализацию и сбыт машин + техническое сопровождение] / общие годовые затраты предприятия х 100 %).

 

Группа Д. Технико-технологические  показатели:

 

- показатель технического  состояния производственной сферы на текущий момент (общая стоимость станочного парка / стоимость станков и оборудования со сроком службы до 3-х лет);

 

- динамика обновления  станочного парка за последние  три года (в шт. и в рублях);

 

- показатель обновления  технологий ( затраты на внедрение современных технологических процессов / общие затраты предприятия) за последние три года.

 

Каждая группа рассмотренных  показателей оценивает выделенное направление деятельности предприятия.

 

Проводя их комплексный  анализ можно получить полное представление об эффективности управления производственным процессом , экономичности производственных затрат , рациональности эксплуатации основных фондов, совершенстве технологии товара, способности предприятия расплачиваться по своим долгам, возможности стабильного развития в будущем, об эффективности ценовой политики и управления сбытом, о качестве продукции.

 

Конкурентоспособность организации экспертным методом  может быть определена по следующей  формуле: [25]

 

 

Ккп=0,15Эn+ 0,29Фn+0,23Эс+0,33Кm (1.7)

 

 

где Эn – показатель эффективности производственной деятельности предприятия;

 

Фп- показатель финансового  положения предприятия;

 

Эс – показатель эффективности  организации сбыта и продвижения  продукции на рынке;

 

Кm – показатель конкурентоспособности  продукции.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО молкомбинат «Адыгейский»