Оплата труда и формирование доходов работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Основной частью дохода работников предприятия является заработная плата, которая включает: тарифную часть – оплату по тарифным ставкам и окладам; доплаты и компенсации; надбавки; премии.
Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава І. Формирование доходов и оплата труда работника предприятия
1.1. Структура дохода работника предприятия……………………………… 5
1.2. Формы и системы заработной платы……………………………… 12
1.3. Планирование фондов оплаты труда………………………….. 14
Глава ІІ. Организация оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих
2.1. Особенности организации оплаты труда работников бюджетной
сферы и государственных служащих…………………………………… 18
2.2. Дифференциация тарифных ставок и окладов работников
бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки………………... 21
2.3. Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и
служащим в бюджетной сфере………………………………………….. 28
2.4. Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам
отраслей бюджетной сферы……………………………………………... 31
2.5. Организация оплаты труда государственных служащих……………… 34
Заключение.......……………………………………………………………….. 40
Список литературы…………………………………………………………… 44

Работа состоит из  1 файл

Ek_sotsiologia (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

 

Фni = еnнi + Фвi).

 

      Таким образом, в рассмотренной системе выделены две группы факторов оплаты труда: объективные (не зависящие от работника) и субъективные (зависящие от его активности). Факторы первой группы (сложность и ответственность работ, условия труда и др.) учитываются в тарифной сетке, доплатах и компенсациях; факторы второй группы (отношение к труду, творческая активность) — в надбавках и премиях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІ.

Организация оплаты труда  работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих

 

2.1. Особенности организации оплаты труда

работников  бюджетной сферы и государственных  служащих

      Содержание  труда работников многих отраслей  бюджетной сферы имеет характерные  особенности, определяемые его направленностью на удовлетворение многообразных потребностей человека. Речь идет об удовлетворении таких потребностей человека, которые связаны с укреплением его физического и нравственного здоровья, повышением интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня, формированием гражданских позиций.

      Специфика  труда работников отраслей бюджетной  сферы определяет, во-первых, их повышенную социальную ответственность перед обществом за результаты своей деятельности. Их деятельность непосредственно направлена на человека и от того, какими будут результаты труда в решающей степени зависит благополучие каждого члена общества и страны в целом. Деятельность социально-культурных отраслей непосредственно связана с реализа- цией ряда важнейших конституционных прав граждан — права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, образования всех видов, на пользование достижениями культуры и т.п.

      Во-вторых, работников отраслей бюджетной сферы отличает более высокий уровень квалификации по сравнению с отраслями материального производства и экономикой в целом. В 1996 г. доля работников, имеющих высшие профессиональное образование в науке и научном обслуживании составила 58%, в образовании и культуре — 34,6%, здравоохранении и социальной защите населения — 23,0%. В то же время в экономике этот показатель составил 18,8%, в промышленности — 14,4%.

      В-третьих, в трудовых процессах, выполняемых работниками отраслей бюджетной сферы, высокий удельный вес занимает творческая деятельность. В наибольшей степени это относится к социально-культурным отраслям, к науке и научному обслуживанию.

      Таким  образом, специфика труда работников  отраслей бюджетной сферы характеризуется повышенным уровнем ответственности, высокой квалификацией и максимальным проявлением творчества в процессе трудовой дея-тельности.

      За счет  средств бюджетов всех уровней  производится оплата труда не  только работников отраслей бюджетной сферы, но и государственных служащих, к деятельности которых предъявляются особенно высокие требования.

      «Государственный  служащим, — как указывается в  Федеральном законе “Об основах  государственной службы в Российской  Федерации”, — является гражданин  Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном

 

Федеральным законом, обязанности  по государственной должности государственной  службы  за  денежное  вознаграждение,  выплачиваемое за счет федерального бюджета, или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

      Выполнение  должностных обязанностей работниками  органов государственного управления требует особой подготовки и непрерывного повышения профессиональных навыков и деловой квалификации. Эти требования многократно возрастают на переломном этапе развития общества, который переживает Россия, когда на всех уровнях государственного управления особенно необходимы профессионалы высочайшего класса, способные решать сложнейшие задачи, обладать энергией созидания, быть носителями новых социальных ценностей.

      Особенности  управленческого труда связаны  с предъявлением государственным служащим требований, отличительными чертами которых являются: высокая компетентность и ответственность: высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки: способность проявлять творческий подход и умение принимать нестандартные решения при выполнении сложных задач; обладание волевыми качествами при осуществлении властных полномочий; умение эффективно использовать большой объем информации при осуществлении функций руководства; способность выдерживать высокую нервно-эмоциональную напряженность, возрастающую с ростом ответственности.

      Для того чтобы занимать высшие, главные, ведущие и старшие государственные должности Российской Федерации обязательно наличие высшего профессионального образования по специальности государственных должностей государственной службы.

      Специфика  труда работников отраслей бюджетной  сферы и государственных служащих  накладывает отпечаток на организацию их заработной платы и регулирование денежного содержания. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности.

      Использование единых основ регулирования  заработной платы во всех отраслях бюджетной сферы, а также в аппарате государственного управления. Специфика организации оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и аппарате государственного управления обусловлена тем, что источники оплаты формируются за счет федерального, регионального и местного (муниципального) бюджетов. Для эффективного расходования государственного бюджета целесообразно использовать единую основу организации оплаты труда как в отраслях бюджетной сферы, так и в аппарате государственного управления. Централизованное регулирование заработной платы должно не только предусматривать эффективное исполь- зование бюджетных средств, но и обеспечивать межотраслевое единство в оплате равносложного труда руководителей, специалистов и рабочих сквозных профессий и должностей основных отраслей бюджетной сферы, а также государственных служащих.

 

      Установление государством оптимальных  соотношений заработной платы  в бюджетной и небюджетной  сферах. Принад- лежность подавляющего большинства организаций, финансируемых из госу- дарственного бюджета, к федеральной, региональной или муниципальной формам собственности определяет необходимость активного участия госу- дарства в установлении соотношений в оплате труда работников бюджетной и небюджетной сфер.

      Регулирование  заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться с учетом ставок оплаты труда работников аналогичной профессии и квалификации в коммерческом секторе, устанавливаемых на основе рыночной цены труда. Следовательно, чтобы сохранить или привлечь высококвалифицированных специалистов на государственную службу или в отрасли бюджетной сферы, органы государственной власти не должны допускать сколько-нибудь значительного разрыва в уровнях оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах деятельности.

      На объективную необходимость установления и поддерживания оптимальных пропорций в уровнях оплаты труда бюджетной и небюджетной сфер деятельности указывает сам механизм формирования источников выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Устойчивое повышение реальной заработной платы в коммерческом секторе экономики возможно только при увеличении добавленной стоимости на одного работающего, что, естественно, приводит к росту налоговых отчислений в государственный бюджет. Таким образом, увеличение заработной платы в коммерческом секторе экономики объективно создает предпосылки для повышения заработной платы и у работников бюджетной сферы.

      Формирование заинтересованности персонала к работе в бюджетной сфере и аппарате управления. Чтобы стимулировать предложение труда в бюджетной сфере и обеспечить заинтересованность занятых в ней работников в добросовестном выполнении своих служебных обязанностей, необходимо установить такой размер базовой ставки оплаты труда, который обеспечил бы нормальные условия воспроизводства рабочей силы. При низкой заработной плате, не обеспечивающей нормальные условия жизни, да еще в условиях падения ее реальной величины, снижается предложение труда в бюджетной сфере, а у тех, кто там трудится, подрываются стимулы к качественному выполнению своих служебных обязанностей и соблюдению трудовой дисциплины.

      Важно  также учитывать, что статья 11 Федерального закона «Об основах  государственной службы Российской  Федерации» устанавливает государственным служащим ограничения, связанные с источниками их доходов. В частности государственному служащему запрещается заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Запрещается заниматься предпринимательской деятельностью не только лично, но и через доверенных лиц и соответственно иметь предпринимательский доход, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.

 

      Специфика  труда в отраслях бюджетной  сферы и в аппарате управления  проявляется в том, что его трудно проконтролировать. В то же время качество принимаемых специалистами и государственными служащими решений, результаты их труда оказывают существенное влияние на темпы развития организации, отрасли, региона и экономики в целом. Поэтому важно использовать систему стимулирующих доплат и премирования работников бюд-жетной сферы, которая побуждала бы их наиболее полно использовать свой творческий потенциал в целях достижения максимальных результатов. При этом особое значение имеет стимулирование специалистов, вносящих весомый вклад в развитие научно-технического потенциала страны.

      Многолетний  опыт показывает, что у лиц  преимущественно творческого труда  уровень квалификации и накопление  профессиональных знаний в значительной степени связаны со стажем работы. Исходя из этого, важно поставить уровень заработной платы работников бюджетной сферы в зависимость от продолжительности работы, используя в этих целях соответствующие надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам.

 

2.2. Дифференциация тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки

 

      В основе  построения всей тарифной системы  лежит минимальная тарифная ставка. В соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации  от 14 октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” в качестве минимальной тарифной ставки устанавливается единая тарифная ставка 1 разряда для работников всех отраслей бюджетной сферы.

      Тарифная ставка — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени. В отраслях бюджетной сферы при использовании Единой тарифной сетки (ЕТС) устанавливается месячная тарифная ставка. С 1 апреля 2000 г. установлена тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 132 руб. в месяц. С 1 июля 2001 г. к тарифной ставке 1 разряда установлена доплата в размере 168 руб.

      Оценить  покупательную способность минимальной тарифной ставки можно, сравнив ее с прожиточным минимумом (ПМ) трудоспособного человека.

      Данные  таблицы 2 показывают, что покупательная  способность тарифной ставки 1 разряда крайне низка: в июле 2001 г. она составила всего 8,1% от ПМ трудоспособного населения, а с учетом доплат — 18,3%. При этом из года в год снижается соотношение тарифной ставки 1 разряда и ПМ трудоспособного населения. Если в декабре 1992 г. оно составило 37,5%, в 1994 г. — 19,7%, а с учетом доплат — 28,2%, то в июле 2001 г. — всего 8,1%.

      В соответствии  с Федеральным законом “О прожиточном  минимуме в Российской Федерации”  от 24 октября 1997 г. минимальный  размер оплаты труда, а следовательно и тарифной ставки 1 разряда работников бюджетной сферы, должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

 

К сожалению, после принятия данного закона по состоянию на июль 2001 г. тарифная ставка 1 разряда снизилась по отношению к величине прожиточного минимума с 13% до 8,1%.

      Тарифная  ставка 1 разряда отстает и от темпов роста средней заработной платы по народному хозяйству. Если в 1990 г. соотношение минимальной и средней заработной платы составляло 26,9%, то в 1994 г. соотношение тарифной ставки 1 разряда с учетом доплат в бюджетной сфере и средней заработной платы по народному хозяйству составило 12,7%, то в июле 2001 г. — 9,1%. Таким образом, не только снижается покупательная способность тарифной ставки 1 разряда, но и возрастает разрыв между минимальной и средней заработной платой.

      Установление  единой для всех регионов России тарифной ставки 1 разряда, скорректированной на районные коэффициенты, не обеспечивает ее равной покупательной способности. Это объясняется тем, что различия по регионам стоимости жизни не соответствуют тому, как дифференцированы районные коэффициенты. Например, соотношение в стоимости среднедуше- вого прожиточного минимума в декабре 1998 г. в Чукотском АО и Краснодарском крае различалось в 4,3 раза (2103 руб. и 487 руб. соответственно), при том, что максимальный районный коэффициент равен 2,0. Причина заключается в том, что на уровень потребительских цен в том или другом регионе серьезное влияние оказывает средняя заработная плата. Так соотно-ение средней заработной платы и прожиточного минимума и в Чукотском АО (4925:2103), и в Краснодарском крае (1146,3:487) различалось в 2,3 раза.

      Чтобы  тарифная ставка 1 разряда имела  единую покупательную способность по регионам России, целесообразно на федеральном уровне устанавливать ее не в денежном выражении, а в соотношении с прожиточным минимумом. Либо нужно периодически корректировать районные коэффициенты, приводя их в соответствие с региональными различиями в стоимости жизни.

Информация о работе Оплата труда и формирование доходов работников