Оплата труда и формирование доходов работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание

Основной частью дохода работников предприятия является заработная плата, которая включает: тарифную часть – оплату по тарифным ставкам и окладам; доплаты и компенсации; надбавки; премии.
Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава І. Формирование доходов и оплата труда работника предприятия
1.1. Структура дохода работника предприятия……………………………… 5
1.2. Формы и системы заработной платы……………………………… 12
1.3. Планирование фондов оплаты труда………………………….. 14
Глава ІІ. Организация оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и государственных служащих
2.1. Особенности организации оплаты труда работников бюджетной
сферы и государственных служащих…………………………………… 18
2.2. Дифференциация тарифных ставок и окладов работников
бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки………………... 21
2.3. Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и
служащим в бюджетной сфере………………………………………….. 28
2.4. Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам
отраслей бюджетной сферы……………………………………………... 31
2.5. Организация оплаты труда государственных служащих……………… 34
Заключение.......……………………………………………………………….. 40
Список литературы…………………………………………………………… 44

Работа состоит из  1 файл

Ek_sotsiologia (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

 

      Как  видно из таблицы 8, органы государственной  власти г. Троицка Московской  области использовали свое право  и установили с 1 июля 1998 г. работникам  отраслей бюджетной сферы существенные  надбавки. Во-первых, была увеличена тарифная ставка 1 разряда с 60 руб. до 83,49 руб., что обеспечило увеличение тарифных ставок всем работникам пропорционально установленным в ЕТС коэффициентам. Во-вторых, преимущество предоставлено низкооплачиваемым категориям работников: надбавка по первым шести разрядам установлена в размере 25%, а с 7 по 16 разряды – только 10%. Наконец, для всех работников установлена персональная надбавка в размере 200 руб. В результате, если по ЕТС тарифный коэффициент 16 разряда равен 8,17, то с учетом надбавок соотношение заработной платы работников 1 и 16 разрядов составляет только 2,78 раза. При этом заработная плата работников 1

 

разряда была в июле 1998 года близка к региональному прожиточному минимуму.

      В 1998 г. в Республике Ингушетия введено повышение ставки 1 разряда ЕТС на 50%. В Тверской области тарифная ставка 1 разряда ЕТС была установлена на 15 – 25 % выше утвержденной Правительством Российской Федерации, и составляла 69 – 75 руб. в зависимости от отрасли бюджетной сферы. В Калининградской области и Санкт-Петербурге были повышены оклады работникам образования и культуры на 25 – 50%, здравоохранения – на  20%.

 

2.3. Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере

 

      Для  установления работникам отраслей бюджетной сферы тарифной ставки, соответствующей сложности выполняемой работы и уровню квалификации, используется ряд нормативных документов. Разряд оплаты труда, определяющий размер тарифной ставки, в отраслях бюджетной сферы устанавливается:

      - для рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий рабочих и Тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым профессиям рабочих;

      - для служащих в соответствии с ТКХ (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, а также ТКХ (требованиями), утвержденными в каждой отрасли бюджетной сферы.

      ЕТКС работ и профессий рабочих сохраняет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и для предпринимательского секторов экономики и включает в себя 3 раздела: характеристика работ, примеры работ и должен знать. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессии рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 90 наименовании) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7—8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре охраны и производительности труда Министерства труда и социального развития РФ (ЦБНТ).

      Согласно  постановлению Правительства Российской  Федерации № 785 высококвалифицированным  рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9—12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда и социального развития РФ. Эта норма постановления Правительства № 785 трактуется не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9—12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты,

 

не обязательно носящей  постоянный характер. Использование 9—12 разрядов предусмотрено только в тех случаях, когда сложность выполняемых рабочими работ превышает сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6—8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.

      Тарифно-квалификационные  характеристики (требования) по общеотраслевым профессиям рабочих содержат два раздела: “характеристика работ” и “должен знать”.

      Например, в ТКХ (требованиях) по общеотраслевым  профессиям рабочих для водителя 6 разряда установлены:

      Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.

      Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслужи- вания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок: способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава: основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного хозяйства.

      Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по обще- отраслевым должностям служащих являются нормативным документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении должностных обязанностей рабочих и служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований.

      Тарифно-квалификационные  характеристики служат основой  при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе ЕТС.

      Тарифно-квалификационные  характеристики (требования) по должностям  служащих содержат три раздела:

      1.Должностные  обязанности

      2. Должен  знать

      3. Требования  к квалификации по разрядам оплаты

      Раздел  “Должностные обязанности” содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкции на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего.

      Раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций,   других руководящих и  нормативных

 

документов, методов и  средств, которые работник должен уметь  применять при выполнении должностных  обязанностей.

      Раздел “Требования к квалификации  по разрядам оплаты” определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

      Например, в учреждениях здравоохранения  в соответствием с постанов- лением Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.97 г. № 43 врач-специалист тарифицируется 10—15 разрядами и имеет следующие должностные обязанности: оказывает населению постоянную, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; планирует и анализирует свою работу; соблюдает принципы врачебной этики и деонтологии; повышает свою квалификацию; руководит работой среднего медицинского персонала.

      Врач-специалист должен знать: законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения; методы сказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению; теоретические положения по избранной специальности, по организационной, диагностичес- кой, консультативной, лечебной, профилактической работе; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы врачебно-трудовой экспертизы; способы взаимодействия с другими врачами-специалистами, различными службами, учреждениями, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

      Требования к квалификации врача-специалиста 14 разряда оплаты труда: врач-специалист, имеющий высшую квалификационную категорию; врач-хирург всех наименований, оперирующий больных в стационаре, имеющий 1 квалификационную категорию; врач выездной бригады скорой медицинской помощи или постоянно действующего передвижного медицинского отряда (установки), имеющий 1 квалификационную категорию; врач общей практики (семейный), имеющий 1 квалификационную категорию.

      В организациях  бюджетной сферы для определения  разрядов оплаты труда в отраслевых  положениях по аттестации должны  быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при опенке деловых качеств и квалификации работника. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ от 23 октября 1992 г. № 27 предусмотрено, что “кроме показателей, общих для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности,

 

для каждой отрасли и  группы служащих должны быть предусмотрены  свои особые показатели и критерии оценки”. Примерный перечень таких  показателей, рекомендуемых Министерством труда и социального развития РФ, приведен в табл. 9.

Таблица 9

Примерный перечень показателей для оценки квалификации служащих

 

Показатели, характеризующие  квалификацию служащих

Категории служащих

Руководи-

тели

Специа-

листы

Другие

служащие

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная компетентность

+

+

+

3.1

Знание необходимых нормативных  актов, регламентирующих развитие отрасли

+

+

 

3.2

Знание отечественного и зарубежного  опыта

+

+

 

3.3

Умение оперативно принимать решения  по достижению поставленных целей

+

   

3.4

Качество законченной работы

+

+

+

……..

     

3.10

Способности в короткие сроки осваивать  технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда  и качества работы

+

+

+

4

Производственная этика, стиль  общения

+

+

+

5

Способность к творчеству, предприимчивость

+

+

+

6

Участие в коммерческой деятельности

+

+

 

7

Способность к самооценке

+

+

+


 

 

2.4. Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы

 

      При организации оплаты труда на основе ЕТС сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, в учрежде- ниях образования — за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Во всех случаях в организациях отраслей бюджетной сферы сохраняются надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда, другие компенсационные выплаты.

      Приказом  Министерства здравоохранения РФ от 24.02.98 г. № 48 утвержден перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) от 15 до 60% в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

      В других  отраслях бюджетной сферы надбавка за работу во вредных и особенно вредных условиях труда установлена в размере от 4 до 24%.

 

 

      Работникам  учреждений здравоохранения, в  том числе водителям санитарного  автотранспорта, состоящим в штате  автотранспортных и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в повышенном по сравнению с другими отраслями размере – 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:

      – рабочим – из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;

      – медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам и служащим – из расчета должностного оклада по занимаемой должности.

      Методическими  рекомендациями по совершенствованию организации заработной платы у работников учреждений бюджетной сферы на основе применения ЕТС оплаты труда предусмотрено также использование доплат, надбавок и поощрений в целях повышения личной результативной работы.

      При  установлении стимулирующих доплат, надбавок и других выплат в отраслях бюджетной сферы используются различные подходы. В организа- циях науки и высшей школы работникам, имеющим ученые степени доктора или кандидата наук, устанавливаются доплаты в размере с 1 января 2001 г. соответственно 500 и 300 руб. В других отраслях бюджетной сферы (образо- вание, здравоохранение, культура) лицам, имеющим ученую степень или ученое звание, разряд повышается на 1 – 2 ступени. 

      Например, заведующий отделением стационара  врач-хирург, имеющий высшую квалификационную категорию, с числом врачебных должностей в отделении свыше 7, доктор медицинских наук, народный врач сверх 18 разряда ЕТС имеет три разряда (15 разряд – как врач-хирург стационара, имеющий высшую квалификационную категорию + 2 разряда – за руководство структурным подразделением + 2 разряда за ученую степень + 2 разряда за почетное звание = 21 разряд). За каждый разряд сверх 18-го начисляется 10%. В данном примере ставка врача-хирурга будет превышать ставку 18 разряда ЕТС на 30%.

Информация о работе Оплата труда и формирование доходов работников