Определение ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:50, дипломная работа

Описание

Цель работы – разработка эффективного механизма ресурсного обеспечения строительной организации и проектирование стоимости строительства объекта.
Поставленная цель работы определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат;
2. Изучить существующие методы определения ресурсного обеспечения;
3. Разработать алгоритм ресурсного обеспечения и определения стоимости строительства объекта;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат 7
1.1. Цели и задачи определения ресурсного обеспечения строительства объекта 7
1.2. Существующие методы определения ресурсного обеспечения 12
1.3. Проблемы оценки стоимости строительства и учета затрат и основные направления ресурсного обеспечения строительства объекта 23
2. Методические основы эффективного управления материально-техническим обеспечением строительного производства 35
2.1. Разработка метода определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат подрядной организацией 35
2.2. Общий алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства объекта 47
2.2.1. Разработка календарного плана 47
2.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 51
2.2.3. Определение накладных расходов 58
2.3. Моделирование финансовых потоков, включая оптимизацию 62
3. Определение ресурсного обеспечения строительства жилого дома 69
3.1. Общая характеристика организации и объекта строительства 69
3.1.1. Характеристика организации 69
3.1.2. Характеристика объекта 77
3.2. Алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства жилого дома 79
3.2.1. Календарный план строительства 79
3.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 93
3.2.3. Определение накладных расходов 95
3.3. Финансовые потоки 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Работа состоит из  1 файл

Н-773 Дипл._ экономика управления на строительном предприятии.doc

— 828.50 Кб (Скачать документ)

По ситуации, в которой оказалась каждая из сторон в результате действия различных изменений, между сторонами договора могут возникнуть споры, поэтому сторонам рекомендуется указать в договоре порядок разрешения споров [16, c.110].

Изменения условий реализации договора могут привести к невозможности продолжения его реализации, поэтому сторонами определяется и устанавливается в виде решения порядок прекращения договорных отношений в случаях:

а) расторжения договора;

б) завершения договорных отношений вследствие удовлетворенности интересов сторон реализацией договора.

 

 


1.2. Существующие методы определения ресурсного обеспечения

 

К концу 90-х гг. ХХ столетия в России накопился обширный массив нормативных и технических документов, составленных на основе ресурсно-стоимостных показателей в базах 1984 г. и 1991 г., которые уже не вполне соответствовали существующим техническим, организационным и рыночным условиям выполнения строительных работ.

Для преодоления сложившейся ситуации Госстрой России осуществил, начиная с 1998 г., комплекс мероприятий по разработке и внедрению новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформированной на основе ресурсно-стоимостных показателей по состоянию на 01.01.2000 г.

Госстрой России стремился сблизить сметные и производственные нормы расхода трудовых и материально-технических ресурсов. Также, Госстрой России считал, что внедрение новых норм приведет к прозрачности стоимостных показателей и сделает возможным оперативно реагировать на рыночные изменения стоимости.

Принятием Постановления от 08.04.02 № 16 (далее по тексту – Постановление № 16) Госстрой России обозначил завершение этапа формирования новой сметно-нормативной базы и переход к этапу ее внедрения.

Постановлением № 16 практически в полном объеме была отменена сметно-нормативная база (сборники сметных норм и расценок на строительные работы, сметных цен на эксплуатацию строительных машин и оборудования, ценники на пусконаладочные работы и т.д.) в ресурсно-стоимостных показателях 1984 и 1991 гг.

Краткий характер Постановления № 16 потребовал разъяснений в отношении применения новой сметно-нормативной базы, которым было посвящено Письмо Госстроя РФ от 11.09.03 г. № НК-5636/10.

В Письме по применению Постановления № 16 Госстрой России сообщил, что при составлении сметной документации допустимо использование как базисно-индексного, так и ресурсного метода. При этом, Госстрой России отдал предпочтение базисно-индексному методу.

Согласно п. 3.30 Методики определения стоимости строительной продукции под базисно-индексным методом понимается способ определение стоимости строительства посредством использования системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.

Применение базисно-индексного метода, по мнению Госстроя, целесообразно в случае наличия территориальных единичных расценок (ТЕР-2001), зарегистрированных в установленном порядке, с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.

Единая методика индексации базисной стоимости, принятие которой предусматривалось еще Постановлением № 16, на настоящий момент не разработана.

Порядок индексации базисной стоимости раскрывается в письмах Госстроя России и Минтопэнерго РФ, содержащих конкретные индексы пересчета.

Для объектов, финансируемых из средств федерального бюджета, предусмотрено применение двух видов индексов. Первый из них (укрупненные индексы) ежеквартально сообщается Госстроем и предназначается для формирования инвесторских смет, подготовки тендерной документации, а также укрупненных расчетов стоимости строительства [52, c.101].

При этом публикуются общие региональные (применяются к базисной стоимости, определенной согласно ТЕР) и федеральные (применяются к базисной стоимости, определенной согласно ФЕР) индексы по строительно-монтажным работам. Кроме того, приводятся индексы по видам затрат (материалы, оплата труда и эксплуатация машин и механизмов), которые рекомендуется применять для определения текущей стоимости ремонтно-строительных работ и для более точного определения текущей стоимости строительно-монтажных работ. При этом, посредством индексов по видам затрат рассчитываются прямые расходы. Для определения полной суммы затрат на строительные работы требуется дополнительное начисление накладных расходов и сметной прибыли в доле от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Второй вид индексов, дифференцированных по видам работ и единичным расценкам (дифференцированные индексы), разрабатывается региональными органами по ценообразованию в строительстве и утверждается администрациями субъектов РФ. Указанный вид индексов предназначается для пересчета в текущий уровень сметной стоимости отдельных видов работ с целью проведения взаиморасчетов за выполненные работы. При этом средневзвешенные величины дифференцированных индексов должны находиться в пределах значений, утвержденных по данному административному региону Госстроем РФ.

Для объектов, финансируемых за счет средств региональных бюджетов, Письмом по применению Постановления № 16 предусматривалось применение индексов, утверждаемых (согласованных) органами исполнительной власти субъектов РФ.

По объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, Письмом по применению Постановления № 16 допускалось использование федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) с пересчетом их в территориальный уровень по состоянию на 01.01.2000. Пересчет должен был осуществляться с применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства.

Разработка поправочных коэффициентов предусматривалась Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации (далее по тексту – Методические рекомендации по применению ФЕРов), утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 № НЗ-2626/10.

Однако, из писем Госстроя России (Минтопэнерго РФ), содержащих укрупненные индексы пересчета, следует, что они применяются к базисной стоимости, определенной согласно ФЕР, без предварительного пересчета этой стоимости в территориальный уровень по состоянию на 01.01.2000 посредством применения территориальных (региональных) поправочных коэффициентов. В публикуемых укрупненных индексах эти поправочные коэффициенты уже учтены.

Это же верно и в отношении дифференцированных коэффициентов, что видно на примере индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ в г. Москве, выполняемых с привлечением средств федерального бюджета. Указанные индексы также применяются к базисной стоимости, определенной согласно ФЕР, без использования территориальных (региональных) поправочных коэффициентов.

Это означает, что использование Методических рекомендаций по применению ФЕР в целях пересчета базисной стоимости, определенной на основе ФЕР, в территориальный уровень по состоянию на 01.01.2000, потеряло смысл.

Применение ФЕР будет целесообразно, в случае отсутствия ТЕР для конкретного региона.

Указанный порядок в целях обеспечения единства  государственной бюджетной политики следует применять и по объектам, финансируемым за счет средств региональных бюджетов, если в этих регионах отсутствуют ТЕР, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке [45, c.92].

Рассмотренный базисно-индексный метод, которому Госстроем России было отдано предпочтение, имеет существенные недостатки.

Во-первых, он недостаточно точен из-за заложенного в него механизма усреднения, заключающегося в усреднении ресурсных норм, представленных в ГЭСН, цен на ресурсы по состоянию на 01.01.2000, учтенных в ФЕР, и индексов пересчета базисной стоимости в текущий уровень цен.

Во-вторых, при этом методе на передний план выступают стоимостные показатели, тогда как натуральные показатели потребляемых ресурсов отступают на задний план.

В-третьих, данный метод расчета сметной стоимости не достаточно оперативен в отслеживании рыночных изменений, неизбежно влияющих на стоимость потребляемых ресурсов.

Все это делает нецелесообразным использование базисно-индексного метода в целях финансового планирования и управления затратами на строительство, при сохранении его роли в процессе установления договорной стоимости строительства (рис. 1.1).

 

 

Рисунок 1.1 - Сравнение базисно-индексного и ресурсного методов

 

Согласно п. 3.27 Методики определения стоимости строительной продукции при составлении смет (расчетов), кроме базисно-индексного метода, могут также применяться ресурсный и ресурсно-индексный методы, а также метод на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

Прежде чем перейти к методу определения сметной стоимости, который является наиболее оптимальным для целей финансового управления, вначале следует уточнить, что понимаемся под финансовым управлением.

Под финансовым управлением понимается управление деятельностью организации посредством формирования и контроля исполнения бюджетов, а также анализа полученных результатов с целью выявления и устранения причин, приведших к отклонениям фактических показателей от плановых.

При этом, в состав отслеживаемых показателей могут входить: активы, собственный капитал, обязательства (в т.ч. займы и кредиты), выручка, расходы, прибыль и денежный поток [47, c.81].

Ключевыми, в первую очередь для строительных компаний, из вышеуказанных показателей являются выручка, расходы и денежный поток.

Сумма выручки непосредственно связана с ценой выполняемых работ. Для целей определения выручки используется договорная цена, установленная на торгах или согласованием непосредственно заказчика с подрядчиком. В качестве основы для установления договорной цены, как было показано выше, наиболее подходит сметная стоимость, рассчитанная базисно-индексным методом с применением государственных сметных нормативов. Кроме того, это позволит избежать раскрытия конфиденциальной информации о структуре производственных затрат подрядчика.

В целях планирования расходов и прибыли применение базисно-индексного метода нецелесообразно, т.к. в силу его недостатков он не обеспечивает достаточной точности.

Наибольшая точность была бы обеспечена в случае использования производственных норм, отражающих реальные условия деятельности конкретной организации.

Поэтому, подрядчику необходимо иметь собственную базу производственных норм, которая основывалась бы на анализе накопленной статистики по фактически использованным ресурсам за ряд периодов.

В виду отсутствия подобной базы у большинства строительных компаний, на начальном этапе целесообразно использовать государственные сметные нормативы с их последующей корректировкой с учетом фактического расхода ресурсов.

Для этих целей наиболее подходящим с точки зрения точности и отражения потребляемых ресурсов в натуральном и стоимостном разрезах является ресурсный метод определения сметной стоимости.

Под ресурсным методом понимается расчет сметной стоимости в ресурсах, необходимых для реализации проектного решения, с использованием текущих (прогнозных) цен на них. Для этого необходимо из согласованных между подрядчиком и заказчиком объемов работ на основе проектных документов выделить следующие ресурсные показатели:

-              трудоемкость работ (чел.-ч);

-              виды и время использования строительных машин (маш.-ч);

-              виды материалов, изделий (деталей) и конструкций, а также их расход (в принятых физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.).

Предварительно формируются локальные ресурсные ведомости, на основе которых могут быть сформированы сводная ресурсная ведомость и локальные сметы [44,c.74].

Основными недостатками ресурсного метода является его высокая трудоемкость и необходимость отслеживания цен по всей номенклатуре материалов и строительной техники. Это связано с тем, что при чистом ресурсном методе текущие (прогнозные) цены должны применяться к полной номенклатуре материальных и технических ресурсов. В случае наличия детального перечня и объемов необходимых строительно-монтажных работ, определить потребность в трудовых, материальных и технических ресурсах можно на основе ГЭСН. Объемы ресурсов могут быть также представлены в проектных материалах, которые подрядчику целесообразно сверить с ГЭСН.

Однако, на практике часто встречаются ситуации, когда ценообразование и планирование расходов и прибыли должно быть осуществлено на предпроектной стадии (инвестиционное обоснование) или стадии проекта, когда не все объемы работ могут быть определены детально. Чрезмерная трудоемкость, возникающая в связи с необходимостью проведения расчетов по всей номенклатуре ресурсов, с точки зрения финансового управления также не вполне оправдана.

Недостатки ресурсного метода частично устраняются преобразованием его в ресурсно-индексный метод, при котором непосредственно ресурсный метод применяется к номенклатуре основных материалов и основной строительной техники, стоимость использования которых составляет значительную долю в непосредственно задействованных ресурсах (рис. 1.2).

Информация о работе Определение ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат