Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:50, дипломная работа
Цель работы – разработка эффективного механизма ресурсного обеспечения строительной организации и проектирование стоимости строительства объекта.
Поставленная цель работы определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат;
2. Изучить существующие методы определения ресурсного обеспечения;
3. Разработать алгоритм ресурсного обеспечения и определения стоимости строительства объекта;
Введение…………………………………………………………………………4
1. Проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат 7
1.1. Цели и задачи определения ресурсного обеспечения строительства объекта 7
1.2. Существующие методы определения ресурсного обеспечения 12
1.3. Проблемы оценки стоимости строительства и учета затрат и основные направления ресурсного обеспечения строительства объекта 23
2. Методические основы эффективного управления материально-техническим обеспечением строительного производства 35
2.1. Разработка метода определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат подрядной организацией 35
2.2. Общий алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства объекта 47
2.2.1. Разработка календарного плана 47
2.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 51
2.2.3. Определение накладных расходов 58
2.3. Моделирование финансовых потоков, включая оптимизацию 62
3. Определение ресурсного обеспечения строительства жилого дома 69
3.1. Общая характеристика организации и объекта строительства 69
3.1.1. Характеристика организации 69
3.1.2. Характеристика объекта 77
3.2. Алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства жилого дома 79
3.2.1. Календарный план строительства 79
3.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 93
3.2.3. Определение накладных расходов 95
3.3. Финансовые потоки 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Рисунок 1.2 - Преобразование ресурсного метода в ресурсно-индексный
Достаточно, чтобы эта доля составляла не менее 70 %. При этом, как показывает практика, номенклатура ресурсов, по которым применяется ресурсный метод, значительно сокращается. К остальным материалам (прочие материалы) и строительной технике (прочая строительная техника) применяется базисно-индексный метод.
Базисная стоимость прочих материалов может быть определена на основе Федерального сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, утвержденного Постановлением Госстроя России от 20.05.2003 № 40. Базисная стоимость прочей строительной техники может быть определена на основе Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденного Постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 86. (возможно для техники достаточно УПБС ВР). В крайнем случае, стоимость указанных прочих ресурсов определяется как процентная доля от стоимости основных ресурсов, определенных в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2000).
Индексы пересчета базисной стоимости прочих ресурсов в текущий уровень цен применяются в общем порядке.
Для того, чтобы сформировать собственную базу производственных норм и осуществить контроль за используемыми ресурсами необходимо перестроить систему учета.
В настоящее время в бухгалтерском учете строительной деятельности расходы учитываются в разрезе элементов затрат (оплата труда, материалы, эксплуатация машин и механизмов и накладные расходы) в привязке к конкретному объекту. Это не позволяет строительным компаниям сформировать собственную базу данных по потребляемым ресурсам в привязке к конкретным видам работ, что необходимо для разработки фирменных производственных норм [42, c.99].
Учет ресурсных показателей в привязке к конкретным видам строительно-монтажных работ следует организовать, как в натуральном (чел.-ч, маш.-ч, кг, шт., куб. м, кв. м), так и в стоимостном выражении (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 - Учет ресурсов (затрат)
Накопление учетных данных в разрезах, соответствующих ресурсно-индексному методу, необходимо для создания базы данных о фактических расходах ресурсов. Анализ указанных данных позволит скорректировать сметные нормы потребляемых ресурсов и получить производственные нормы расхода, учитывающие организационную, техническую и местную особенности деятельности конкретной строительной компании.
Предлагаемый подход на основе использования ресурсно-индексного метода сделает возможным разработку собственной базы производственных норм, но, главное, позволит сформировать эффективную систему управления затратами, выявляющую вид работы, а внутри работы, вид ресурса, по которому допущен перерасход.
Этот же подход можно применить и для управления денежных потоком посредством планирования и контроля исполнения платежного баланса (бюджета движения денежных средств), сформированного на основе бюджета доходов и расходов строительной компании.
Базой же формирования бюджета доходов и расходов строительной компании должен стать бюджет конкретной стройки, сформированный также посредством применения ресурсно-индексного метода.
1.3. Проблемы оценки стоимости строительства и учета затрат и основные направления ресурсного обеспечения строительства объекта
В рыночной экономике цена представляет собой одну из ключевых проблем, в особенности в сфере строительства.
Для подрядчика важно еще до заключения контракта определить тот диапазон цены, который позволял бы установить баланс между необходимостью возмещения затрат на строительство и получения достаточной прибыли, с одной стороны, и мотивацией потребителя к заключению сделки, с другой.
Ошибки в ценообразовании имеют самые серьезные последствия. Они могут легко трансформировать ожидаемую подрядчиком прибыль в фактический убыток, в случае установления слишком низкой цены, или привести к потере потенциального заказчика, если цена сильно завышена.
Для заказчика (инвестора) не менее важно понимать, что чрезмерная экономия средств на финансировании подрядных работ может привести к тому, что подрядная организация будет вынуждена, либо снижать качество выполняемых работ, либо задерживать сроки их завершения. Поэтому, разумный заказчик (инвестор) будет стремиться к балансу между понятным желанием сэкономить на финансировании стройки и необходимостью обеспечить подрядчика средствами, достаточными для качественной работы и своевременной сдачи ее результатов [25, c.118].
В сфере ценообразования в России сложилась давняя традиция (с середины 30-х и до начала 90-х гг. прошлого века), когда установление цены на строительные работы практически полностью отождествлялось со сметным нормированием. При этом конкретные нормативы в натуральном и стоимостном выражении устанавливались государством.
В условиях рынка связь цены со сметным нормированием не так однозначна, как в административно-плановой экономике.
Ценообразование для подрядчика можно рассматривать с точки зрения двух функций: внешней и внутренней.
Внешняя функция ценообразования заключается в установлении с заказчиком договорной цены на подрядные работы (рис. 1). Это осуществляется посредством, либо проведения подрядных торгов, что является обязательным в случае строительства объектов для государственных федеральных нужд, либо согласования цены непосредственно заказчиком и подрядчиком.
В качестве основы для установления договорной цены целесообразно использовать сметную стоимость, определенную согласно государственным сметным нормативам. Это позволит минимизировать возможные разногласия между заказчиком и подрядчиком. В особенности, это верно для случая применения базисно-индексного метода, при котором применяемые базисные расценки на виды работ и индексы пересчета базисной сметной стоимости в текущий уровень цен, устанавливаются централизованно, что снижает риски субъективности.
При этом, установленная договорная цена может отличаться от сметной стоимости, выступавшей в качестве ее основы.
Внутренняя функция ценообразования, скрытая от заказчика (инвестора), направлена на определение действительной структуры цены, включающей прямые и накладные расходы, а также прибыль (рис. 1.4). Осуществление внутренней функции позволяет признать ценообразование в качестве одного из элементов финансового планирования.
Для корректного осуществления внутренней функции от ценообразования требуется точность в части планируемых затрат.
Наибольшую точность в планировании расходов на строительство могло бы обеспечить использование производственных норм, отражающих реальные условия деятельности конкретной организации [32, c.82].
Однако, как показывает практика, у большинства строительных компаний собственная база производственных норм отсутствует. Отсюда возникает проблема поиска механизма, который позволил бы компенсировать отсутствие норм и мог бы стать основой для их разработки.
Рисунок 1.4 - Внешняя и внутренняя функции ценообразования и механизм их реализации
В народном хозяйстве бывшего СССР применялись цены на продукцию, работы и услуги, устанавливаемые государством. Указанный порядок ценообразования можно называть «государственно-нормативной моделью».
В отличие от государственно-нормативной, рыночная модель предполагает свободное ценообразование, когда в качестве ограничителей выступают не государственные директивы, а рыночный механизм соотношения спроса и предложения. При этом цена определяется исключительно соглашением сторон, участвующих в сделке.
Свобода ценообразования в СССР впервые с 30-х гг. XX в. была предусмотрена ст. 26 Закона СССР «О предприятиях в СССР» от 04.06.90 № 1529-1. Согласно указанной норме основная часть продукции, работ и услуг могла быть реализована по свободным (договорным) ценам. За государством оставлялось право регулировать цены и тарифы на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Частью первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.95 г., принцип свободного ценообразования был подтвержден.
Статьей 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.) уполномоченными на то государственными органами допускается только в случаях, предусмотренных законом.
На настоящий момент закон о регулировании цен не принят. Порядок их регулирования установлен Указом Президента РФ от 08.02.95 № 221, на основании которого Правительство РФ Постановлением от 07.03.95 № 239 утвердило перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. Строительная продукция в указанные перечни включена не была.
Несмотря на переход к свободным ценам, ценообразование в сфере строительства сохранило некоторые особенности, что нашло свое отражение в гл. 37 части второй Гражданского кодекса РФ, вступившей в действие с 01.03.96 г.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 743 цена строительных работ определяется сметой на основе технической документации, определяющей объем и содержание этих работ. В соответствии с п. 3 ст. 709 смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Законодательно понятие «сметы» не определено, но, учитывая сложившуюся в сфере строительства практику, формирующую обычаи делового оборота, под сметой понимается документ, в котором перечисляются работы, как правило, в технологической последовательности их выполнения, с указанием единицы измерения, объема и стоимости этих работ.
Во-вторых, для договоров подряда, в т.ч. строительного, кодексом, в отличие от других видов гражданско-правовых договоров, установлен состав цены.
Так, согласно п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса РФ цена подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. При этом, исходя из смысла положений Гражданского кодекса, заказчик фактически вправе требовать от подрядчика раскрытия структуры цены на строительные работы, в т.ч. в части сметных затрат подрядчика и его плановой прибыли.
И это, несмотря на то, что информация о затратах, в особенности об их структуре, как правило, носит конфиденциальный характер и представляет коммерческую тайну, так как может раскрывать содержание одного из конкурентных преимуществ компании.
В третьих, следует отметить особый порядок изменения цены договора подряда, установленный Гражданским кодексом РФ.
Согласно п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.
Изменение цены в случае возникновения необходимости проведения дополнительных работ допускается в соответствии с п. 5 ст. 709 только при наличии следующих условий:
- цена работы является приблизительной;
- дополнительно необходимые работы влекут существенное повышение этой цены;
- подрядчик своевременно предупредил заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ, влекущих существенное увеличение цены.
В случае заключения договора подряда по твердой цене, дополнительные объемы работ не влекут увеличения цены договора, как установлено п. 6 ст. 709. И только в случае, если существенно возрастает стоимость материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения твердой цены.
Требования ст. 709, содержащей общие положения к подрядным договорам, несколько расходятся с положениями ст. 743 Гражданского кодекса, регулирующей взаимоотношения сторон по конкретному виду подрядных работ, а именно, договору строительного подряда. При этом, согласно п. 2 ст. 702 Гражданского кодекса приоритет установлен за статьями, регулирующими взаимоотношения сторон по конкретным видам подрядных работ.
Пунктом 3 ст. 743 Гражданского кодекса допускается увеличение сметной стоимости строительства в случае обнаружения в ходе строительства не учтенных в технической документации работ и в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ. При этом ст. 743 не связывает возникновение права у подрядчика требовать увеличения сметной стоимости с видом цены (приблизительная или твердая) или существенностью повышения сметных расходов.
Обязательным условием возможного увеличения сметной стоимости является сообщение об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
Исходя из смысла п. 5 ст. 743 подрядчик вправе не осуществлять выявленные дополнительные работы в случае отказа заказчика от их оплаты.
Однако, с учетом п. 4 ст. 744 подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые он несет в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации. Данная норма защищает заказчика от возможного произвола подрядчика в определении величины указанных расходов, в связи с имеющейся у подрядчика возможностью оказывать давление на заказчика посредством законного прекращения работ.
Информация о работе Определение ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат