Определение ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:50, дипломная работа

Описание

Цель работы – разработка эффективного механизма ресурсного обеспечения строительной организации и проектирование стоимости строительства объекта.
Поставленная цель работы определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат;
2. Изучить существующие методы определения ресурсного обеспечения;
3. Разработать алгоритм ресурсного обеспечения и определения стоимости строительства объекта;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Проблемы и опыт определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат 7
1.1. Цели и задачи определения ресурсного обеспечения строительства объекта 7
1.2. Существующие методы определения ресурсного обеспечения 12
1.3. Проблемы оценки стоимости строительства и учета затрат и основные направления ресурсного обеспечения строительства объекта 23
2. Методические основы эффективного управления материально-техническим обеспечением строительного производства 35
2.1. Разработка метода определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат подрядной организацией 35
2.2. Общий алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства объекта 47
2.2.1. Разработка календарного плана 47
2.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 51
2.2.3. Определение накладных расходов 58
2.3. Моделирование финансовых потоков, включая оптимизацию 62
3. Определение ресурсного обеспечения строительства жилого дома 69
3.1. Общая характеристика организации и объекта строительства 69
3.1.1. Характеристика организации 69
3.1.2. Характеристика объекта 77
3.2. Алгоритм ресурсного обеспечения и проектирования стоимости строительства жилого дома 79
3.2.1. Календарный план строительства 79
3.2.2. Определение обеспечения ресурсами объекта 93
3.2.3. Определение накладных расходов 95
3.3. Финансовые потоки 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Работа состоит из  1 файл

Н-773 Дипл._ экономика управления на строительном предприятии.doc

— 828.50 Кб (Скачать документ)

Согласно п. 3 ст. 744 подрядчик вправе требовать пересмотра сметы (следовательно, стоимости строительства), если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Указанный порядок согласуется с положением ст. 706, предусматривающим возможность увеличения твердой цены в случае существенного возрастания стоимость материалов, оборудования и услуг субподрядчиков. Благодаря положениям ст. 744 раскрывается понятие существенности, предусмотренное ст. 706. Существенным признается увеличение стоимости работ не менее чем на десять процентов от суммы сметы.

Рассмотренные особенности правового регулирования установления цены на строительную продукцию могут быть объяснены спецификой строительства, заключающейся в том, что:

-              строительство объектов, как правило, требует от инвестора значительного объема финансирования. В этом случае, инвестор должен быть уверен, что стоимость работ сформирована разумно, т.е., в ней заложены обоснованные затраты и соответствующая доля прибыли;

-              строительная продукция имеет привязку к конкретной территории, при этом учитываются различные природно-климатические, градостроительные и другие реальные условия строительства объектов. В связи с этим стоимость строительства определяется на основе индивидуальных расчетов;

•              при строительстве объектов могут быть использованы разнообразные технологии и широкая номенклатура материально-технических ресурсов, непосредственно влияющих на стоимость строительства.

С начала 90-х гг. прошлого века и до 2004 г. центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим межотраслевое регулирование деятельности в области архитектуры и строительства, являлся Госстрой России. В пределах своей компетенции Госстрой России имел право принимать нормативные документы, обязательные для исполнения всеми участниками инвестиционной деятельности.

Согласно п. 48 и 49 Положения о государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.99 № 1289, Госстрой России мог разрабатывать рекомендации по ценам на строительную продукцию и основные принципы определения сметной стоимости строительства.

Принятие Госстроем России нормативных правовых актов по ценообразованию в сфере строительства не предусматривалось.

Госстрой России Постановлением от 05.03.04 № 15/1 ввел Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее по тексту – Методика определения стоимости строительной продукции), носящую рекомендательный характер, в т.ч. и для случаев финансирования строительных работ за счет государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 Госстрой России был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. При этом функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности перешли к Министерству промышленности и энергетики РФ (далее по тексту - Минпромэнерго РФ).

В связи с этим в Минпромэнерго РФ вновь образован Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Согласно Положению о департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства, принятого Минпромэнерго РФ 04.10.04 г., в перечень задач данного департамента входит выработка государственной политики в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительства с подготовкой предложений по нормативному регулированию в данной сфере, что ранее являлось задачей Госстроя РФ. Во исполнение указанных задач, департамент строительства и ЖКХ:

-              организует разработку методологии и основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве с подготовкой проектов нормативных правовых актов;

-              представляет на утверждение индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ, согласовывает индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

За Федеральным агентством по строительству и ЖКХ в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 286, оставлена функция реализации государственной политики в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

В отношении регулирования порядка ценообразования в случае финансирования строительных работ из бюджетных средств можно отметить следующее.

Постановлением Совмина РФ от 14.08.93 № 812 были приняты Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (далее по тексту – Основные положения по заключению контракта).

Согласно абз. 3 п. 4 Основных положений по заключению контракта стоимость строительных работ определяется на основании проведенных конкурсов (торгов) в пределах исходных условий. При этом уточнение стоимости, вызванное объективными причинами в процессе строительства, допускается по договоренности сторон.

Согласно п. 5.9.2 Положения о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Госкомимущества РФ и Госстроя РФ от 13.04.93 № 660-р/18-7 цена и порядок ее определения включается в коммерческую часть тендерной документации.

Порядку разработки коммерческой части посвящены Методические рекомендации по разработке коммерческой части тендерной документации заказчика и оферты претендента, утвержденные Протоколом Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое России от 17.02.95 № 5.

Наиболее детально, вопросы ценообразования рассмотрены Методическими рекомендациями по определению стоимости предмета торгов в строительстве, введенными в действие Письмом Госстроя России от 28.05.98 № АБ-20-214/12;

Указанные методические документы, как следует из их названия, имеют рекомендательный характер.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система основана, в т.ч. на принципе эффективности и экономности использования бюджетных средств.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Косвенно указанный принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств дает основания для регулирования порядка ценообразования на продукцию, приобретаемую за счет бюджетных средств.

Таким образом, формально у федеральных органов исполнительной власти нет законодательно предоставленных им полномочий для непосредственного регулирования вопросов ценообразования в сфере строительства, даже в случае, если финансирование строительных работ предполагается осуществлять за счет средств государственного бюджета.

Однако, учитывая тенденцию усиления федерального регулирования во всех сферах, можно ожидать, что контроль за расходованием бюджетных средств получит дальнейшее развитие, в т.ч. посредством более жесткой нормативно-правовой регламентации порядка ценообразования и его унификации для случаев использования бюджетных средств всех уровней (федерального, регионального и местного).

Выводы по 1 главе. Одной из основных системных функций строительных организаций является экономическая функция, сферой реализации которой является ресурсное обеспечение строительства объектов.

Именно эта функция является реальной основой выполнения строительными организациями ряда других институциональных функций.

В настоящее время нет единого методологического подхода к определению и формированию механизма управления совокупными ресурсами организации на строительство, основанного на оптимизации совокупных затрат и направленного на повышение эффективности использования располагаемых ресурсов и максимизацию прибыли строительной организации.

Исследование механизма управления совокупным ресурсным потенциалом имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Удовлетворение потребностей строительства возможно при наличии финансовых ресурсов в виде оборотных средств предприятия, формируемых при успешном ведении хозяйственной деятельности из финансовых поступлений (выручка, запасы, недвижимость, пакеты ценных бумаг и т.п.).

Роль ресурсов в строительстве принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели.

Ресурсы – это потенциал строительной организации. Эффективное использование ресурсов строительной организации во многом зависит от правильного определения потребности в ресурсах.

Занижение величины ресурсов влечет за собой неустойчивость финансового положения, перебои в строительстве объектов и снижение прибыли. Завышение размера ресурсов снижает возможности предприятия в строительстве объектов.

Точный расчет потребности строительного предприятия в ресурсах следует вести из расчета времени пребывания ресурсов в процессе строительства объектов.

Процесс определения ресурсного обеспечения является необходимым процессов при строительстве объектов.

При определении оптимальной потребности в ресурсном обеспечении рассчитывается сумма денежных средств, которая будет авансирована для создания строительных запасов и заделов незавершенного строительства.

Для этого используется три метода: аналитический, коэффициентный и метод прямого счета. Поиск – постоянный и систематический – путей снижения как общего уровня затрат, так и отдельных их видов является одним из важнейших элементов управления затратами.

 

 


2.  Методические основы эффективного управления материально-техническим обеспечением строительного производства

 

2.1. Разработка метода определения ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат подрядной организацией

 

Для повышения интенсивности  строительного производства, прежде всего, необходимо эффективно управлять всеми производственными ресурсами на протяжении всего производственного процесса.

При этом под эффективным можно понимать такое управление, когда связанные с его реализацией  затраты ниже прибыли получаемой строительным предприятием в результате повышения эффективности управления. В основном данное условие достигается при оптимальном управлении строительным производством.

Под оптимальным управлением факторов или ресурсов производства следует понимать такое их планирование, хранение, вложение в производство, а также  перераспределение между различными строительными объектами, которое при минимальном их расходовании позволяет оптимизировать принятый критерий эффективной деятельности строительного предприятия [33, c.81]. В качестве таких критериев могут быть использованы различные  целевые задания, например, связанные с сокращением (минимизацией) сроков строительства, получением максимальной прибыли в соответствии с характером  изменений условий функционирования строительного предприятия, минимизацией издержек производства, повышением рыночной стоимости предприятия  и т.п. Другими словами, учитывая, что функционирование строительных предприятий в условиях рынка в основном носит неопределенный, непредсказуемый и  меняющийся характер необходимо организовать такое управление использованием производственных ресурсов, которое обладает свойствами  целесообразности, адаптивности и оптимальности или  способности минимизировать вводимые в производства факторы при заданных объемах производства.

Таким образом, основной задачей эффективного управления факторами производства является своевременное обеспечение строительства всеми необходимыми производственными ресурсами с минимальными затратами поставки, хранения и их освоения на строительных площадках в соответствии с заданной целью (заданных объемах производства) и ситуацией  сложившейся на строительном предприятии и в окружающей среде. Данная ситуация в исследуемом случае  определяется объемом и характером реализуемых на анализируемый период времени  подрядных работ, наличием  требующихся для их реализации ресурсов, а также факторами  влияющими на ресурсное обеспечение строительного производства. 

Следовательно, в общем случае задача эффективного управления ресурсным обеспечением строительного производства может быть сформулирована следующим образом. Требуется ввести в производство такие количества различных производственных факторов xi, i=1, n, которые позволяют реализовать требуемые объемы производства (V):

 

,                                                         (2.1)

 

при минимальных затратах:

                                                                      (2.2)

 

где ai – коэффициент  производственной функции для i вида факторов производства;

- оптимальные  объемы факторов i-го вида,  необходимые для производства одной условной единицы объемов производства;

- число условных единиц в заданных объемах производства V;

- стоимость одной условной единицы i-го вида производственных  факторов. 

При этом  для вводимых объемов  в производство  факторов должно выполняться условие их сбалансированности в виде следующего соотношения, обеспечивающего  минимизацию  издержек производства:

 

                                                                      (2.3)

 

где MPi – предельный продукт i фактора.

Снижение себестоимости строящихся объектов при оптимальном распределении ресурсов достигается за счет экономичного использования строительных материалов и снижения энергетических затрат, требуемых для выполнения  определенного объема строительно-монтажных работ.

Сокращение сроков строительства при возникновении дефицита в материальных ресурсах можно достичь за счет перераспределения имеющихся ресурсов между работами, входящими в критические пути сетевых планов таким образом, чтобы суммарный критический путь всех одновременно строящихся объектов был минимальным [21, c.73].

Информация о работе Определение ресурсного обеспечения строительства объекта и планирования затрат