Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:33, дипломная работа
Цель данного дипломного проекта – изучение современного состояния организации и системы материального стимулирования труда персонала в ОАО «Птицефабрика Оршанская».
Объектом исследования является открытое акционерное общество (ОАО) «Птицефабрика Оршанская».
Введение
1 Теоретические основы организации и материального стимулирования труда
1.1 Элементы организации труда и заработной платы
1.2 Организационно-экономический механизм регулирования заработной платы
2 Анализ организации и стимулирования труда персонала в ОАО «Птицефабрика Оршанская»
2.1 Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Птицефабрика Оршанская»
2.2 Анализ материального стимулирования труда персонала организации
2.3 Организация материального стимулирования персонала
2.3 Повышение эффективности организации и стимулирования труда персонала
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А Бухгалтерский баланс на 01.01.2011
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках с 01.01.2010 по 31.12.2010
Приложение В Отчет по труду за 2010 г по ОАО «Птицефабрика «Оршанская»
Материальные факторы являются базой, фундаментом при создании внутрифирменного механизма мотивации труда. В то же время первичность экономических мотивов всегда связана с социальными. Более того, когда основные материальные потребности удовлетворены, деятельность людей все более определяется социальными мотивами. Очевидно, что при достижении определенного уровня благосостояния как в обществе в целом, так и на уровне конкретного индивида, социальные мотивы деятельности начинают преобладать [26, с.318].
Одним из признаков классификации мотивационных аспектов стимулирования труда является природа возникновения факторов, по которому они подразделяются на внешние и внутренние. Факторы заинтересованности работника формируют его мотивы в труде. В научной литературе выделяются три группы мотивов трудовой деятельности, отражающие:
- интерес работника к трудовому процессу и к конечным результатам и определяются привлекательностью труда, самовыражением, проявлением инициативы и др.;
- материальную и нравственно-психологическую заинтересованность работников, что, в основном, определяется отношениями собственности на средства производства и продукцию, эффективностью и конкурентоспособностью производства, уровнем цен и инфляции, эффективностью принятой системы материального вознаграждения работников и т. д.;
- обязанности человека перед членами семьи, трудовым коллективом и обществом, боязнь лишиться работы и т. д. (мотивы принудительного характера).
Установлено, что система мотивации и стимулирования на уровне предприятия должна базироваться на определенных требованиях. Основными из них являются:
- предоставление равных возможностей занятости и должностного продвижения по критерию результатов труда;
- согласование уровня оплаты труда с его результатами и признание личного вклада в общий успех гарантия занятости для работников, принимающих участие в реализации конкретных схем повышения производительности труда;
- создание соответствующих условий охраны здоровья, безопасности труда и благополучия всех работников;
- обеспечение возможностей для роста профессиональных навыков, реализации способностей работников, наличие программ обучения, повышения квалификации и переквалификации и др.
При построении системы мотивации труда работников в ее основу закладывают необходимость учета специфики производства, статус работника, его требования к оплате труда, месту работы и условиям труда.
Государственная политика в области заработной платы направлена на стимулирование повышения цены рабочей силы и роста заработной платы в зависимости от увеличения объема работ, на сокращение резкой дифференциации в оплате труда между отраслями, группами и категориями работников, обеспечение своевременной оплаты за выполненную работу.
Таким образом, от должной организации системы материального стимулирования, оплаты труда, в рамках каждой предпринимательской структуры может быть достигнут значительный результат, основанный на правильном использовании существующих принципов, форм и систем оплаты труда.
2 Анализ организации и стимулирования труда персонала в ОАО «Птицефабрика Оршанская»
2.1 Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Птицефабрика Оршанская»
«Птицефабрика Оршанская» была организована на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (РБ) от 15 ноября 1967 года №1420/10.
Приказом Государственного комитета по имуществу РБ №225 от 14 сентября 2009 года оно было переименовано в открытое акционерное общество (ОАО) «Птицефабрика Оршанская».
Фабрика - юридическое лицо, действует на принципах хозяйственного расчёта, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в финансово-кредитных учреждениях. В своей деятельности руководствуется Законом РБ «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» и Уставом организации.
Птицефабрика является технологически чистым безотходным производством, обеспечивающим комплексную переработку сырья (покупка суточного молодняка и несушек - получение яйца - реализация яйца и мяса). В организации имеется 25 типовых птичников с наличием 461600 птицемест для взрослых кур и 272000 птицемест для выращивания молодняка. На фабрике эксплуатируются следующие типы клеточного оборудования для взрослой птицы: трёхярусное «БКН-3», «ККТ», одноярусное - «ОБН-1», четырёхярусное «Евровент», 2БВМ-Ф-4», «КП-25», «Шпехт» - для молодняка птицы.
Основная продукция ОАО «Птицефабрика Оршанская» - пищевое яйцо, объём продажи которого, занимает 74% общего объёма реализации. Кроме того предприятие выпускает мясо куриное 1 и 2 категорий; мясо цыплят бройлеров, мясные полуфабрикаты (котлеты, мясной фарш, филе из мяса кур, окорочка куриные, набор для бульона, купаты); продукты яичные (яичный порошок, меланж, желток и белок).
Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Птицефабрика Оршанская» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Птицефабрика Оршанская»
Показатели | 2009 год | 2010 год | Изменение, +/- | Темп роста, % |
Объем производства продукции в фактических ценах, млн. руб. | 35134 | 42156 | 7022 | 119,9 |
Себестоимость произведенной продукции, млн. руб. | 31200 | 39871 | 8671 | 127,7 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов), млн. руб. | 27661 | 32269 | 4608 | 116,6 |
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 26540 | 30925 | 4385 | 116,5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб. | 34853 | 40006 | 5153 | 114,7 |
Затраты на рубль реализованной продукции, руб. | 0,959 | 0,958 | -0,001 | 99,9 |
Фонд заработной платы, млн. руб. | 4281,0 | 5349,9 | 1069 | 125,0 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 480 | 472 | -8 | 98,3 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 736,0 | 943,8 | 207,8 | 128,2 |
Среднегодовая выработка на одного работника, млн. руб. | 73,2 | 89,3 | 16,1 | 122,0 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 252 | 192 | -60 | 76,2 |
Прибыль, млн. руб. | 103 | 76 | -27 | 73,8 |
Рентабельность реализованной продукции, % | 0,95 | 0,62 | -0,33 п.п. | - |
Рентабельность продаж, % | 0,91 | 0,59 | -0,32 п.п. | - |
Объемы выпуска продукции в текущих ценах, как показывают данные таблицы 2.1, повышался. Абсолютный прирост составил 7022 млн. руб.; темпы роста объема производства продукции составили 119,9% в 2010 году в сравнении с 2009 годом.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году превысила значение 2009 года на 4608 млн. руб.; темп роста составил 116,6%.
Положительным моментом в развитии организации явилось уменьшение затрат на производство и реализацию продукции, товаров, что выразилось в уменьшении темпов их роста по сравнению с темпами роста выручки от реализованной продукции. В результате чего показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции в 2010 году уменьшился на 0,001 копеек по сравнению с 2009 годом и его значение было равно 0,958 рублей. Величина показателя затрат на 1 рубль реализованной продукции меньше 1 рубля является свидетельством того, что организация получает прибыль от реализации.
Прибыль от реализации в 2010 году уменьшилась на 60 млн. руб. по сравнению с 2009 годом и ее значение составило 192 млн. руб. Темп роста прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 76,2%.
Прибыль организации была в 2010 году получена меньше, чем в 2009 году на 27 млн. руб. Темпы роста прибыли составили 73,8%.
Рентабельность реализованной продукции в 2010 году уменьшилась на 0,33 п.п. по сравнению с 2009 годом и составила 0,62%. Рентабельность продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,32%; темп роста – 64,8%.
Показатель рентабельности в ОАО «Птицефабрика Оршанская» мог бы быть выше при условии наличия в республике более дешёвых кормов, увеличении объемов производства и реализации продукции.
Среднегодовая стоимость основных средств организации имела тенденцию к увеличению. Темпы ее роста составили 114,7% за 2009-2010 года.
При росте фонда заработной платы в организации и сокращении среднесписочной численности работников (на 8 человек), наблюдался рост среднемесячной заработной платы, хотя ее величина значительно отстает от средних данных по республике. Темпы роста среднемесячной заработной платы в 2010 году по сравнению с данными за 2009 год составили 128,2%. Величина среднемесячной заработной платы составила в 2010 году 943,8 тыс. руб.
Отметим, что темпы роста заработной платы превышают темпы роста производительности труда в организации, что свидетельствует о том, что рост доходов работников связан с ростом цен на выпускаемую продукцию.
Производительность труда работников организации, исчисленная по объемам произведенной продукции в фактических ценах, имеет устойчивую динамику к росту на протяжении последних лет. В 2010 году среднегодовая выработка одного работника организации увеличилась на 20,51 млн. руб. (темпы роста - 119,2%).
Как свидетельствуют данные таблицы 2.1, в организации наблюдается положительная динамика роста большинства основных технико-экономических показателей, что свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте организации, ее устойчивом положении на рынке.
Преимуществами ОАО «Птицефабрики Оршанской» перед другими птицефабриками республики является более высокая продуктивность птицы, наличие импортного птицеводческого оборудования, длительный опыт работы на рынках РБ и Российской Федерации. ОАО «Птицефабрика Оршанская» уделяет особое внимание развитию собственной торговой сети. С 2007 года и на данный момент организация увеличила количество торговых точек с 17 до 27.
Как и все организации «Птицефабрика Оршанская» имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны - доступная (по сравнению с конкурентами) цена, квалифицированный персонал, эффективно работающее производство, фирменная торговля, большой ассортимент выпускаемой продукции, появление средств для инвестиций, хорошее качество продукции).
Слабые стороны - устаревшее и изношенное отдельное оборудование, невысокие (относительно конкурентов) заработные платы, недостаток кормов отечественного происхождения, недостаточно активный маркетинг.
2.2 Анализ материального стимулирования труда персонала
Анализ материального стимулирования труда персонала предполагает первоначально анализ обеспеченности организации рабочей силы по видам деятельности и категориям. Достаточная обеспеченность организации работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. В частности, от обеспеченности организации персоналом и эффективности его использования зависит объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования и как результат - объем производства продукции.
Источником информации для анализа обеспеченности и эффективного использования рабочей силы является статистическая форма № 12-труд (пром) «Отчет по труду».
Обеспеченность организации трудовыми ресурсами представлена в аналитической таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ обеспеченности ОАО «Птицефабрика Оршанская» персоналом, чел.
Наименование показателей | 2009 год | 2010 год | Измен., +/- | Темп роста, % |
Всего, в т.ч. | 480 | 472 | -8 | 98,3 |
персонал основной деятельности | 332 | 334 | 2 | 100,6 |
из него: |
|
|
|
|
рабочие | 260 | 265 | 5 | 101,9 |
служащие | 72 | 69 | -3 | 95,8 |
из них: |
|
|
|
|
руководители | 11 | 11 | 0 | 100,0 |
специалисты | 61 | 58 | -3 | 91,8 |
персонал неосновной деятельности | 148 | 138 | -10 | 93,2 |