Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности организации на примере ООО «Тритон». В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть конкурентоспособность как экономический объект;
изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
определить методы анализа конкурентоспособности организации;
дать организационно-экономическую характеристику компании ООО «Тритон»;
провести анализ экономических и финансовых показателей компании ООО «Тритон»;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 11.09.12.doc

— 901.00 Кб (Скачать документ)

n

 

где К∑  - конкурентоспособность маркетинговой деятельности предприятия;

      ∑КМТК - сумма коэффициентов конкурентоспособности  всех продуктов;

n            - количество продуктов (услуг) фирмы [20, с.89].

Кроме этого  для расчета полной конкурентоспособности  фирмы также нужно учитывать  общефинансовые коэффициенты. Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период. Для расчета конкурентоспособности  фирмы можно ограничиться оценкой структуры баланса по следующим коэффициентам.

Коэффициент текущей  ликвидности или коэффициент - финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным  обязательствам (текущим пассивам). Данный коэффициент находится по формуле:

            

(ОА – ДЗд  – ЗУ)

                                           Ктл = -----------------------,                                         (14)

КО

 

где Ктл  - коэффициент  текущей ликвидности;

 ОА  - оборотные  активы;

 ДЗд - долгосрочная дебиторская задолженность;

 ЗУ   - задолженность  учредителей по взносам в уставный  капитал;

 КО  - краткосрочные  обязательства [13, с.123].

Нормальным  считается значение коэффициента от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и физической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов [13, с.124].

Формула расчета  коэффициента обеспеченности собственными средствами следующая:

 

СКО

                                      КОСС = --------------,                                              (15)

ОбА

 

где КОСС - коэффициент  обеспеченности собственными средствами;

      СКО    - стоимость собственного  капитала;

      ОбА    - стоимость оборотных  активов организации [13, с.128].

Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы будет следующей:

 

КФ = К∑ х Ктл х КОСС                                     (16)

 

где КФ     - конкурентоспособность фирмы;

      К∑  - конкурентоспособность маркетинговой деятельности предприятия;

      Ктл     - коэффициент текущей ликвидности;

      КОСС - коэффициент обеспеченности  собвственными средствами  [20, с.95].

Полученный  коэффициент конкурентоспособности  фирмы может колебаться от -10 до 10 и в зависимости от значения этого  коэффициента данную фирму относят  к одной из групп: Рыночные лидеры, рыночные претенденты, рыночные последователи, фирмы, действующие в рыночной нише, либо банкроты (Приложение 7).

Для каждого  рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все  конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

2.4 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ООО «Тритон»

 

Ключевым понятием в стратегическом развитии деятельности ООО «Тритон» является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

В качестве стратегических направлений для ООО «Тритон» предлагается избрать активное, атакующее поведение: расширение доли на рынке и его конкретных сегментах, увеличение нормы прибыли, рост объема заключаемых договоров, рентабельности, запаса финансовой прочности и так далее. Маркетинговая стратегия направлена на завоевание стабильной рыночной позиции и сохранение конкурентоспособности.

Системное управление развитием ООО «Тритон» может быть представлено следующей последовательностью формируемых свойств:

а) системная  гибкость;

б) системная  адаптивность;

в) системная  конкурентоспособность.

При этом задачи стратегической и оперативной деятельности можно разделить следующим образом.

Стратегическая  деятельность ООО «Тритон» должна быть ориентирована, во-первых, на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и, во-вторых, на углубление и расширение методов управления организацией. Оперативная деятельность в этих условиях, опирающаяся на самоорганизацию ее элементов и подразделений, нацеливается на оперативное (ситуационное) использование свойства в Тритон город» должны работать над эффективным применением нового инструментария в конкретных ситуациях. Каждое самостоятельное подразделение ООО «Тритон» должно освоить задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара. Разнообразие производимого товара определяется уровнем гибкости оборудования. Конкретизация товарного ряда определяется на базе маркетинговых исследований, заказчиком на которые выступает собственно самостоятельное подразделение. Помимо этого подразделение должно постоянно вести поиск новой благоприятной рыночной ниши. Подобная форма самоорганизации самостоятельных подразделений обеспечивает развитие предприятия по главному критерию — выживанию.

Сформулируем  основные мероприятия в рамках стратегии  развития ООО «Тритон»

  • процессы обновления ООО «Тритон» должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, то есть стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами;
  • самоорганизация предприятия ООО «Тритон» в вопросах внутреннего устройства становится обязательным требованием его выживаемости, с одной стороны, а с другой, — внутриорганизационные отношения являются следствием условий выбора форм и механизмов хозяйственных связей, прежде всего, партнеров рыночного взаимодействия. По сути, речь идет о форме механизма конкуренции и его различиях в сферах экономики. Именно его конкретизация, точнее границы механизма конкуренции определяют «правила» внутриорганизационного устройства предприятия, обеспечивающего выживаемость в условиях неопределенности. Данное условие позволяет выбрать конкретную форму таких свойств, как конкурентоспособность, инновационность, адаптивность, обеспечивающих постоянный эффект деятельности предприятия ООО «Тритон» на рынке;
  • для выживания в конкурентной борьбе компания ООО «Тритон» должна удовлетворять индивидуальные потребности. Индивидуализация потребностей сводится к многокритериальной задаче создания товара и его сервиса (сопровождения):
  1. товар должен удовлетворять определенные потребности конкретного клиента, следовательно, требуется не только разнообразие товаров, но и широкий спектр их модификаций;
  1. индивидуализация сервиса товара - первым шагом в развитии индивидуализации является выбор способа, которым поставляется товар;
  2. индивидуализация времени производства и сборки;
  • сокращение затрат материальных ресурсов ООО «Тритон» может быть достигнуто реконструкцией системы управления организацией по двум направлениям:
  1. совершенствованием контроля и, прежде всего, финансового через бюджет деятельности центров прибыли;
  2. децентрализацией управления, перенесением ответственности за взаимодействие с внешней средой на низовые уровни: распространенной формой децентрализации управления является формирование групп, строго ориентированных на клиента (потребителя), и создание им условий для самоорганизации, перехода на командные методы работы;
  • направление проявления адаптивности ООО «Тритон» - освоение производства новых видов товаров такого же класса, что и у конкурентов (детская мебель);
  • стратегическая деятельность ООО «Тритон» должна быть ориентирована, во-первых, на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и, во-вторых, на углубление и расширение методов управления организацией;
  • ООО «Тритон» должно освоить задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара;
  • стратегическим подходом в повышении конкурентоспособности продукции ООО «Тритон» может стать внутренний рост, то есть расширение деятельности за счет внутренних ресурсов. За счет концентрации (более глубокого внедрения на рынок) и развития рынка за счет представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара;
  • концепция маркетинга и сбыта:
  1. выпуск товаров в соответствии со спросом потребителей;
  1. взаимовыгодное сотрудничество;
  2. прямые поставки;
  3. приемлемые цены с отличным качеством;
  • условия конкурентного рынка диктуют необходимость приведения в действие, прежде всего, интенсивных факторов увеличения производственной мощности за счет внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта в ООО «Тритон». Придерживаясь указанного направления, анализируемой компании наиболее экономически целесообразно перепрофилировать производство, невостребованных товаров на производство продукции повышенного качества;
  • объем выпуска продукции ООО «Тритон» будет определяться, исходя из производственной мощности предприятия и наличия сырья, а цена будет установлена ниже конкурентов. ООО «Тритон» наиболее подходит политика низких цен по отношению к ценам конкурентов, позволяющая внедрится на рынок, увеличить рыночную долю, создать входные барьеры для новых конкурентов;
  • в связи с совершенствованием товарной политики ООО «Тритон» необходимы дополнительные средства на стимулирование сбыта, поэтому необходимо расширить существующую сбытовую сеть;
  • планируется разработка эффективной коммуникационной политики ООО «Тритон» включающей: создание собственного сайта, рекламу в Интернете, наружную рекламу, радиорекламу, участие в специализированных выставках, проведение мероприятий паблисити и прочее.

Эффективная организация  деятельности ООО «Тритон» предполагает внедрение и широкое использование принципов, подходов, методов и средств современного маркетинга.

Условия конкурентного  рынка диктуют необходимость  приведения в действие, прежде всего, интенсивных факторов увеличения производственной мощности за счет внедрения научно-технических достижений и передового производственного и дизайнерского опыта ООО «Тритон». Придерживаясь указанного направления, анализируемой компании наиболее экономически целесообразно перепрофилировать производственную линию, занимающуюся изготовлением прихожих на производство мебели для детских комнат, а также мебели для детских учреждений.

Формирование  цены на продукцию ООО «Тритон» выводимую на рынок, будет происходить одновременно несколькими параллельными путями, чтобы в последующий момент принять окончательное решение о размере цены на конкретный товар.

Схема поэтапной  разработки эффективной для ООО «Тритон» ценовой политики представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Последовательность разработки ценовой политики ООО «Тритон»»

Формирование  целей ценовой политики ООО «Тритон» .С помощью установления цены на товар предприятие ООО «Тритон» должно решать следующие цели:

- захватить  намеченную долю рынка (на 6% больше);

- увеличить  спрос на продукцию;

- максимизировать  текущую прибыль;

- максимизировать  оборот;

- установить  ценовые барьеры для новых  конкурентов.

При реализации поставленных целей ООО «Тритон» необходимо тщательно взвесить возможности анализируемого предприятия по отношению к силе конкурентов, а также размер потенциального спроса в каждом сегменте рынка. Если потенциальный спрос отсутствует, то единственный метод завоевания доли рынка - вытеснение конкурента. Основное оружие при этом - низкие цены по отношению к ценам конкурентов. В ценовой конкуренции побеждает более сильный в финансовом отношении конкурент, имеющий возможность длительное время держать низкие цены (например, за счет других рынков или товаров). При прочих равных условиях победит тот, у кого товар имеет более низкую себестоимость

Итак, для исчисления отпускной цены на практике ООО «Тритон» наиболее подходит метод ценообразования с ориентацией на цены конкурентов, что предполагает учет сложившегося спроса на данную продукцию. При назначении цены на выводимый на рынок товар необходимо учесть реакцию конкурентов на ценовые предложения.

Например, при  ценах, ниже цен на аналогичные товары конкурентов, последние могут:

Информация о работе Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий