Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности организации на примере ООО «Тритон». В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть конкурентоспособность как экономический объект;
изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
определить методы анализа конкурентоспособности организации;
дать организационно-экономическую характеристику компании ООО «Тритон»;
провести анализ экономических и финансовых показателей компании ООО «Тритон»;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 11.09.12.doc

— 901.00 Кб (Скачать документ)

В результате исследования было выявлено, что:

  • наибольшую значимость для предприятия ООО «Тритон» имеют такие составляющие внутренней среды как организация и кадры, маркетинг на третьем месте производство, и финансы;
  • в подсистеме организация и кадры самыми значимыми являются квалификация руководства и квалификация персонала; в подсистеме маркетинг наибольшую значимость имеют рыночная доля и качество продукции; в подсистеме производства самыми значимыми являются использование современных технологий и оборудование; в подсистеме финансы наиболее значимы финансовая стабильность и уровень прибыльности;
  • рассмотрев ООО «Тритон» по методике SWOT можно сделать такой вывод: сильных сторон организации, выявленных при SWOT-анализе, гораздо больше, чем слабых сторон, поэтому при разработке стратегии необходимо использовать сильные стороны для того, чтобы получить максимальную отдачу от возможностей, появившихся во внешней среде. Но, конечно, нельзя упустить из виду и слабые стороны – их нужно, по возможности, избежать при выборе стратегии развития компании;
  • среди основных конкурентов у ООО «Тритон» наиболее прочная позиция. Рассматриваемые конкуренты предлагают достаточно высокий уровень обслуживания и имеют выгодное расположение. Таким образом, конкуренты достаточно сильны и крепко держат свои позиции на рынке и компании ООО «Тритон» необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники в конкурентной борьбе на рынке;
  • учитывая конкурентную позицию компании ООО «Тритон» и стадию жизненного цикла отрасли, в которой оно действует, возможными стратегиями дальнейшего функционирования компании ООО «Тритон» будут: минимальное или избирательное реинвестирование, рост доли рынка с увеличением объема продаж, поиск и защита рыночной ниши. Возможности и направления развития предприятия в значительной степени определяются стадией жизненного цикла, в которой оно находится. Исследуемое компания ООО «Тритон» находится в третьей фазе развития – зрелость;
  • анализируя конкурентоспособность продукции компании ООО «Тритон» можно сделать следующие выводы. В настоящее время ассортимент большинства продукции предприятия находится в стадии зрелости. При этом вся продукция предприятия имеет достаточно высокое качество и постоянно обновляемый ассортимент;
  • сравнение средних цен каждого производителя с ценами ООО «Тритон»  показывает, что практически по всем ассортиментным позициям ООО «Тритон» имеет значительное ценовое преимущество;

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования ООО «Тритон» были предложены следующие мероприятия:

  • процессы обновления ООО «Тритон» должны быть постоянными и ритмичными, технологизированными, то есть стандартными процедурами достижения целей обновления, а также реализовывать обновленческие процессы с минимальными затратами;
  • самоорганизация предприятия ООО «Тритон» в вопросах внутреннего устройства становится обязательным требованием его выживаемости, с одной стороны, а с другой, — внутриорганизационные отношения являются следствием условий выбора форм и механизмов хозяйственных связей, прежде всего, партнеров рыночного взаимодействия. По сути, речь идет о форме механизма конкуренции и его различиях в сферах экономики. Именно его конкретизация, точнее границы механизма конкуренции определяют «правила» внутриорганизационного устройства предприятия, обеспечивающего выживаемость в условиях неопределенности. Данное условие позволяет выбрать конкретную форму таких свойств, как конкурентоспособность, инновационность, адаптивность, обеспечивающих постоянный эффект деятельности предприятия ООО «Тритон» на рынке;
  • для выживания в конкурентной борьбе компания ООО «Тритон» должна удовлетворять индивидуальные потребности. Индивидуализация потребностей сводится к многокритериальной задаче создания товара и его сервиса (сопровождения);
  • сокращение затрат материальных ресурсов ООО «Тритон» может быть достигнуто реконструкцией системы управления организацией по двум направлениям: а) совершенствованием контроля и, прежде всего, финансового через бюджет деятельности центров прибыли; б) децентрализацией управления, перенесением ответственности за взаимодействие с внешней средой на низовые уровни: распространенной формой децентрализации управления является формирование групп, строго ориентированных на клиента (потребителя), и создание им условий для самоорганизации, перехода на командные методы работы;
  • направление проявления адаптивности ООО «Тритон» - освоение производства новых видов товаров такого же класса, что и у конкурентов (детская мебель);
  • стратегическая деятельность ООО «Тритон» должна быть ориентирована, во-первых, на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и, во-вторых, на углубление и расширение методов управления организацией;
  • ООО «Тритон»  должно освоить задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара;
  • стратегическим подходом в повышении конкурентоспособности продукции ООО «Тритон» может стать внутренний рост, то есть расширение деятельности за счет внутренних ресурсов. За счет концентрации (более глубокого внедрения на рынок) и развития рынка за счет представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара. Концепция маркетинга и сбыта включает выпуск товаров в соответствии со спросом потребителей; взаимовыгодное сотрудничество; прямые поставки;  приемлемые цены с отличным качеством;
  • условия конкурентного рынка диктуют необходимость приведения в действие, прежде всего, интенсивных факторов увеличения производственной мощности за счет внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта в ООО «Тритон». Придерживаясь указанного направления, анализируемой компании наиболее экономически целесообразно перепрофилировать производство, невостребованных товаров на производство продукции повышенного качества;
  • объем выпуска продукции ООО «Тритон» будет определяться, исходя из производственной мощности предприятия и наличия сырья, а цена будет установлена ниже конкурентов. ООО «Тритон» наиболее подходит политика низких цен по отношению к ценам конкурентов, позволяющая внедрится на рынок, увеличить рыночную долю, создать входные барьеры для новых конкурентов;
  • в связи с совершенствованием товарной политики ООО «Тритон» необходимы дополнительные средства на стимулирование сбыта, поэтому необходимо расширить существующую сбытовую сеть;
  • планируется разработка эффективной коммуникационной политики ООО «Тритон», включающей: создание собственного сайта, рекламу в Интернете, наружную рекламу, радиорекламу, участие в специализированных выставках, проведение мероприятий паблисити и прочее;

Предлагаемые мероприятия по повышения конкурентоспособности продукции ООО «Тритон» приведут к следующим положительным изменениям показателей деятельности анализируемой компании:

а) увеличение суммы выручки от реализации на 72569,6 тыс. руб.;

б) снижение себестоимости реализованной продукции не произошло за счет роста переменных расходов и расходов на повышение конкурентоспособности, однако ее рост составил 21,8%;

в) рост прибыли на 6872,8 тыс. руб.;

г) повышение уровня рентабельности на 3,39%.

Таким образом, ООО «Тритон» добьется поставленной цели завоевания большей доли рынка с сокращением затрат на себестоимость продукции и последующим ростом прибыли, что повлечет за собой рост рентабельности предприятия.

В итоге мы можем  сделать вывод, что под конкурентоспособностью предприятия понимается многофакторная характеристика, отражающая его способность вести конкурентную борьбу.

Следует учитывать, что показатель конкурентоспособности  предприятия - постоянно изменяющаяся величина, то есть достигнув определенного  ее уровня, нельзя сохранить его  без всяких усилий.

В итоге проделанной  работы мы можем сказать, что, заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта.  Таким образом, конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации : ч. 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, ч. 3 от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ, ч. 4 от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации : ч. 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
  3. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие. – М. : Изд-во «Дело и Сервис», 2008. - 512 с.
  4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. - 2-е изд.- М. : Изд-во «Дело и Сервис, 2008. - 256 с.
  5. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента: учебно-практическое пособие. – М. : ПРИОР, 2008. - 288 с.
  6. Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 2. - с. 103 - 107
  7. Алексей Смольский. Оценка деятельности компании // Финансовый директор. 2010. - №9. - с. 13-14
  8. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во ОМЕГА-Л, 2008. - 408 с.
  9. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: учебное пособие. – М.: Дело, 2008. – 223 с.
  10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. : Финансы и статистика, 2009. - 564 с.
  11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2009. - 582 с.
  12. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. – 2-е изд., доп. – М. : Финансы и статистика, 2008. - 208 с.
  13. Бердников Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. – М. : Инфра-М, 2008. - 215 с.
  14. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
  15. Брасс А.А. Основы менеджмента: учебное пособие. – Минск, 2007. – 239 с.
  16. Булатова З.Г., Булатов М.А. Бухгалтерский учет в торговых организациях: учебное пособие / З.Г. Булатова., М.А. Булатов. – М. : ЗАО «Изд-во «Экономика», 2008. 406 с.
  17. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М,  2007.  416с.
  18. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Е.В. Бебнева. – М.: Эксмо, 2008. - 528 с.
  19. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М. : Элит-2000, 2008. – 440 с.
  20. Виссина Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 324 с.
  21. Грузинов В.Б., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 208 с.
  22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 432 с.
  23. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет / В.Я. Кожинов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во «Экзамен», 2008. - 815 с.
  24. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.  – СПб. : Формика, 2008. - 361 с.
  25. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. учеб. пособие для вузов /  под ред. проф. Любушина Н.П.- М. : Юнати-Дана, 2009. - 471 с.
  26. Молчанов С. Бухгалтерский и управленческий учет / С.С. Молчанов. – М. : ЭКСМО, 2008. - 736 с.
  27. Савицкая Р.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. - Минск : ИП «Экоперспектива», 2010. - 498 с.
  28. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учебное пособие для студентов вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 583 с.
  29. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.
  30. Станиславчик Е.Н. Анализ финансового состояния неплатежеспособных предприятий. – М. : «Ось-89», 2006. - 176 с.
  31. Торговое дело: Экономика и организация: учебник / под общ.ред.проф. Л.А. Брагина и проф. Г.П. Данько. – М. : ИНФРА-М, 2008. - 256 с.
  32. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Дело, 2008. – 448 с.
  33. Финансовый анализ: вглядываясь в будущее // Финансовый директор. - 2010. №11. - с. 9-10
  34. Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред.  Е.С.Стояновой. – 5-е изд. перераб. и доп. –  М. : Изд-во «Перспектива», 2009. - 656 с.
  35. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: учебно-методическое пособие / под ред. д. э. н., проф. Кузьбожева Э.Н. Курск: 2008. 154 с.
  36. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник  / под общ. ред. А.Н. Соломатина. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. -292 с.
  37. Экономика предприятия: учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – М. : Юристь, 2008. – 608 с.
  38. Экономика предприятия: учебник/ под ред. А.Е. Карлика, М.А. Шухгалтер, - М. : Инфра-М, 2008. - 432 с.
  39. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / под ред. Л.А. Брагина. – М. : Инфра-М, 2007. - 292 с.

 

 

 


Информация о работе Проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий