Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Дальрыба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Главной целью курсовой работы является выявление путей снижения себестоимости продукции на ОАО «Дальрыба».
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы себестоимости продукции;
выявить задачи и направления анализа себестоимости продукции;
проанализировать себестоимость единицы продукции ОАО «Дальрыба»;
выдать рекомендации для снижения себестоимости продукции путем снижения общезаводских расходов.

Работа состоит из  1 файл

Курсач_записка.docx

— 126.67 Кб (Скачать документ)

            Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в  суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором аренды), а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания трудовых предприятий.

            В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи  по обязательному страхованию имущества  и за выбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, оплата процентов  за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские  расходы, оплата работ по сертификации, вознаграждения за изобретательства и  рационализацию и др.

            Но группировка  расходов по элементам затрат неприменима  для решения ряда вопросов, связанных  с прогнозированием затрат и контролем  за их расходованием. На основе элементной группировки расходов нельзя определить себестоимость единицы продукции, величины общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов. В связи с  этим применяется группировка расходов по калькуляционным статьям, которая  позволяет определить затраты по месту их происхождения, по видам  продукции или работ (услуг), по производственному  назначению расходов (ремонт, управление и т.д.).

            Номенклатура статей затрат не одинакова по предприятиям. На нее оказывают влияние отраслевые особенности производства продукции (работ, услуг). Состав расходов, включаемых в статьи затрат, отличается от состава  расходов по соответствующим элементам. В ряд статей включаются несколько  элементов, такие статьи называются комплексными (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие).

            Основная номенклатура статей:

  1. Сырье и материалы;
  2. Вспомогательные материалы;
  3. Возвратные отходы (вычитаются);
  4. Комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты;
  5. Топливо и энергия на технологические нужды;
  6. Основная заработная плата производственных рабочих;
  7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  8. Отчисления на социальные нужды;
  9. Расходы на подготовку и освоение производства;
  10. Общепроизводственные расходы;
  11. Общехозяйственные расходы;
  12. Потери от брака (только по факту);
  13. Прочие производственные расходы;
  14. Коммерческие расходы.

            Перечень статей затрат, их состав и методы распределения  по видам продукции (работ, услуг), а  также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции  определяются отраслевыми методическими  рекомендациями. В принципе, статьи калькуляции в каждой отрасли  свои. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные  расходы (в силу большого удельного  веса), амортизационные отчисления (в силу большой фондоёмкости производства) и т.д.

            С вышеприведенной  классификацией затрат тесно связана  группировка затрат в зависимости  от функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.

            Такая группировка  затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале  собираются в разрезе функций  деятельности предприятия, и только потом - по объектам калькуляции.

            Для того, чтобы система  контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются  затраты, классифицировать затраты, а  затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В  результате руководитель предприятия  получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать  соответствующие управленческие решения.

 

  1. Анализ  себестоимости продукции  на примере ОАО  «Дальрыба»
 
 
    1. Задачи, значение и направления  анализа себестоимости  продукции
 

            Анализ себестоимости  продукции имеет исключительно  большое значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост или снижение и  на этой основе дать оценку работы предприятия  и определить возможности и резервы  снижения себестоимости продукции.

            Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость  реализованной продукции. Если она  за отчетный период повысилась, то при  остальных равных условиях размер прибыли  за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую  же величину.

            Между размерами  величины прибыли и себестоимости  существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

            Полная себестоимость  продукции отражает совокупные затраты  производственных ресурсов, удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 руб. продукции) – эффективность использования ресурсов. Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

            Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  1. Объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  2. Исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  3. Установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;
  4. Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;
  5. Обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  6. Содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  7. Выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

            Непосредственной  целью анализа себестоимости  являются: проверка обоснованности плана  по себестоимости, прогрессивности  норм затрат; оценка выполнения плана  и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление  резервов снижения себестоимости; изыскание  путей их мобилизации.

            Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

            Затраты живого и  овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений  и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются  различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства – это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

            Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические  факторы производства. Это влияние  проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

            Для анализа уровня и динамики изменения стоимости  продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

            Смета затрат на производство – наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений.

            В себестоимость  товарной продукции включают все  затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе  калькуляционных статей расходов. Себестоимость  реализуемой продукции равна  себестоимости товарной за вычетом  повышенных затрат первого года массового  производства новых изделий, возмещаемых  за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость  продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые  за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой  продукции. Они определяются как  разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен: 

,

где СР – себестоимость реализованной продукции;

    СТ – себестоимость товарной продукции;

    ЗН – повышенные затраты первого года массового производства новых   ________изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники;

    СП1, СП2 – производственная себестоимость остатков нереализованной _______(на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и _______конец года.

            Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды  времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия  на производство и реализацию конкретного  вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция  себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном  расчете, планировании и сравнительном  анализе.

            Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа  изменения себестоимости во времени  при сопоставимом объеме и структуре  товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени  ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

            Затраты на один рубль  товарной (реализованной) продукции  – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

            В результате анализа  себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так  и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей  хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости  продукции, зависит получение наибольшего  эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и  финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости. Анализ себестоимости продукции  направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования  материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

            Характер этих задач  анализа себестоимости, цели анализа  свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости  продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции на ОАО «Дальрыба»