Роль логистики в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание

Логистика имеет глубокие исторические корни, сравнительно молодая наука. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность логистики…………………………………………...5
1.1.1 Понятие и сущность логистики………………………………………….5
1.1.2 Задачи и функции логистики………………………………………….....9
1.1.3 Потоки логистики……………………………………………………….14
1.1.4 Виды логистики……………………………………………………...…23
1.1.5 Выбор канала сбыта готовой продукции……………………………...28
1.1.6 Определение оптимального размера заказа…………………….….30
1.1.7 Организация управления службами в логистике………………..…33
1.2 Понятие пищевой промышленности………………………………...35
1.3 Предприятие «Вимм-Билль-Данн» …………………………………….40
Глава 3. Расчетная часть……………………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………………55
Список используемой литературы………………………...........................56

Работа состоит из  1 файл

Роль логистики в управлении предприятием (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

      В фазе производства функцией логистики  становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

      Функции управления распределением продукции  охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

      Рис.2. Функциональная схема логистики

      К числу функций логистической  координации относятся: выявление  и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых  действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

      В рамках координационных функций  логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

      Логистика дает наибольший эффект, когда ее рассматривают  как принципиально новую философию  управления предприятиями и организациями. Прежде всего, она предписывает относиться к поставщикам и потребителям, как к партнерам, интересы которых предприятие разделяет. Она также основывается на том, что основные фонды и кадры - это стабильные элементы процесса производства. А наиболее подвижный элемент - поток материалов и сопровождающий его поток информации, которые оперативно и регулярно проходят горизонтально, сквозь границы многих отделов предприятия.

      Итак, внедрение логистической системы  в управление предприятием, сокращает время работы, ускоряет поставку материалов и сбыт продукции, а в целом - повышает производительность.

 

1.1.3 потоки логистики

  Материальный поток

      Материальным  потоком (МП) называют физическое перемещение  материальных ресурсов, понимаемое как  процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия - потребителя этих ресурсов.

      Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.

      Материальные  потоки могут протекать между  различными предприятиями или внутри одного предприятия.

      Из  материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее делят на две подгруппы:

  1. основные материалы – материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;
  2. вспомогательные материалы – материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.

      Материалы составляют большую часть ресурсов каждого общества. По ним до недавнего  времени проводились все разработки в области снабжения и сбыта, но со второй половины 80-х годов в мировой науке стало широко использоваться понятие "материальный поток", которое вытеснило прежний термин "материальные ресурсы". Но эти два понятия не идентичны и не являются синонимами. Материальные ресурсы не всегда превращаются в материальный поток, становятся таковыми лишь при особых условиях, они перестают быть материальным потоком, когда эти условия ликвидируются.

      Существует  несколько условий, при которых  материальные ресурсы превращаются в материальный поток:

  • конкретность наименования материальных ресурсов;
  • четкость определения объема ресурсов;
  • указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;
  • определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;
  • указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;
  • знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;
  • установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

      Таким образом, материальный поток – это  материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.

      Если  материальные ресурсы собраны в  одном месте, но не перемещаются, хотя и предназначены для отправки какому-либо адресату, они не являются материальными потоками и представляют собой материальный запас.

      Любой материальный поток характеризуется  с качественной и количественной сторон. Для этого требуются, в первую очередь, параметры, определяющие состав потока по видам материальных ресурсов.

      Видовой аспект часто называют номенклатурой материального потока, а детализацию этой номенклатуры – ассортиментом. Номенклатура потока может иметь разную степень укрупнения группировок материальных ресурсов, отнесенных к каждой из них. Наиболее часто среди этих группировок выделяют следующие:

  1. класс;
  2. подкласс;
  3. группа;
  4. подгруппа;
  5. вид.

      При планировании материальных потоков используют обычно номенклатурный аспект вещественной характеристики, представляющий ее в укрупненном виде. Часто в таком же порядке строится и учет материальных потоков. Видовой – групповой аспект позволяет обобщить выводы и сделать их понятными производителям и получателям продукции, поскольку уже само название группировки продукции часто характеризует одну ее основную черту либо несколько свойств этой продукции.

      Для рациональной организации движения материальных ресурсов недостаточно номенклатурного аспекта, необходимо дополнить его ассортиментным, раскрывающий состав каждой номенклатурной группировки по позициям в специфицированном виде. Спецификацией материальных ресурсов называют детальное описание их технической характеристики. Такая характеристика различна у разных классов, подклассов, групп, подгрупп и видов продукции. Материальные потоки могут быть специфицированы в полной мере и частично.

      Понятие "состав материального потока" является первой частью его характеристики. Когда она подготовлена, определяют количество материальных ресурсов, входящих в поток. Количественных характеристик у материальных ресурсов обычно не одна, а две и более.

      В зависимости от показателей, характеризующих ассортимент, объем, массу, площадь, габариты материального потока, подбирается его упаковочное, тарное и транспортное обеспечение.

      С учетом своих производственных и  транспортных возможностей продавец материальных ресурсов и покупатель согласовывают срок их доставки получателю, в нужное ему место.

      Материальные  потоки очень разнообразны. Важно  учитывать следующие их различия:

  • по номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;
  • в зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные – при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;
  • по степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;
  • по месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;
  • по признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;
  • по частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких – ежемесячные и более редкие;
  • по длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);
  • по различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими – попутными материальными потоками);
  • по различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;
  • по консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

      Материальные  потоки делят на интенсивные и неинтенсивные. Интенсивными считают напряженные и усиленные потоки. Напряженным материальный поток становится по следующим признакам:

      1) при сложности формирования и  усложнения отгрузки;

      2) при сложности комплектования;

      3) из-за необходимости ускоренной  транспортировки груза;

      4) из-за трудностей в его приемке  и т.д.

      Неинтенсивными  считают потоки, не приводящие к  напряжению при их перемещении.

      Материальные  потоки делят на детерминированные  и стохастические. Детерминированные потоки имеют четкие показатели характеристики материально-вещественного состава. Существуют следующие параметры детерминированного потока: натурально-вещественный состав; объем (количество); продавец и место отправки; покупатель и место доставки; срок отгрузки. Если один из этих параметров неизвестен, поток детерминированным не является, их считают неопределенными или стохастическими.

  Информационный поток

      Информационным  потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций.

      Сообщения, составляющие информационные потоки выполняются  на разных носителях:

  1. бумажных документах традиционного типа;
  2. электронных документах (магнитных и бумажных — перфоленте, перфокартах) и др.

      Сообщения могут быть и устными: телефонными, а также речевыми (общение без  телефона).

      В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

  • в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
  • в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
  • в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

      Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления.

      Вертикальные  – информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы.

Информация о работе Роль логистики в управлении предприятием