Совершенствование трудовой деятельности на основе функционально - стоимостного анализа (ФСА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание

Данный курсовой проект охватывает проблему совершенствования трудовой деятельности менеджера по подбору персонала
Разработка курсового проекта осуществлялась на конкретных материалах организации, структурного подразделения, и направлена на решение задач, актуальных для данной организации.

Работа состоит из  1 файл

КП по экономике труда.docx

— 749.92 Кб (Скачать документ)

     В целях подтверждения результатов  проведенного анализа проводилось  социологическое исследование по выявленным проблемам.

     Для начала необходимо сформулировать гипотезу исследования.

     Гипотеза  исследования по своей сути является сжатой формулировкой предварительного объяснения причин, лежащих в основе проблемы исследования.

     Исходя  из этого, можно предложить для проверки гипотезы следующего содержания:

    • Основные функции «Определять источники поиска кандидатов», «Осуществлять взаимодействие с кандидатами» и вспомогательные функции «Сформировать заявку на подбор персонала», «Составлять план-график поиска работников», «Учитывать перспективы предприятия», «Проверять рекомендации соискателей», «Отслеживать испытательный срок» могут выполняться с более высоким уровнем качества, хотя и затраты могут быть также увеличены
    • Основная функция «Принимать решение об отобранных кандидатах» и вспомогательные функции «Вести ежемесячную отчетность», «Искать работников по информационным базам», «Знакомиться с резюме соискателей», «Проводить собеседования с потенциальными кандидатами», «Вести карточку кандидата в базе» могут выполняться при существенном снижении затрат, но без изменения уровня их качества
    • В работе менеджера по подбору персонала необходимо избавиться от излишних функций «Организовать оформление кандидата на работу», «Осуществлять мониторинг рекламы в СМИ»
 

     Теперь  необходимо определить требования к выборочной совокупности единиц наблюдения.

     Основное  требование к выборочной совокупности заключается в ее соответствии генеральной  совокупности по основным социальным признакам единиц наблюдения. Это  соответствие обеспечивается определенным размером выборки и пропорциональной представленностью в ней основных социальных групп, из которых состоит  генеральная совокупность.

     Предположим численность персонала организации, в которой проводится социологическое  исследование, составляет 1200 человек. Это число и будет составлять объем генеральной совокупности. Поскольку есть возможность на основе данных отдела кадров определить состав генеральной совокупности по интересующему нас признаку, постольку целесообразно сформировать выборку в два этапа: сначала воспользоваться квотным методом, затем систематическим или (при наличии таблицы случайных чисел) случайным методом.

     Например, согласно сведениям службы персонала, состав генеральной совокупности характеризуется  следующими данными: 60 (5%) руководителей, 300 (25%) специалистов, 720 (60%) производственных рабочих и 120  человек (10%) обслуживающего персонала). Соответственно указанным  пропорциям каждая из этих функциональных категорий персонала должна быть представлена в выборочной совокупности. Размер выборочной совокупности, гарантирующий ее представительность  при допущении ошибки в 5 %, при данных размерах генеральной совокупности будет равен, примерно, 300 единиц. Таким образом, выборочная совокупность будет репрезентативна (представительна) в том случае, если в нее будет отобрано 15 руководителей (каждый четвертый), 75 специалистов (каждый четвертый), 180 рабочих (каждый четвертый) и 30  человек обслуживающего персонала (также каждый четвертый)  по соответствующим спискам.

 

     Сбор  и анализ исходных данных.

      Сбор данных. В качестве основной процедуры сбора данных целесообразно выбрать анкетный опрос, учитывая большую численность респондентов и возможность оперативного распространения и сбора заполненных анкет с помощью сотрудников службы персонала.

    Согласно  рекомендациям социологов опросная  анкета должна иметь следующую  структуру: 

1) обращение  к респонденту,

2) основной вопросник  и 

3) паспортную  часть (сведения о респонденте).

   В обращении содержится просьба принять активное участие в опросе, кратко разъясняются цели опроса и значение его результатов для успешной работы организации. Ниже следует пояснить, как именно следует работать с анкетой. В частности, предлагается оценить по десятибалльной системе относительную важность каждой из представленной в анкете сторон работы. Соответственно, 2 часть может иметь следующий вид.

 
Исследование  проблем  в деятельности службы персонала  

Опросный  лист

  1. Уважаемый респондент! Пожалуйста, оцените важность для Вас каждой из названных ниже проблем в деятельности службы персонала, проставив против них в соответствующей строке (во втором столбце) оценку в баллах: от 1 до 10, попарно сравнив перечисленные проблемы. В том случае, если какие-либо важные проблемы в деятельности службы персонала были оставлены без внимания, укажите их в нижних строках таблицы.

    Возможные варианты совершенствования выполнения функций  укажите в столбце №3.

 
Проблемы  в деятельности службы персонала Оценка

баллы)

Возможные варианты совершенствования функций
      1 2 3
1. Служба персонала функций выполняет ряд излишних функций: «Организовать оформление кандидата на работу», «Осуществлять мониторинг рекламы в СМИ»    
2. Не сбалансированы со значимостью затраты на выполнение функций: «Принимать решение об отобранных кандидатах», «Вести ежемесячную отчетность», «Искать работников по информационным базам», «Знакомиться с резюме соискателей», «Проводить собеседования с потенциальными кандидатами», «Вести карточку кандидата в базе»    
3. Низкое качество выполнения функций: Определять источники поиска кандидатов», «Осуществлять взаимодействие с кандидатами» , «Сформировать заявку на подбор персонала», «Составлять план-график поиска работников», «Учитывать перспективы предприятия», «Проверять рекомендации соискателей», «Отслеживать испытательный срок»    
4. Несовершенство функциональных взаимосвязей службы персонала с другими функциональными подразделениями организации на основе нормативной схемы функциональных взаимосвязей    
  1. Недостаточный уровень регламентации деятельности службы персонала;
   
6. Недостаточная компьютеризация процессов выполнения функций службы персонала    
 
 
 

2. Будьте добры, сообщите некоторые данные о себе, обведя в правой части бланка соответствующие значения шести признаков, указанных в левом столбце

1. Пол   Муж Жен
2. Возраст до 20 21-25 26-30 31-40 41-50 51-60 старше
3. Образование среднее средн. специальное высшее уч. степень
4. Квалификация  
 
5. Должностная категория Руководитель Специалист Рабочий    Младший обслуживающий  и вспомогательный

персонал

6. Содержание труда Значительно преобладают творческие функции Творческих  функций, скорее, больше, чем рутинных, стандартных Объем творческих и рутинных функций примерно одинаков Рутинных  функций, скорее, больше, чем творческих В основном приходится выполнять рутинную работу
 
 

Благодарим  Вас за участие  в опросе!

 

Обработка и анализ данных. Заполненные анкеты собираются и содержащиеся в них данные сводятся в аналитическую таблицу 10, форма которой позволяет сравнить значимость проблем службы персонала для указанных четырех должностных категорий персонала, предварительно проранжировав суммы оценок по каждой из сторон работы, выставленных сотрудниками организации,  выполняющими разные трудовые функции.

 
 
 
 
 
 

Таблица 10

Номера проблем (соответственно опросному листу) Руководители Специалисты Рабочие Младший обслуживающий и вспомогательный

персонал

Средн.

оценка 

по

группе

 
 
Ранг*
Средн.

оценка 

по

группе

 
     Ранг Средн.

оценка 

по

группе

 
     Ранг Средн.

оценка 

по

группе

 
     Ранг
1                
2                
3                
4                
5                
6                

      * - место       

Выводы.

     1.  В данной организации, как можно  видеть из таблицы, существуют  заметные различия в деятельности  службы персонала для разных  категорий работников. В одних  случаях они меньше, в других  больше. Заметно различаются, например, оценки по проблеме  7(Недостаточный уровень регламентации деятельности службы персонала) и 1(Служба персонала функций выполняет ряд излишних функций), сделанные руководителями и остальными категориями персонала.

     2. Вместе с тем можно увидеть  и совпадения, Например, в оценках  проблемы 8 (Недостаточная компьютеризация процессов выполнения функций службы персонала), сделанных руководителями, специалистами и рабочими, с одной стороны, и обслуживающим персоналом с другой.

     3. Более точные выводы о степени   различий и совпадений в оценках  значимости каждой из сторон  работы разными категориями персонала  можно оценить путем расчета  коэффициентов парной корреляции рангов Спирмена. По следующей формуле:

                                                     n     2

                               rs   =  1 -  6  ∑ di  / n( n2 - 1),

                                                    i=1

где  rs – коэффициент корреляции,  ∑– знак суммы,  di   - разность между рангами одного и того же признака (по строчке), n – число признаков (в данном случае - 15). Наличие корреляции соответствует значению rs больше 0,5

 

     Предварительный анализ данных, приведенных в таблице 10, показывает, что подход к оценке проблем службы персонала должен быть достаточно дифференцированным, учитывающим особенности и различия значимости функций службы персонала  для разных категорий персонала. Вместе с тем в оценках значимости ряда аспектов  работы имеет место  существенное совпадение, что, по-видимому, может служить отправной точкой при разработке системы мероприятий, направленных на создание работоспособного и сплоченного коллектива.

 

Предложенные  работниками варианты совершенствования  функций будут далее использованы в проектной части работы.

 

Проектная часть

Творческий  этап

      На  творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации этого процесса, выдвигаются идеи способов выполнения функций управления, формулируются на основании предложенных идей варианты осуществления функций, дается оценка и выполняется предварительный отбор наиболее целесообразных и реальных вариантов выполнения функций.

      При поиске путей совершенствования  организации труда и трудовых процессов менеджера по подбору персонала были использованы следующие методы: «мозговая атака», метод контрольных вопросов.

      Была  сформирована экспертная группа в следующем  составе: руководитель отдела персонала, руководитель группы по подбору, приглашенный эксперт – специалист по подбору из другой организации.

      На  творческих совещаниях экспертной группы был поставлен ряд вопросов, ответы на которые сведены в таблице 11. Кроме того, при формировании таблицы были учтены варианты, предложенные работниками в социологическом опросе.

 

      

      Таблица 11

Пути  повышения эффективности деятельности службы персонала

      

п/п

Вопросы, поставленные на творческих

совещаниях

Ответа на поставленные вопросы
1 2 3
Можно ли исключить  вообще или передать другому подразделению  какую–нибудь функцию, выполняемую  менеджером по подбору персонала? Следует передать другим подразделениям организации  выполнение следующих функций: «осуществлять мониторинг в СМИ», «Организовать оформление кандидата на работу» (рис. 1)
Какие функции, относящиеся к деятельности менеджера по подбору персонала, им не выполняются? Все функции  выполняются
Можно ли сократить  затраты на выполнение каких –  либо функций? Следует сократить  затраты на выполнение вспомогательных функций «Вести ежемесячную отчетность», «Искать работников по информационным базам», «Знакомиться с резюме соискателей», «Вести карточку кандидата в базе» (табл.9б)
Каким образом  можно избавиться от излишних затрат? 1. Передать излишние  функции другим подразделениям.

2. Автоматизировать  процессы выполнения функций  менеджером по подбору.

3. Стандартизировать  отдельные документы, формы.

4. Упростить  функциональные взаимосвязи менеджера по подбору с другими подразделениями организации.

Осуществление каких функций можно передать на компьютеры? Все функции, которые  выполняются менеджером по подбору  компьютеризированы.
Насколько снизятся при этом затраты на выполнение функций? Размеры снижения затрат на выполнение функций в результате их компьютеризации приведены в  табл. 14
Каким иным способом можно выполнять какую-либо функцию? Варианты способов выполнения отдельных функций менеджера по подбору приведены в табл. 13
Как изменится  уровень качества выполнения функций? Повысится уровень  качества выполнения следующих основных функций: «Определять источники поиска кандидатов», «Осуществлять взаимодействие с кандидатами» и вспомогательных функций «Сформировать заявку на подбор персонала», «Составлять план-график поиска работников», «Учитывать перспективы предприятия», «Проверять рекомендации соискателей», «Отслеживать испытательный срок»
Какие технические  средства управления целесообразно приобрести менеджеру по подбору? Техническими  средствами управления менеджер по подбору обеспечен полностью
Какие внутренние и внешние функциональные взаимосвязи  менеджера по подбору являются излишними, каких связей не достает? 1. Излишних взаимосвязей нет.

2. Не достает связей менеджера по подбору с другими подразделениями организации по основным функциям: определять потребность предприятия в кадрах, определять источники поиска кандидатов (причем по многим функциям отсутствует исходная информация и принятие решения от директора по персоналу), осуществлять взаимодействие с кандидатом. (табл. 5а)

И по вспомогательным: учитывать перспективы предприятия, осуществлять мониторинг в СМИ

Какие документы, формы или данные, поступающие  или исходящие от менеджера по подбору, являются излишними? Излишних документов нет
Какие данные, необходимые  для эффективной работы менеджера по подбору не поступают или поступают с опозданием?
  1. С большим опозданием или совсем не поступают данные о качестве отобранных сотрудниках от руководителей (работает ли он на данный момент, нет ли с ним никаких проблем, его результаты работы). Из-за этой проблемы приходится тратить лишнее время на связь с кандидатами и руководителями, узнавать это самостоятельно. В случае, если вовремя не удается поддержать такую обратную связь, бывают случаи, когда кандидатов что-то не устраивает, или руководители самостоятельно пытаются решить проблемы с работниками и те уходят.
2. С опозданием  в службу персонала поступают  заявки на замещение вакантных  должностей, заявки на прохождение  обучения; данные по сотрудникам,  зачисляемым в кадровый резерв.
Чему необходимо обучить менеджера по подбору персонала? Сотрудников службы персонала необходимо обучить выполнению новых функций, ранее ими не осуществляемых, а также более квалифицированному выполнению функций, реализуемых в  настоящее время на низком профессиональном уровне (с низким уровнем качества, см. табл. 9)
Какие регламентирующие деятельность менеджера по подбору нормативные документы следует разработать? Все документы  разработаны
Как следует  изменить кадровое планирование и стимулирование процесса обеспечения организации  кадрами необходимой квалификации 1. Ежегодно разрабатывать  оперативные планы работы с  персоналом.

2. Разработать  положение об оплате и стимулировании  работников организации.

Информация о работе Совершенствование трудовой деятельности на основе функционально - стоимостного анализа (ФСА)