Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.

Содержание

Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68

Работа состоит из  1 файл

Курсовая страт.упр..docx

— 1,004.45 Кб (Скачать документ)

Влияние покупателей на конкуренцию  можно определить как растущее, потому что вследствие роста доходов  населения, покупатели становятся более  разборчивыми в продукции. 

Оптовые покупатели - оптовые базы оказывают на конкуренцию менее заметное влияние.

  1. Пятая конкурентная сила – рыночная власть поставщиков.
  2. Влияние поставщиков на конкуренцию является сильным. Сырье в  структуре себестоимости муки занимает 70-75%, поэтому цены на сырье являются определяющим фактором.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция  в отрасли выше средней с нарастающей  интенсивностью. Основной конкурентной силой является конкурентное давление со стороны поставщиков и конкурентов.

Основная масса торговых марок  на рынке растительного масла  позиционируется в среднем нижнем и среднем ценовых сегментах. Аналитики отмечают, что средний  и премиальный сегменты наиболее перспективны. Первый –  потому, что  это массовое производство (оно имеет  большой оборот), второй обеспечивает высокую маржинальную прибыль. Сейчас компании начинают выводить на рынок  новые марки, нацеливаясь на премиальный  сегмент, чаще всего это смесь  масел, которая позиционируется  в качестве продукта для людей, ведущих  здоровый образ жизни.

В целом рынок становиться более  плотным, усиливается конкуренция. В десятке лидирующих брендов  называются (перечислены по алфавиту):

  • «Аведов»;
  • «Злато»;
  • «Золотая семечка»;
  • «Милора»;
  • «Олейна»;
  • «Отменное»;
  • «Слобода»;
  • «Раздолье»;
  • «Царь-поле»;
  • «Ideal».

Соотношение уровня цены и широты ассортимента масел крупнейших производителей и предприятия ООО «АгроСиб-Раздолье» (торговая марка «Янтарь-Алтай») представлено на рисунке 12.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 12 – Матрица «Цена – Широта ассортимента»

 

2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли

 

1. технологические  - способность   к  совершенствованию   технологий  и производства;

2. производственные - обеспечение  высокого качества  продукции, высокий потенциал  производственных мощностей, высокая  производительность труда;

3. организационные  – большой опыт работы в  отрасли, эффективность управленческих  решений, наличие эффективной  информационной системы;

4. маркетинговые  и сбытовые - широкий ассортимент  предлагаемой продукции, постоянное  формирование благоприятного имиджа  и репутации у потребителя;

5. квалификация  персонала, опыт работы в отрасли.

Привлекательность отрасли – последний элемент анализа отрасли и конкуренции. Привлекательность отрасли промышленности – это интегральная оценка интенсивности конкуренции и зрелости рынка.

  1. Наиболее значимые предприятия отрасли являются финансово устойчивыми;
  2. Уровень конкуренции – средний;
  3. Отрасль характеризуется средней рентабельностью производства (15-20%) и продаж (4-6%);
  4. Возможность использования эффекта масштаба;
  5. Невысокая средняя норма прибыли в отрасли;
  6. Емкость рынка достаточно большая;
  7. Степень интеграции производителей отсутствует.

Оценку  привлекательности отрасли для  конкретного предприятия можно  по ее позиции в двухмерной матрице (рисунок 13).

Интенсивность

Конкуренции

 

   

Низкая привлекательность

 

Средняя привлекательность

 

Высокая привлекательность

   




Высокая                 

Средняя        

Низкая        

                                        Зачаточная                                          Растущая                                 Зрелая                            Стареющая

                                                                                                                    Зрелость рынка

Рисунок 13 – Матрица для оценки привлекательности отрасли

Из рисунка  видно, что рынок находится в  зрелом состоянии  при средней  интенсивности конкуренции. Таким  образом, с учетом всех рассмотренных  параметров, отрасль можно охарактеризовать как низко привлекательную для  новых предприятий с небольшими и средними объемами производства. Однако для действующих крупных  и расширяющихся средних предприятий  отрасль является привлекательной  благодаря использованию эффекта  масштаба.

 

2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень)

 

Несмотря на то, что факторы внешней  среды формируются на макроуровне  и предприятие не может оказать  на них влияние, учет последствий  их воздействия для  предприятия  очень важен. Основные факторы макроокружения и их проявление представлены в таблице 23.

 

Таблица 23 – Макроокружение предприятия

 

Фактор макроокружения

Состояние фактора

Тенденция развития

Политическая составляющая

Ориентация на рыночное регулирование  экономики

Стабильное

Ослабление государственного регулирования

Политическая стабильность в обществе

Достаточно стабильное

Снижение вероятности различных  социальных потрясений

Нормативно-правовая база

Достаточно разработана

Принятие новых законодательных  актов

Экономическая составляющая

Уровень инфляции

2006 год – 9%;

2007 год – 11,9%;

2008 год– 13%.

Рост уровня, что положительно сказывается  на выплатах по займам

Экономическая составляющая

Фактор макроокружения

Состояние фактора

Тенденция развития

Дефицит краевого бюджета

2006 год – 1,5 млрд. руб.;

2007 год – 1,935 млрд.руб.;

2008 год– 0,566 млрд. руб.;

2009 год– 0,813 млрд. руб.;

Тенденция не ясна

Индекс промышленного производства в Алтайском крае

2007 год – 105 – 106;

2008 год – 104 – 105.

Прирост промышленного производства в целом на период до 2008 г. с темпом 4,4% в год (что подтверждают независимые эксперты ЦМАКП)

Уровень безработицы в Алтайском  крае

2007 год – 3,4%;

2008 год – 4,2%;

2009 год – 1% (из них  72% - женщины).

Тенденция не ясна, но на официальном  сайте Барнаульской городской Думы прогнозируется незначительное снижение

Уровень среднемесячной з/п в Алтайском  крае

2007 год – 9820 рублей;

2008 год – 10860 рублей;

2009 год – 11220 рублей.

Рост уровня в 2007 году на 20%, в 2008 году на 24,9%, что может повлечь за собой  рост потребления

Социальная составляющая

Уровень образования в Алтайском  крае

Уровень образования в Алтайском  крае соответствует среднему уровню по стране

Рост уровня

Экономическое поведение людей

Еще достаточно высокая надежда на экономическую поддержку со стороны  государства

Не ясны

«Старение» населения

Средний возраст населения Алтайского края в среднем выше на 7-8 лет; 20% населения  старше трудоспособного возраста

Сохранение тенденции

Технологическая составляющая

НТП в социальной сфере

Разработки в сфере генной инженерии  и медицины в Алтайском крае не проводятся

В ближайшее время тенденция сохранится

НТП в сфере производства

Реконструкция, техническое перевооружение действующих производств

Рост количества инновационно-активных предприятий


Определяющими факторами дальнейшего развития предприятия ООО «АгроСиб-Раздолье»  будут являться рост численности  населения и рост доходов.

 

2.4  Анализ конкурентоспособности  предприятия

 

Как было отмечено выше на региональном рынке  макаронных изделий основными конкурентами ОАО"Мельник", ОАО"АлейскЗернопродукт" и ООО"Интер"

Лидером продаж является ООО «АгроСиб-Раздолье»  с долей рынка 48%, на втором месте  ОАО «Интер» - 29% и на третьем ОАО  «Мельник»  - 11%.

Масло ТМ "Хуторянка" - высококачественный и сравнительно недорогой продукт  с прекрасными питательными и  вкусовыми свойствами, выпускаемый  специалистами-профессионалами на современном итальянском оборудовании.

Сравнить продукцию ООО «АгроСиб-Раздолье»  с основными конкурентами по такому критерию как качество очень сложно, т.к. она производится по одному ГОСТ Р52465-2005, а по цене растительное масло находится ниже своих конкурентов.

Оценку  стратегической позиции предприятия  выполним с помощью матрицы «цена-качество».

 

 

Высокое качество

Низкая цена

Высокое качество

Высокая цена

Низкое качество

Низкая цена

Низкое качество

Высокая цена




 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 14 – Матрица «цена-качество»

 

Продукция ООО «АгроСиб-Раздолье» отличается высоким качеством и умеренной  ценой.

Оценим  основные факторы, определяющие уровень  конкурентоспособности  предприятия (Таблица 24).

 

 

Таблица 24.Основные факторы конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности

Основные факторы конкурентоспособности

Продуктово-рыночные

Ресурсные

Система управления и организационная  структура

Потребительские свойства продукции (технический уровень)

Показатель  
«цена-качество»

Доля на рынке

ОПФ и технологии

Инновационный потенциал

Производственный потенциал

Квалификация персонала

Устойчивость материально-технического и сырьевого обеспечения

Финансовое состояние и инвестиционные возможности

Высокий

                   

Ограниченный 

                   

Неконкурентоспособный

                   

 

Таким образом, ООО «АгроСиб-Раздолье» по шести  позициям имеет высокий уровень  конкурентоспособности и еще  по трем – ограниченный, и лишь по финансовому состоянию предприятие  не  конкурентоспособно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя, из результатов анализа бизнес-процессов  предприятия и отрасли можно  сформулировать сильные и слабые стороны предприятия, возможности  и угрозы окружающей  среды.

В результате рассмотрения угроз и возможностей, оказывающих воздействие на организацию, выделения ее сильных и слабых сторон, была составлена матрица SWOT-анализа (рисунок (15), которая имеет следующий вид: слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СиВ» (сила и возможности); поле «СиУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности:

Угрозы:

 
  • Расширение рынка сбыта;
  • Рост потребностей в продукции пищевой отрасли;
  • Появление новых поставщиков;
  • Появление технологических новшеств;
  • Рост популярности концепции здорового питания;
  • Интеграция;
  • Совершенствование менеджмента и маркетинга;
  • Неудачное поведение конкурентов;
  • Изменение покупательских предпочтений;
  • Разработка социально-экономических программ органами местного самоуправления.
  • Рост цен на сырье и энергоресурсы;
  • Установление предельного уровня цены органами власти;
  • Снижение платежеспособного спроса;
  • Снижение уровня продаж в результате сезонности;
  • Усиление уровня конкуренции;
  • Появление новых конкурентов;
  • Ужесточение налогового законодательства;
  • Замедление темпов роста рынка;
  • Рост темпов инфляции;
  • Ухудшение общеэкономической и политической обстановки.

 

 

 

 

 

 

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

  • Благоприятный имидж;
  • Расширение и модернизация производства;
  • Оптимальное сочетание цены и качества продукции;
  • Наличие собственной лаборатории, контролирующей качество сырья;
  • Участие в выставках и ярмарках, наличие медалей и дипломов различных степеней;
  • Высокая квалификация АУП;
  • Достоверный мониторинг рынка и благоприятный имидж  позволит завоевать новые рынки;
  • Расширение и модернизация производства дадут возможность успеть за ростом рынка;
  • Высокая квалификация АУП будет способствовать совершенствованию менеджмента и маркетинга в организации, а также позволит отслеживать развитие отрасли;
  • Достоверный мониторинг рынка и оптимальное сочетание цены и качества продукции будет способствовать отслеживанию изменений покупательских предпочтений;
  • Расширение и модернизация производства и наличие собственной лаборатории позволит соответствовать высокому уровню конкуренции.
  • Благоприятный имидж защитит и добавит преимуществ в конкуренции;
  • Достоверный мониторинг позволит вовремя заметить изменения вкусов покупателей;
  • Достоверный мониторинг рынка и оптимальное сочетание цены и качества продукции позволит снизить негативное влияние от сезонности продаж;
  • Оптимальное сочетание цены и качества продукции позволит снизить негативное влияние от установления предельного уровня цены органами власти.

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

  • «Слабость и угрозы»
  • Узкий ассортимент продукции;
  • Недостатки в рекламной политике;
  • Высокий уровень текучести кадров;
  • Небольшая доля рынка;
  • Схема взаимодействия отдельных подразделений неэффективна и находится в стадии разработки;
  • Неэффективная система управления запасами;
  • Высокие транспортные издержки
  • неэффективная мотивация персонала;
  • Финансовая неустойчивость.
  • Совершенствование менеджмента снизит высокий уровень текучести кадров;
  • Снижение размеров налогов при сохранении существующего оптимального уровня цен позволит получать больше доходов;
  • Рост потребностей в продукции и изменение предпочтений будет способствовать повышению опытности в разработках;
  • Развитие отрасли и совершенствование маркетинга будет способствовать развитию рекламной политики фирмы.
  • Узкий ассортимент продукции и недостатки в рекламной политике могут привести к увеличению конкурентных преимуществ у конкурентов;
  • Непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменеИИ их предпочтений;
  • Ужесточение законодательства, рост темпов инфляции может привести к снижению благосостояния фирмы.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»