Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.
Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68
Влияние покупателей на конкуренцию можно определить как растущее, потому что вследствие роста доходов населения, покупатели становятся более разборчивыми в продукции.
Оптовые покупатели - оптовые базы оказывают на конкуренцию менее заметное влияние.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция в отрасли выше средней с нарастающей интенсивностью. Основной конкурентной силой является конкурентное давление со стороны поставщиков и конкурентов.
Основная масса торговых марок
на рынке растительного масла
позиционируется в среднем
В целом рынок становиться более плотным, усиливается конкуренция. В десятке лидирующих брендов называются (перечислены по алфавиту):
Соотношение уровня цены и широты
ассортимента масел крупнейших производителей
и предприятия ООО «АгроСиб-
Рисунок 12 – Матрица «Цена – Широта ассортимента»
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли
1. технологические - способность к совершенствованию технологий и производства;
2. производственные
- обеспечение высокого
3. организационные
– большой опыт работы в
отрасли, эффективность
4. маркетинговые
и сбытовые - широкий ассортимент
предлагаемой продукции,
5. квалификация
персонала, опыт работы в
Привлекательность отрасли – последний элемент анализа отрасли и конкуренции. Привлекательность отрасли промышленности – это интегральная оценка интенсивности конкуренции и зрелости рынка.
Оценку привлекательности отрасли для конкретного предприятия можно по ее позиции в двухмерной матрице (рисунок 13).
Интенсивность
Конкуренции
Низкая привлекательность | ||||
Средняя привлекательность |
||||
Высокая привлекательность |
Высокая
Средняя
Низкая
Рисунок 13 – Матрица для оценки привлекательности отрасли
Из рисунка
видно, что рынок находится в
зрелом состоянии при средней
интенсивности конкуренции. Таким
образом, с учетом всех рассмотренных
параметров, отрасль можно охарактеризовать
как низко привлекательную для
новых предприятий с небольшими
и средними объемами производства.
Однако для действующих крупных
и расширяющихся средних
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень)
Несмотря на то, что факторы внешней среды формируются на макроуровне и предприятие не может оказать на них влияние, учет последствий их воздействия для предприятия очень важен. Основные факторы макроокружения и их проявление представлены в таблице 23.
Таблица 23 – Макроокружение предприятия
Фактор макроокружения |
Состояние фактора |
Тенденция развития |
Политическая составляющая | ||
Ориентация на рыночное регулирование экономики |
Стабильное |
Ослабление государственного регулирования |
Политическая стабильность в обществе |
Достаточно стабильное |
Снижение вероятности |
Нормативно-правовая база |
Достаточно разработана |
Принятие новых |
Экономическая составляющая | ||
Уровень инфляции |
2006 год – 9%; 2007 год – 11,9%; 2008 год– 13%. |
Рост уровня, что положительно сказывается на выплатах по займам |
Экономическая составляющая | ||
Фактор макроокружения |
Состояние фактора |
Тенденция развития |
Дефицит краевого бюджета |
2006 год – 1,5 млрд. руб.; 2007 год – 1,935 млрд.руб.; 2008 год– 0,566 млрд. руб.; 2009 год– 0,813 млрд. руб.; |
Тенденция не ясна |
Индекс промышленного |
2007 год – 105 – 106; 2008 год – 104 – 105. |
Прирост промышленного производства в целом на период до 2008 г. с темпом 4,4% в год (что подтверждают независимые эксперты ЦМАКП) |
Уровень безработицы в Алтайском крае |
2007 год – 3,4%; 2008 год – 4,2%; 2009 год – 1% (из них 72% - женщины). |
Тенденция не ясна, но на официальном сайте Барнаульской городской Думы прогнозируется незначительное снижение |
Уровень среднемесячной з/п в Алтайском крае |
2007 год – 9820 рублей; 2008 год – 10860 рублей; 2009 год – 11220 рублей. |
Рост уровня в 2007 году на 20%, в 2008 году на 24,9%, что может повлечь за собой рост потребления |
Социальная составляющая | ||
Уровень образования в Алтайском крае |
Уровень образования в Алтайском крае соответствует среднему уровню по стране |
Рост уровня |
Экономическое поведение людей |
Еще достаточно высокая надежда на экономическую поддержку со стороны государства |
Не ясны |
«Старение» населения |
Средний возраст населения Алтайского края в среднем выше на 7-8 лет; 20% населения старше трудоспособного возраста |
Сохранение тенденции |
Технологическая составляющая | ||
НТП в социальной сфере |
Разработки в сфере генной инженерии и медицины в Алтайском крае не проводятся |
В ближайшее время тенденция |
НТП в сфере производства |
Реконструкция, техническое перевооружение действующих производств |
Рост количества инновационно-активных предприятий |
Определяющими
факторами дальнейшего развития
предприятия ООО «АгроСиб-
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия
Как было отмечено выше на региональном рынке макаронных изделий основными конкурентами ОАО"Мельник", ОАО"АлейскЗернопродукт" и ООО"Интер"
Лидером продаж является ООО «АгроСиб-Раздолье» с долей рынка 48%, на втором месте ОАО «Интер» - 29% и на третьем ОАО «Мельник» - 11%.
Масло ТМ
"Хуторянка" - высококачественный
и сравнительно недорогой продукт
с прекрасными питательными и
вкусовыми свойствами, выпускаемый
специалистами-профессионалами
Сравнить продукцию ООО «
Оценку
стратегической позиции предприятия
выполним с помощью матрицы «цена-
Высокое качество Низкая цена |
Высокое качество Высокая цена |
Низкое качество Низкая цена |
Низкое качество Высокая цена |
Рисунок 14 – Матрица «цена-качество»
Продукция
ООО «АгроСиб-Раздолье»
Оценим основные факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия (Таблица 24).
Таблица 24.Основные факторы конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности |
Основные факторы | |||||||||
Продуктово-рыночные |
Ресурсные |
Система управления и организационная структура | ||||||||
Потребительские свойства продукции (технический уровень) |
Показатель |
Доля на рынке |
ОПФ и технологии |
Инновационный потенциал |
Производственный потенциал |
Квалификация персонала |
Устойчивость материально- |
Финансовое состояние и | ||
Высокий |
||||||||||
Ограниченный |
||||||||||
Неконкурентоспособный |
Таким образом,
ООО «АгроСиб-Раздолье» по шести
позициям имеет высокий уровень
конкурентоспособности и еще
по трем – ограниченный, и лишь по
финансовому состоянию
Исходя,
из результатов анализа бизнес-
В результате рассмотрения угроз и возможностей, оказывающих воздействие на организацию, выделения ее сильных и слабых сторон, была составлена матрица SWOT-анализа (рисунок (15), которая имеет следующий вид: слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СиВ» (сила и возможности); поле «СиУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
|
Возможности: |
Угрозы: |
|
| |
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
|
|
|
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
|
|
|
|
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»