Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.

Содержание

Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68

Работа состоит из  1 файл

Курсовая страт.упр..docx

— 1,004.45 Кб (Скачать документ)

Кроме подсолнечного масла предприятие  ООО «АгроСиб-Раздолье»  реализует  жмых, который представляет собой  остатки ядра семян подсолнечника  после извлечения из них масла  с помощью шнековых прессов. Особенности  применяемого на предприятии технологического процесса прессования позволяют получать жмых высокого качества. Плановая выработка жмыха составляет 900 тонн в месяц. Жмых предназначается для кормовых целей путем непосредственного введения в рацион животных и для производства комбикормовой продукции.

Химический состав и питательная  ценность подсолнечного жмыха, реализуемого предприятием представлены в таблице  2.

 

Таблица 2 – Химический состав и питательная ценность жмыха

Критерий

Характеристика

Цвет

Серый

Запах

Соответствует подсолнечному жмыху, без постороннего запаха

Массовая доля влаги и летучих  веществ, %

6,5-7,5

Массовая доля золы, %

6,1

Обменная энергия в 100 г (Ккал) для птицы

228

Сырой протеин, %

38

Сырой жир, %

8

Клетчатка, %

15

Минеральные элементы, %

Са – 0,3

Р – 0,82

Na – 0,94

Аминокислоты

Мезин – 1,31

Метионин и цистин – 1,54

Посторонние примеси

Отсутствуют

Массовая доля металлопримесей

Отсутствуют




 

Предприятие ООО «АгроСиб-Раздолье»  осуществляет продажу и поставки жмыха как фасованного в мешках по 30 кг, так и россыпью, доставка автомобильным (норма загрузки до 20 тонн) или железнодорожным транспортом (норма загрузки до 65 тонн). Срок хранения жмыха – 3 месяца. Безопасность продукции подтверждается протоколами испытаний ФГУ ЦАС «Алтайский» и Алтайской Краевой Ветеринарной лаборатории.

За качеством сырья и выпускаемой  продукции на всех этапах производственного  цикла постоянно ведет контроль собственная производственно-технологическая  лаборатория, аттестованная Алтайским  Центром Стандартизации и Метрологии.

 

Основные характеристики продукции  предприятия в сравнении с  основными конкурентами представлены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3 - Основные характеристики продукции предприятия

Продукция

Основные пар-ры конкур-сти

Соответствие основным конкурентам

Стадия жизненного цикла

ТМ "Мельник"

ТМ "Алейка"

ТМ "Интер"

Товара

Спроса

Масло подсолнечное

Качество

соответствует уровню

(ГОСТ Р52465-2005.)

Зрелая

Зрелая

Цена

Ниже уровня

выше уровня

ниже уровня

Жмых

Качество

соответствует уровню

(ГОСТ 80-96)

 

Цена

ниже уровня

Ниже уровня

Ниже уровня


 

 

Такой параметр, как качество очень  сложно оценить, поэтому соответствие уровня определяется по принадлежности продукции к нормативной документации, в частности к ГОСТу. Таким  образом, Растительное масло и жмых ООО «АСР» соответствуют уровню качества основных конкурентов, т.к. принадлежат одному ГОСТу. Цена у продукции ООО «АСР» нижее, чем у продукции под ТМ «Мельник» и ТМ «Интер» и выше, чем у продукции под ТМ "Алейка".

Объем производства продукции ОАО  «АгроСиб-Раздолье» представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 - Объем производства продукции

Номенклатура

2008 год

2009 год

10 мес. 2010 года

Масло подсолнечное, тонна

7 303,0

4 612,8

3 753,7

Жмых подсолнечный, тонна

8 432,0

5 750,5

4 743,3


 

Из представленных данных видно  что, объем производства снижается  каждый год.

Выпуск  масла подсолнечного снизился на 2 690,2 тонн в 2009 году по сравнению с 2008, что обусловлено принятием руководством предприятия стратегического решения о снижении объемов производства в связи с тем, что все силы предприятия были направлены на строительство нового завода.

В настоящее  время производственные мощности компании позволяют перерабатывать 722 тонны  подсолнечника и получать 268 тонн подсолнечного масла в месяц. В ближайшей перспективе развития компании - модернизация и расширение существующего производства.

Объем реализации продукции ОАО  «АгроСиб-Раздолье» представлен  в таблице 5.

 

Таблица 5 - Объём реализации в разрезе номенклатуры

Номенклатура

2008 год

 

2009 год

 

10 мес. 2010 года

 

тонн

тыс. руб.

тонн

тыс. руб.

тонн

тыс. руб.

Масло разливное

4 084,2

162 431,0

2 539,5

68 211,6

2 025,4

64 494,1

Масло фасованное, всего, в т.ч.

37 208,0

141 306,7

1 928,0

63 592,2

1 686,5

63 225,2

"Янтарь-Алтай" 0,5 л

136,3

6 819,5

21,0

786,0

12,1

519,4

"Янтарь-Алтай" 1,0 л

961,0

42 643,7

540,8

18 375,4

308,8

11 388,0

"Янтарь-Алтай" 1,5 л

208,5

10 003,1

54,0

1 800,6

32,7

1 189,0

"Янтарь-Алтай" 5,0 л

1 219,5

53 926,3

566,7

18 126,7

614,6

22 141,0

"Хуторянка" 0,475 л

3 364,0

130,5

5,7

212,1

20,6

947,7

"Хуторянка" 0,95 л

588,8

26 732,4

455,8

14 994,6

401,1

15 809,9

"Хуторянка" 3 л

30 729,8

1 051,2

284,0

9 296,8

296,6

11 230,2

Масло произв-ва ЗАО "Бийский МЭЗ"

4 256,3

134 366,1

99,6

2 363,7

0,0

0,0

Жмых

9 431,7

68 472,8

5 499,3

23 144,5

4 510,4

36 337,7

Фуз

286,5

876,7

129,0

312,4

284,3

2 435,8

Баковый отстой

258,7

3 016,7

40,8

407,6

0,0

0,0

Прочая продукция и товары

-

44 121,6

-

69 491,1

-

1 590,0

ИТОГО:

-

554 591,7

-

227 523,1

-

168 082,8


 

В течение  последних 3 лет предприятие демонстрирует  довольно нестабильную динамику объемов  продаж. Данная нестабильность объясняется  плановым сокращением объёма производства, а также сокращением торговых точек. Таким образом последние 2 года деятельность компании направлена не на извлечение максимальной прибыли, а на поиск новых квалифицированных  работников а также расширение потенциальных  клиентов и рынков сбыта

 

2.1.3 Продуктово - рыночная классификация

 

Структура сбыта продукции Компании на данный момент выглядит  следующим образом

 

Таблица 6 -  Рынки сбыта масла подсолнечного

 

 


Рис.2 –  География продаж ООО «АгроСиб-Раздолье»

 

Сбытовая  политика компании ориентирована на взаимовыгодное сотрудничество с конечным потребителем. География продаж География  продаж «АгроСиб - Раздолье» охватывает не только города и населенные пункты Алтайского края, но и выходит за пределы СФО и даже за границы  Российской Федерации. Продукция компании поставляется в 17 субъектов Сибирского, Уральского, Дальневосточного, Северо-Западного  федеральных округов, а также  в страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Туркмению. Также предприятие имеет  собственную розничную сеть, состоящую  из 17 фирменных киосков.

С географией продаж можно ознакомиться на рисунке 2.

В Алтайском  крае у Компании 470 покупателей продукции  как в розничном, так и в  оптовом сегменте. За пределами Алтайского края работают в вышеперечисленных  регионах несколько копаний - дистрибьюторов фасованной продукции.

Для развития дистрибьюторской сети у Компании имеется огромный потенциал, так у лидера рынка в сегменте потребительской продукции- АПГ «ЮГ Руси» 252 компании-дистрибуторы практически во всех субъектах РФ.

       В развитии дистрибьюторской сети Компания сталкивается со следующими проблемами:

1. Ограниченный  ассортимент продукции.

2. Ужесточение  условий поставки продукции(отсрочка  платежа, скидки)

3. Отсутствие  раскрученных торговых марок.

      На сырьевом рынке растительного  масла, являющемся, по сути биржей, вышеназваванные проблемы отсутствуют, менеджеры по продажам сотрудничают с крупнейшими потребителями наливного подсолнечного масла в Сибирском ФО и не испытывают проблем с заключением контрактов с новыми потребителями. Решающую роль в сырьевых продажах играют наличие продукции и её цена.

      В 2011г. после запуска нового завода планируется в потребительском сегменте выйти на рынки ещё 27 субъектов РФ. В сегменте корпоративных продаж- начать работу с крупнейшими потребителями в РФ за Уралом, в зависимости от конъюнктуры рынка, выйти на экспортные поставки подсолнечного масла и шрота.

 

2.1.4 Анализ системы закупок  на предприятии

 

Для того чтобы осуществлять производственную деятельность, предприятию необходима достаточная сырьевая база. Так как  собственной сырьевой базы предприятие  не имеет, весь объем сырья закупается у поставщиков – сельхозтоваропроизводителей.

Основным  сырьем для производства растительного  масла являются семена подсолнечника. Сырье (подсолнечник) закупается по рыночным ценам, действующим на момент сдачи  сырья. Предприятие работает по давальческой схеме переработки семян подсолнечника, на договорных условиях. Возможен расчет перечислениями, векселями банков и  наличными на месте закупа. Входящая семечка должна быть по влажности  до 9%, по сору – до 6%, количество крупной  фракции – до 30%.

Выгрузка семечки производится около 65 тонн ежедневно. Закупочный сезон  открывается в начале октября.

 

Прогноз производства масличных снижен в связи со значительной коррекцией вниз прогноза урожая подсолнечника.

 

  • Обновленный прогноз  «СовЭкон» валового сбора масличных культур в 2010 г. снижен по сравнению с первоначальным на 350-500 тыс.т до 7,0-7,5 млн.т против 8,2 млн.т в 2009 г.
  • Снижение вызвано более низким прогнозом сбора подсолнечника. Прогнозы производства сои и рапса остались практически без изменений (Табл.7).

 

Таблица 7 - Валовые сборы масличных культур в Российской Федерации, тыс. тонн 

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010 прогноз «СовЭкон»

Август        Сентябрь

Масличные культуры

5717

7530

8229

7037

8972

8186

7350-8000

7000-7500

в том числе:

               

Подсолнечник

4810

6470

6743

5671

7350

6454

5650-6150

5200-5650

Соя

554

686

805

650

746

944

900-1000

950-1050

Рапс всего

277

304

522

630

752

667

670-740

670-730

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»