Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.
Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68
Производство.
Важным фактором развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования необходимо ответить на следующие вопросы:
Человеческие ресурсы.
Истоки
большинства проблем
Культура и образ организации.
Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.
Имидж, образ предприятия, как внутри, так и вне ее, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. При анализе этого фактора необходимо установить следующее:
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой будет следовать. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых предприятиями. Но, с экономической точки зрения, перед руководством предприятия стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Стратегия ограниченного роста. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Но в результате такого выбора может иметь место замаскированный инфляцией спад. Для успешно действующих предприятий стратегия ограниченного роста - это вынужденная стратегия, временная стратегия, для которой характерен рост производства и реализации, темпы которого не превышают темпов экономического роста в мировом сообществе.
Стратегия
роста. Данная стратегия осуществляется
путем ежегодного значительного
повышения уровня краткосрочных
и долгосрочных целей над уровнем
показателей предыдущего года. Для
успешно развивающихся
Рост
может быть внутренним или внешним.
Внутренний рост может быть достигнут
путем расширения ассортимента товаров.
Внешний рост в смежных отраслях
может происходить в форме
вертикального или
Стратегия сокращения. Данную стратегию часто называют стратегией последнего средства. Текущий объем производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Однако для многих предприятий это означает здравый путь рационализации и переориентации производства. В рамках альтернативы сокращения может быть реализовано несколько вариантов:
1. Ликвидация.
Наиболее радикальным
2. Частичная
ликвидация. Часто может быть
выгодным отделаться от
3. Сокращение
и переориентация. В кризисной
отрасли может быть выгодным
сократить деятельность и
Стратегия сочетания. Стратегия сочетания представляет собой объединение трех вышеперечисленных стратегий, которой, как правило, придерживаются крупные организации, работающие в нескольких отраслях.
Рассмотрев
стратегические альтернативы, руководство
выбирает конкретную стратегию, которая
максимально повысит
После того как руководство предприятия проанализирует существующие альтернативы, оно выбирает конкретные стратегии. Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.
Наиболее
распространенным формализованным
методом выбора стратегий является
использование матрицы
1. Темпов роста объемов продаж;
2. Относительной доли товара по сравнению с ведущим конкурентом.
На выбор стратегии оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы, важнейшими из которых являются:
Формирование
хозяйственных альтернатив
По каждой
альтернативе на основе составленных
бюджетов необходимо выполнять анализ,
позволяющий оценить основные показатели
роста, рентабельности, платежеспособности
и ликвидности активов
1. вариант,
обеспечивающий по сравнению
с другими вариантами
2. вариант,
обеспечивающий по сравнению
с другими вариантами
Первый вариант можно выбрать при наличии возможностей эффективного роста с высокими темпами, второй вариант - при необходимости концентрации финансовых ресурсов для исследований и разработок, которые обеспечат высокие темпы роста в будущем.
Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели.
Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.
Руководство должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии и называют тактикой.
Руководство
должно разрабатывать дополнительные
ориентиры, чтобы избежать дезориентации
и неправильного толкования планов.
Эти ориентиры часто
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшим руководством на длительный период времени. Политика включает принципы и нормы, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия.
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может предписать правила, полностью исключающие всякую свободу выбора. Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос.
8) Оценка стратегии
Разработка
и реализация стратегического плана
кажется простым процессом
Стратегическое планирование - это идущий сверху вниз процесс, который должен постоянно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством. Проверка стратегического плана должна осуществляться официально, на основе четких критериев и процедур.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1. Совместима ли стратегия с возможностями организации?
2. Предполагает ли стратегия разумную степень риска?
3. Обладает
ли организация достаточными
ресурсами для реализации
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»