Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - провести анализ стратегического положения предприятия и предложить стратегию развития исследуемого объекта.
Основные задачи:
раскрытие теоретических аспектов стратегического планирования;
бизнес-диагностика предприятия;
проведение анализа отрасли и конкуренции;
оценка стратегической позиции предприятия в отрасли и на рынке;
выявление проблем ООО «АгроСиб-Раздолье», постановка целей и разработка стратегии.

Содержание

Введение 4
1 Методология стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Понятие стратегического видения, стратегической цели 6
1.3 Процесс стратегического планирования 7
2 Диагностика внешней и внутренней среды предприятия 19
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 19
2.1.1 Структура собственности 20
2.1.2 Продукция и рынки. Характеристика продукции 22
2.1.3 Продуктово - рыночная классификация 24
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии 26
2.1.5 Анализ производственного процесса 29
2.1.6 Инновации и инвестиции 31
2.1.7 Персонал 34
2.1.8Анализ издержек 36
2.1.9 Оценка финансового состояния предприятия 39
2.1.10 Система управления и организационная структура 48
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 51
2.2.1 Характеристика масложировой промышленности РФ и ее основные показатели 51
2.2.2 Анализ конкуренции 53
2.2.3 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли 55
2.2.4 Диагностика внешней среды (макроуровень) 57
2.2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия 60
3 Выбор и разработка стратегии 62
Заключение 67
Список использованной литературы 68

Работа состоит из  1 файл

Курсовая страт.упр..docx

— 1,004.45 Кб (Скачать документ)

Рисунок 15 – Матрица SWOT-анализа

 

 

 

Проведенный SWOT-анализ показал, что у предприятия  есть как сильные стороны, так  и слабые. Оно должно укреплять  свои сильные позиции и минимизировать слабости, а также  использовать потенциальные  возможности  и  учитывать выявленные угрозы, предпринимать  действия по  снижению их влияния.

 

В результате проведенного анализа внутренней и  внешней среды предприятия можно  выявить следующие проблемы, представленные на рисунке 16

ПРОБЛЕМЫ

Обусловленные внешней средой

Внутренние проблемы

1. Налоговая система не стимулирует  рост объемов продаж и достижение  высокой нормы прибыли;

2.   Экономический спад в стране, вызванный мировым финансово-экономическим  кризисом повлек к неустойчивому  финансовому состоянию предприятия;

3. Рост  цен на рынке сырья и энергоресурсов, что ведет к увеличению себестоимости  продукции.

4. Плохие  климатические условия повлекли  за собой снижение урожая подсолнечника  и, как следствие, повышение  цен на сырьё.

1. Неустойчивое финансовое состояние  ООО «АгроСиб-Раздолье»

2. Недостаточная  величина собственного капитала;

3. Большая величина кредиторская задолженности;

4. Недостаточно эффективная работа коммерческого отдела.

5. Недостаточно эффективная мотивация работников

6. Несоответствие системы управления и организационной структуры внутреннему состоянию предприятия



 


Необходимость разработки стратегии  выхода из кризиса

(корректировки действующей стратегии)

Рисунок 2.28 – Внутренние и внешние проблемы предприятия

 

Таким образом, рассмотрев возможности компании ООО «АгроСиб-Раздолье» ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с положением предприятия относительно конкурентов, можно определить стратегические проблемы фирмы:

 

1) Несоответствие системы управления  и организационной структуры  внешней среде и внутреннему  состоянию предприятия;

2) Отсутствие мотивационного механизма;

3) Неустойчивое финансовое состояние.

4) Снижение  объемов производства масла

5) Узкий  рынок сбыта

6) Узкий  ассортимент продукции

 

Выводы по 2 главе

Во второй главе был проведен анализ внутреннего  состояния предприятия по всем его  ресурсным составляющим и основным процессам. В результате чего было выявлено неустойчивое финансовое состояние  предприятия, неплатежеспособность в  краткосрочном периоде. Также определены недостатки в работе отдельных подразделений  предприятия, таких как комерческий отдел ( отдел логистики, закупа, маркетинга). Преобладание на предприятии старых кадров, что обусловлено недостаточно эффективной системой мотивации персонала. Недостатки в организационной структуре, требующие корректировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Выбор и разработка стратегии

 

Перед тем, как определить стратегию предприятия, необходимо сформулировать сам смысл  существования предприятия, общую  цель его деятельности - его миссию.

 

Миссия

Добиваясь лучших РЕЗУЛЬТАТОВ, опираясь на командный  дух, доверие и честность, мы создаем  ПОЛЕЗНЫЙ продукт и РАЗВИВАЕМ  социально значимое направление  в сельском хозяйстве.

Политика предприятия в области  качества

Потребители.  Удовлетворение и предвосхищение их потребностей - это движущая сила развития компании и стимул для создания продукции высокого качества.      

Поставщики. Мы придерживаемся принципов взаимовыгодного сотрудничества на основе партнерства и соблюдения этики ведения бизнеса.

Продукт. Стабильное качество и обеспечение безопасности - наше конкурентное преимущество.

Сотрудники - главная  ценность компании. Залогом  успеха является постоянное профессиональное развитие нашей команды,  личностное совершенствование каждого и признание результатов качественного труда.

Система управления – является инструментом достижения результатов и соответствует темпам развития компании.  Создание системы менеджмента качества по МС ИСО 9001 обеспечивает эффективное управление.

Высшее  руководство предприятия принимает  решения на основе фактических данных, анализа деятельности и является ЛИДЕРОМ в области реализации Политики компании.

Каждый  сотрудник, от рабочего до директора, осознает персональную ответственность и  берет обязательства по реализации настоящей Политики.

 

Основные  проблемы предприятия:

1) Отсутствие мотивационного механизма;

2) Неустойчивое  финансовое состояние.

3) Снижение  объемов производства масла

4) Узкий  рынок сбыта

5) Узкий  ассортимент продукции

 

Исходя  из стратегических проблем общества, можно сформулировать следующие стратегические цели:

 

1. Вывести предприятие из неустойчивого финансового состояния к концу 2011 года.

2. Увеличить  объем производства масла до до 80 000 тонн к концу 2011 года.

3. Разработать  четкую стратегию коммерческого отдела к середине 2011года.

4. Создание эффективного мотивационного механизма на предприятии к середине 2011года

 

Для достижения поставленных целей целесообразно  выбрать стратегию лидерства  на основе низких издержек, что предполагает управленческий учет и внедрение  эффективной системы управления затратами, для достижения уровня затрат ниже, чем у конкурентов и сохранения лидерских позиций.

Реализация  данной стратегии позволит достичь  конкурентного преимущества благодаря:

-   сниженным собственным  издержкам

- повышению  инновационной активности, как в  технологии, так и в продукцию.

Потенциальные источники снижения затрат предприятия:

1. экономия  издержек на основе постоянного  совершенствования труда, повышения  производительности, достигаемой по  мере роста объемов производства  продукции,

2. повышение  коэффициента использования производственных  мощностей.

Стратегия лидерства на основе низких издержек будет эффективна, так как рассматриваемая  продукция максимально стандартизирована  и рассчитана на массового потребителя, а предприятия является лидером.

1. Разработка  и реализация мер по снижению  издержек производства (провести  квалифицированный анализ рентабельности  продаж по каждой номенклатуре  продукции и каждой статье  затрат, поиск новых поставщиков,  что является сложным процессом  в силу специфики производства, лучшее использование производственных  мощностей, модернизация изношенного  оборудования).

2. Вывод  предприятия из неустойчивого  финансового состояния. Сложность указанной проблемы усугубляется жесткими временными рамками ее решения. Продолжая свою деятельность, неплатежеспособные предприятия с каждым днем увеличивают свою задолженность бюджету, другим предприятиям, собственному персоналу. Это очень быстро приводит к изменению ассортиментной политики предприятия, вымыванию наукоемкой продукции, безвозвратной потере технологического потенциала.

Для перехода предприятия из кризисного состояния  к нормальному необходимо получение финансирования за счёт зарубежных грантов на создание новых технологий производства и обработки, приводит к увеличению капитала и резервов и увеличению внеоборотных активов; направление прибыли на развитие производства приводит к увеличению капитала и резервов и увеличению внеоборотных активов.

 

Для достижения стратегических целей предприятию  потребуется осуществление ряда мероприятий.

Для увеличения объемов производства масла необходимо увеличить коэффициент загрузки производственных мощностей, а также запуск новых, а для успешной реализации произведенной продукции нужно расширить рынок сбыта.  После проведения этих мероприятий финансовое состояние должно стать устойчивее, т.к. будет получена дополнительная прибыль от реализации продукции.

Устойчивость  финансового состояния предприятия  может быть повышена путем:

  • Ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
  • Обоснованного уменьшения запасов и затрат;
  • Пополнение собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
  • Также необходимо провести реструктуризацию кредиторской задолженности.

 

Предприятию нужно повысить заинтересованность работников коммерческого отдела в  достижении общих целей путём  совершенствования мотивационных  процессов на основе ключевых показателей  эффективности

При разработке стратегии маркетинга и логистики  предприятие необходимо ориентировать  на расширение доли рынка и потребителей.

Все эти  мероприятия благотворно скажутся на общем его состоянии, увеличению его конкурентоспособности и  поддержанию лидерства на рынке  растительных масел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стратегическое  планирование дает возможность менеджменту  компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные  изменения должны произойти в  компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных  концернов. Однако ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована макаронная промышленность, бизнес-процессы ОАО «Алтайские макароны», выявлены проблемы предприятия, поставлены стратегические цели, а также предложена стратегия  развития предприятия.

В первой главе данной работы была раскрыта сущность стратегического планирования и приведено подробное описание процесса стратегического планирования.

Во второй главе, было обследовано действующее  предприятие. В ходе работы было выявлено:

  • ООО «АгроСиб-Раздолье» - современное предприятие, занимающее позиции лидера на рынке макаронных изделий в Алтайском крае;
  • выпускает качественную продукцию;
  • имеет значительный опыт работы в отрасли;
  • продукция реализуется на территории  Алтайского края и регионов РФ;
  • производственные мощности загружены на 67,4%;
  • объемы производства продукции стабильно сокращаются;
  • на предприятии работает квалифицированный персонал, со средней заработной платой –13700 руб.;
  • финансовое состояние характеризуется как неустойчивое;
  • организационная структура построена по линейно-функциональному принципу, в ней четко прослеживаются уровни управления.

Также  был проанализирован рынок растительного  масла РФ и Алтайского края. В  ходе анализа было выявлено, что  в целом по России происходит снижение темпов роста выпускаемого масла, однако в Алтайском крае объемы производства с каждым годом увеличиваются.

В третьей  главе были сформулированы миссия, стратегические проблемы, цели предприятия  и предложена стратегия лидерства  на основе низких издержек.

 

 

 

Список использованных источников

 

      1. Аакер Д.  Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Д.  Аакер пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с: ил.
      2. Бехтерева Е. В. Себестоимость: рациональный и эффективный учет расходов / Е. В. Бехтерева. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 212 с.
      3. Бородин В.А. Стратегическое планирование: учебное пособие/ В. А. Бородин, В.А. Климова; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - 3-изд., перераб. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007.- 102 с.
      4. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.  Виханский - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2006. - 296 с.
      5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с.
      6. Голубков, Е. П. Определение емкости рынка и доли рынка / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007 .— N 3 .— С. 3-12.
      7. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия: учебное пособие / В.А.  Горемыкин. - изд. 3-е испр. и доп. – М.: Издательство «Альфа –Пресс». 2007. – 544с.
      8. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2006 г., проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: http://www.foodprom.ru
      9. Кайшев В.Г. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2007 г., проблемы, перспективы / В.Г. Кайшев // Пищевая промышленность. – 2008. - №3. – С. 6-8
      10. Колончев К.В. Пищевая и перерабатывающая промышленность в 2008 г. – состояние и перспективы развития / К.В. Колончев // Пищевая промышленность. – 2009. - №3. – С. 6-8
      11. Коробейников О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2005. - 296 с.
      12. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер : [пер. с англ.]/ Ф. Котлер. - М.: Олимп-Бизнес, 2006. - 198, [1] с.
      13. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 623 с.
      14. Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник / М.Г.  Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 574 с.
      15. Лупей Н.А. Финансы. Финансы организаций (предприятий): краткий курс / Н.А.  Лупей. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 258 с.
      16. Ляско В.И.  Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. —М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 288 с.
      17. Масложировая промышленность  Алтайского края [Электронный ресурс]: http://www.altairegion22.ru
      18. Межевов, А. Исследование потребителей и стабильность рынка / А. Межевов // Маркетинг. — 2006 .— N 5 .— С. 41-45м.
      19. Петрова А.Н. Стратегический менеджмент; под ред. А. Н. Петрова. -  СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.
      20. Понятие и этапы стратегического планирования [Электронный ресурс]: http://www.stplan.ru
      21. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А.Н.  Петров. - 1-е издание. – Питер, 2007. – 496 с.
      22. Разработка стратегического плана [Электронный ресурс]: http://www.strategy.ru
      23. Семенов, И. Стратегическая привлекательность рынка организации // Маркетинг. — 2005 .— N 1 .— С. 110-124.
      24. Статистическая информация по Алтайскому краю [Электронный ресурс]: http://ak.gks.ru
      25. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru
      26. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: http://www.std1.ru
      27. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа /  А.А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. - 12-е изд.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 928 с.: ил.
      28. Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия / М. И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 218 с.
      29. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А.  Фатхутдинов . — 7-е изд., испр. и доп. М,: Дело, 2005. — 448 с.
      30. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л.С.  Шеховцева - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. — 153 с.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере ООО «АгроСиб-Раздолье»