Теоретические основы управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:33, дипломная работа

Описание

Цель исследования. Исследовать теоретические и практические основы, выявить проблемные места, проанализировать их и на основании результатов анализа разработать практические рекомендации по их устранению.
В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи:
− собран и систематизирован необходимый материал для целей исследования;
− выделить наиболее характерные показатели и коэффициенты для целей исследования;
− исследовать теоретические и практические основы управления финансовыми ресурсами предприятия и выявить проблемы и недостатки;
− провести расчет и анализ финансовых показателей и эффективности управления финансовыми ресурсами;
− провести анализ выявленных недостатков и по результатам анализа разработать практические рекомендации по их устранению.

Работа состоит из  1 файл

диплом Бубок А.А. (1).doc

— 810.50 Кб (Скачать документ)

Управление финансовыми отношениями  основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом объекта финансового  менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства, и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении.

Управление источниками финансовых ресурсов — одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников — поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования, как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

Функционирование  любой системы управления финансами  осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Управление финансами предприятия  основывается на анализе финансово-экономического состояния.

Можно сделать  вывод, что финансы организации  надо рассматривать как комплексную  систему привлечения, использования  финансовых ресурсов. Если не рассматривать всё в целом, то нельзя получить всеобъемлющей информации о финансовом положении предприятия.

 

2.3 Современные проблемы управления  финансами предприятия.

 

В настоящее время  под системой финансового управления предприятием следует понимать обширный комплекс научно обоснованных организационных мер по разработке, осуществлению, контролю исполнения, оперативному анализу и, при необходимости, своевременной корректировке системы взаимоувязанных долгосрочных и текущих финансовых планов (бюджетов), как предприятия в целом, так и всех его структурных подразделений в отдельности. Эти меры осуществляются на основе определенной методологии и внедрения четко организованной внутрифирменной учетно-информационной системы, включающей в себя пакет необходимых отчетных документов и регламентов, которые определяют порядок подготовки, исполнения, контроля и анализа результатов исполнения всех видов финансовых планов предприятия.

На сегодняшний  момент управление финансами в большинстве  российских предприятий можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Одной из основных причин этого является отсутствие у руководства своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия. Это связано с тем, что бюджетирование, или внутрифирменное финансовое планирование, в российских предприятиях (если оно вообще есть) носит сугубо фрагментарный характер, что никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения. Сегодня бюджетирование применяется в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами компании, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в отечественных компаниях неоправданно сужается. В качестве причин данного обстоятельства можно выделить следующие.

 Во-первых, сказалось  наследие прежней госплановской  системы. Можно констатировать, что  полный переход от традиционной  системы производственного планирования (оперировавшей понятиями технико-экономического обоснования чего-либо) к бизнес-планированию (с его ориентацией на маркетинг, прогнозирование состояния рынка, а также соответствующие финансовые оценки) еще не произошел.

Второй причиной сложностей, возникающих при внедрении  полноценного финансового планирования на отечественных предприятиях, является та система целей, которые ставят перед собой их руководители. Чаще всего в качестве одной из главных целей бизнеса декларируется прибыль, иногда добавляется ликвидность и сбалансированность финансовых потоков. О построении целостной системы финансовых целей, позволяющей разрабатывать сбалансированные финансовые планы, чаще всего и нет речи. Сложность проблемы заключается еще и в том, что в управлении финансами нет ни одного важного показателя, который можно было бы оптимизировать, не ухудшая при этом другие, не менее важные. Поэтому управление финансами и финансовое планирование — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких показателей.

Третьей причиной являются вопросы организации внутрифирменного бюджетирования. Зачастую считается, что для постановки бюджетирования достаточно разработать основные бюджетные формы, раздать их исполнителям или купить готовую компьютерную программу — и бюджетирование заработает. Но так не происходит. Любое наведение дисциплины на производстве порождает конфликт интересов, тем более наведение финансовой дисциплины путем ограничения с помощью бюджетирования аппетитов отдельных структурных подразделений предприятия.

Также одной из проблем управления финансовыми ресурсами на сегодняшний день является высокий уровень инфляционных процессов, вследствие чего денежные средства хозяйствующих субъектов обесцениваются, понижая их покупательную способность. Важную роль в решении данной проблемы должно играть государство, которое должно поддерживать уровень инфляции на допустимом уровне, не допуская высоких темпов ее роста, так как в данном случае проигрывают все, и предприятия, и население, и само государство.

Сегодня, когда только миновал финансовый кризис, одной из самых актуальных проблем является нехватка финансовых ресурсов у большинства предприятий, вследствие чего они вынуждены прибегать к заимствованию со стороны. Но, так как цена привлекаемых ресурсов сегодня очень велика, то не все способны покрыть затраты на привлечение и получить прибыль. Поэтому многие предприятия либо не прибегают к заимствованию совсем, либо прибегают, но не могут погасить свои обязательства в срок. В совокупности с высоким уровнем инфляции, высокая стоимость привлеченного капитала негативно сказывается на работе предприятий, а именно на работе финансовых служб и управлений. Решение данной проблемы возможно также при участии государства, которое вполне может контролировать сложившуюся ситуацию и не допускать чрезмерных повышений ставок процентов и индекса инфляции.

Наряду с объективными проблемами, существуют ещё и проблемы субъективного  характера, а именно низкий уровень  квалификации специалистов финансовых отделов и служб. Вследствие этого предприятия недополучают финансовых ресурсов, вследствие неэффективного управления. Задача финансового менеджера сводится к изысканию наиболее дешевых ресурсов. Но вследствие субъективных причин, не каждый менеджер может правильно просчитать последствия принимаемых решений и рассчитать эффект от них. Поэтому каждому предприятию следует уделить очень большое влияние профессиональной подготовке специалистов финансовых отделов и служб, чтобы более эффективно управлять финансовыми ресурсами.

Все многообразие проблем управления финансами должен учитывать каждый финансовый работник, чтобы добиться минимизации влияния данных проблем на результаты деятельности предприятия.

 Таким образом, изучив теоретический материал и проблемы управления финансами, можно сделать следующие выводы:

− существует большое количество определений финансовых ресурсов, но, по мнению автора именно приведенное им определение является самым точным;

− деятельность любого финансового  менеджера должна быть направлена на эффективную систему привлечения, использования и управления финансовыми ресурсами предприятия;

− большое множество проблем, с  которыми сталкиваются специалисты  финансовых служб, вполне разрешимы, только необходимо разработать комплексную  программу по минимизации потерь, вследствие влияния негативных факторов. Некоторые проблемы, например как низкая квалификация кадров, должна решаться непосредственно на предприятии, путем проведения тренингов, семинаров и курсов повышения квалификации. Государство в данном случае может только правильно организовать систему образования, которая поможет подготавливать действительно способных специалистов в области управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: Анализ финансовых результатов ГУИПП  «Бендерская типография «Полиграфист»

 

3.1 Общая  характеристика системы управления  и финансовых результатов

 

ГУИПП «Бендерская  Типография «Полиграфист» - одно из старейших  предприятий полиграфической отрасли  в Республике. В мае 2011 года типографии исполнилось 66 лет. За все годы своей деятельности предприятие работает стабильно, не допускает сокращения объемов производства и численности работающих. Это современное полиграфическое предприятие, оснащенное необходимым полиграфическим оборудованием, кадрами, собственными средствами, способное изготовить любую полиграфическую продукцию.

Учредителями Предприятия является ПМР, функции, которой осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти – Министерство информации и телекоммуникаций. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

В 1997 году Министерство просвещения  ПМР решило придать Бендерской типографии статус базового предприятия по выпуску учебно-методической литературы. Для издания книжно-журнальной продукции переплётный цех был оснащён новым оборудованием – прессом для обжима книжного блока, книговставочной, штриховальной и проволокошвейной машинами, ламинатором, станком для бесшвейного скрепления блоков.

За последние десять лет  типография изготовила более сотни  учебников и методических пособий, значительная часть которых – на молдавском зыке, а также издания художественной литературы. Выпущены сотни наименований печатной продукции общим тиражом более 350 тыс. экземпляров. В типографии печатается также юридическая и правовая литература – «Таможенный кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс» и другие издания законодательного характера. В настоящее время помимо названной продукции предприятие выпускает 16 наименований газет, ежемесячный объём которых около миллиона экземпляров.

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения целей предприятие осуществляет в установленном законодательством  ПМР порядке основные виды деятельности:

- изготовление газетной, бланочной, бумажно-беловой, книжно-журнальной продукции, этикеток, ярлыков, тетрадей, календарей;

- изготовлением документов  строгой отчётности и ценных  бумаг (с нумерационной, защитной от подделок документации);

- выпуском научно-популярной  и детской литературы, научной тематики;

- изданием  продукции  рекламно-информационного характера;

- оказанием дизайнерских  и рекламно-издательских услуг,  переплётно-брошюровочных услуг;

- интернет – информационных  услуг, услуг по обучению работы  на компьютере;

- изготовлением печатей и штампов;

- изготовлением товаров  народного потребления;

- реализация своей и  другой продукции через киоск  или магазин;

- осуществление коммерческой, торговой, посреднической деятельности;

Высшим органом управления являются руководители предприятия. Управление предприятием осуществляется через Директора предприятия (приложение 1)

Директору предприятия подчиняются напрямую следующие звенья управления предприятием:

- Зам. Директор по коммерческим  вопросам 

-Главный  инженер

-Бухгалтерия

-Экономист

Служебные отношения руководителя и команды управления основаны на принципе единоначалия с делегированием полномочий и ответственности по каждой функции управления. Для работников предприятия применяется контрактная система найма и оплаты труда.

Автором был проведен анализ финансовых результатов данного предприятия за последние три года, а именно 2008, 2009 и 2010 года. В результате проделанной работы были получены следующие результаты.

Рассмотрим динамику изменений  основных статей бухгалтерского баланса за три последних года в абсолютном и относительном выражении. Все расчеты произведены в приложении 2.

Анализируя данные баланса  за 2008-2010 год, можно увидеть следующую динамику:  долгосрочных активов в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 10 322 руб. или на 0,32%. Это объясняется тем, что предприятие стало меньше вкладывать средств в долгосрочные проекты поскольку все ранние проекты подошли к стадии завершения, в связи, с чем и уменьшилась сумма долгосрочных активов. В 2010 году по сравнению с 2008 данная статья уменьшилась на 28 341 руб. или на 0,87 %. В 2010 году по сравнению с 2009 сумма активов также уменьшилась на 18 019 руб. или на 0,56%, что произошло также за счёт сокращения долгосрочного финансирования проектов, несмотря на повышение статьи основных средств. Рост показателя основных средств и уменьшение долгосрочного финансирования говорит о том, что на предприятии внедрялось новое оборудование, машины, станки, а по окончании процесса модернизации парка оборудования долгосрочные вложения в развитие производства ненадолго прекратились. Доля внеоборотных активов в общей сумме актива постоянно уменьшалась и к концу 2010 года составила 28,5%, хотя в 2008 году она составляла 42,99%. Это говорит о том, что предприятие постоянно наращивало обороты и начало выпускать больше продукции, следовательно и больше получать выручки, о чем и свидетельствуют данные расчетов по форме №2 ОКУД  финансовой отчетности, которые расположены в приложении 3

Информация о работе Теоретические основы управления финансами предприятия