Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и технологии обеспечения международной конкурентоспособности государства в условиях глобализации с помощью создания транснациональных корпораций.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
- проанализировать базовые подходы к определению понятия «транснациональные корпорации»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Транснациональные корпорации и тенденции их развития в современных международных экономических отношениях…….……..12
§ 1. Понятие и роль ТНК в международной хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..12
§ 2. Эволюция ТНК в системе современных международных экономических отношений……………………………………………………...15
§ 3. Экономические преимущества ТНК……………………………………17
§ 4. Транснациональные компании на рынке международного туризма...22
§ 5. Транснациональные корпорации в России……………...……………..26
РАЗДЕЛ 2. Анализ экономических интересов и задач России в СНГ……………………………………………………………………………….30
§ 1. Россия и СНГ: основные направления и особенности экономического взаимодействия…………………………………………………………………..30
§ 2. Условия торгово – экономического сотрудничества………………….48
§ 3. Ключевые нерегиональные игроки на пространстве СНГ……………53
§ 4. Возможности укрепления позиций России в СНГ…………………….60
РАЗДЕЛ 3 Влияние ТНК на повышении эффективности внешнеполитических процессов……………………………………………...72
§ 1. Необходимость региональной интеграции национальных хозяйств в условиях дальнейшего развития глобализации мировой экономики….…......72
§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности……………………….……………………………79
§ 3. Проблемы и перспективы создания ТНК в сфере гостиничного бизнеса и их роль в повышении эффективности экономики России……...…90
Заключение…………………………………………………………………..96
Список использованной литературы…………………………………...101
Приложения……………….………………………………………………..104

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 208.41 Кб (Скачать документ)

Задачи "цивилизованного  развода" в рамках СНГ выполнены, начальный этап реформ в странах  СНГ завершился формированием рыночных институтов, и теперь надо переходить к новому этапу объединения усилий на интеграционной основе. Интеграция на постсоветском пространстве –  это не рецидив "имперской" политики России, а наиболее эффективный, если не единственный способ обеспечить экономическое  развитие в условиях острой глобальной конкуренции.

Попытки поиска новых подходов, форм, методов интеграционных взаимоотношений  в новых, рыночных условиях характерны для всего периода существования  СНГ. Последняя, наиболее весомая попытка  предпринята в октябре 2007 г. формированием нового варианта таможенного союза первоначально в составе России, Беларуси и Казахстана – стран и политически, и экономически в наилучшей степени разделяющих интеграционные устремления в Содружестве с возможным последующим присоединением других членов ЕврАзЭС и СНГ к этой организации.

В настоящее время перед  всеми без исключения странами СНГ  стоит общая безотлагательная задача – не допустить всеобъемлющей  деиндустриализации, для чего следовало  бы реализовать программу структурной  перестройки постсоветской экономики  коллективными усилиями.

 

§ 2. Конкурентные преимущества гостиничных объединений и обоснование оптимального выбора нового объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности.

В настоящее время, гостинично –  ресторанный бизнес представляет собой  индустрию с растущим уровнем  конкуренции на рынке. Гостиничный  бизнес, являясь одним из видов  экономической деятельности, прямо  или косвенно создает рабочие  места и является важным средством  пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс  освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых.

Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются:

- расширение сферы интересов  гостиничного бизнеса на продукты  и услуги, ранее предоставляемые  предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений,  выставочной деятельности и др.);

- повышение доступности гостиничных  услуг для массового потребителя;

- глобализация и концентрация  гостиничного бизнеса; 

- персонификация обслуживания  и полная концентрация на запросах  и потребностях клиентов;

- широкое внедрение новых средств  коммуникации и информационных  технологий, позволяющее проводить  глубокую и системную экономическую  диагностику.

Основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, расширение рыночного сегмента и  увеличение постоянной клиентуры, непрерывная  инновационная деятельность, выработка  гибкой политики развития с учетом потребностей рынка гостеприимства.

Глобализация и концентрация гостинично - ресторанного бизнеса проявляются  в формировании крупных корпораций и гостиничных цепей. Такой подход позволяет гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для своего развития. Существуют два основных вида объединений гостиниц: интегрированные цепи, которые созданы  из однородных единиц, и гостиничный  консорциум, который объединяет независимые  отели.

Гостиничные консорциумы и интегрированные  гостиничные цепи выигрывают от экономии в масштабе при маркетинге, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования, которая позволяет  агентам забронировать номер  прямо с экрана компьютера. Также  гостиничные предприятия могут  взаимодействовать посредством  создания союзов или ассоциаций, не нарушающих их юридическую и хозяйственную  самостоятельность, но позволяющих  проводить совместные маркетинговые  программы, вести исследовательскую  деятельность, формировать единую систему  подготовки и переподготовки кадров.

Экономический анализ гостинично –  ресторанного сектора свидетельствует  об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в отдельные  гостиничные хозяйства.

В последнее время, идет резкое освоение инвестиционного пространства России иностранными гостиничными корпорациями. При этом используются следующие  виды инвестирования: кредитование проекта; совместное участие в проекте (совместное предприятие); портфельные инвестиции на фондовом рынке; франчайзинг, в том  числе, контракт на управление.

Прямое инвестирование в иностранный  туристский рынок дает колоссальные экономические результаты, как для  самих корпораций, так и для  страны – инвестора, усиливая ее платежный  баланс:

- общий доход от прямых инвестиций  за границей опережает отток  долгосрочного капитала;

- этот отток стимулировал значительную  часть текущего невидимого экспорта  по услугам туризма; 

- отток оплачивается только  на треть за счет новых прямых  инвестиций за границей (остальное  финансируется реинвестициями дохода  и местными займами);

- объем денежных переводов прибыли  направлен на ее значительное  увеличение в последующие годы.

Следует отметить, что  для принимающей страны также существует много положительных сторон зарубежных вкладов, так как увеличивают ее экспорт или уменьшают потребности в импортных товарах. Если данная иностранная инвестиция не выполняет ни одну из этих функций, то она способствует, по крайней мере, росту местного производства и усиливает международную конкурентоспособность принимающей корпорации, косвенно способствуя получению корпорацией дохода от иностранного обмена.

Однако ситуация на российском рынке  свидетельствует о неоднозначности  вышеупомянутых утверждений, поскольку:

Объем российского выездного туризма  в 15 раз превышает объем въездного  и внутреннего.

Возрастает количество иностранных  компаний на российском рынке, что приводит к вывозу капитала из страны без  возврата в виде налогов и уменьшению внутренних инвестиций в рынок туризма  и гостеприимства Российской Федерации.

Данную ситуацию поможет изменить грамотное составление договоров  по управлению ресурсами на паритетных началах; арбитражное регулирование  в стране, где подписан контракт (например, Россия); создание законодательной  базы, защищающей интересы российского  туристского предпринимательства.

Также, не стоит забывать тот факт, что существуют определенные ограничения  для привлечения иностранных  инвестиций. Большое влияние на привлечение  инвестиций оказывает открытость экономики  для инвесторов. Так, пропускная способность страны или крупной корпорации к поглощению иностранных прямых потоков капитала ограничивается способностью обслуживания этого капитала (например, выплат дивидендов) и возможностью возвращения основного капитала.

Фактические или потенциальные  конфликты ограничивают продолжение  роста иностранного прямого инвестирования, так как, чем больше иностранного капиталовложения имеет корпорация, тем больше вероятность того, что  комплексное воздействие таких  конфликтов приведет к ограничительным  действиям самой корпорации. По этим причинам во многих странах нынешний рост прямых инвестиций из-за границы  не может продолжаться неограниченно. Также, можно столкнуться с экономическими ограничениями, налагаемыми платежным  балансом принимающей страны и политическими  ограничениями, на государственном  и на территориальном уровнях.

Меры ограничительного характера  применяются для того, чтобы  существующие иностранные инвестиции приносили  наибольший доход, а имеющиеся возможности  рынка вели бы к непрерывному расширению. Для этого необходимо определить тот уровень, при котором преференции, стимулирующие прибыль, расширяются  и совершенствуются, а другие конкуренты хотят заручиться поддержкой своего правительства или субъекта территориального самоуправления, дабы упредить попытку  иностранного инвестора вмешаться  в туристскую деятельность в том  или ином регионе и наносить вред внутренней валютной политики.

Таким образом, учитывая вышесказанное, очевидна необходимость привлечения  отечественных инвестиций для создания российских интегрированных гостиничных  предприятий.

В настоящее время, благодаря возможности  повышения конкурентоспособности  гостиниц за счет, прежде всего, их укрупнения при увеличении среднего числа номеров  и одновременной вместимости  делаются попытки создания гостиничных  цепей и в регионах России. Примером такой интеграции может служить  компания AMAKS Hotels Group, объединяющая 16 гостиниц во многих городах России. В том  числе и в Белгороде (ООО «Южная»).

Основная цель данного проекта  связана с повышением качества предоставляемых  услуг и создание по средствам  реконструкции и обновления деловых  отелей международного уровня обслуживания.

С юридической точки, все гостиницы, входящие в гостиничную цепь, являются самостоятельными юридическими лицами. В то же время стандартами гостиничных  цепей предусматривается контроль управляющей компании за всеми отелями, входящими в цепь.

При формировании гостиничной цепи (консорциума) огромное значение имеет  подбор объектов цепи, так как только оптимальное объединение гостиниц будет способствовать повышению  их конкурентоспособности. Одним из инструментов, позволяющих выбрать  наилучшую альтернативу при подборе  объекта гостиничной цепи, является математическое моделирование задачи принятия решения в условиях неопределенности. При этом складываются гипотезы поведения  внешней среды, позволяющие дать оценку каждой альтернативе с помощью  единого числового критерия. Для  выбора объекта гостиничной цепи в условиях неопределенности могут  использоваться критерии Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа.

Наглядно продемонстрировать обоснование  оптимального выбора нового объекта  гостиничной цепи (консорциума) в  условиях неопределенности можно на примере гостиниц города Белгорода.

Имеется несколько типов гостиничных  предприятий: А 1 , …, А 4 — различные между собой по классу обслуживания. Последствия, связанные с выбором и дальнейшей эксплуатацией каждого из этих типов гостиниц, зависят от ряда факторов внешней среды (ситуса предприятия и уровня цен туристского сезона, уровня транспортного обслуживания, и т.п.). Предположим, что можно выделить четыре варианта сочетаний данных факторов — они выступают в качестве состояний внешней среды, определяют уровень активности туристского сезона и обозначены через В 1 , …, В 4. Особенностью туристского бизнеса Белгородской области является активная спортивная деятельность международного характера, формирование  условий для делового туризма, , а также привлекательность экологического туризма и др. Для получения значений оценочной функции может использоваться метод экспертных оценок.

Для каждого альтернативного варианта j определялось среднестатистическое значение:

где

- сумма оценок, данных j - у альтернативному варианту всеми экспертами;

m - число экспертов, оценивающих j -й альтернативный вариант;

m – число экспертов, принимающих участие в оценке;

i - номера эксперта (от 1 до m );

j - номера альтернативных вариантов оценки.

Результаты экспертной оценки будущих  объектов гостиничной цепи представлены в табл.1. Оценка проведена по 12—бальной шкале. Гипотеза об адекватности первоначальной и переформированной таблиц результатов  опроса была проверена по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена, наличие  согласия в мнениях специалистов - с помощью коэффициента конкордации  Кендэла.

Таблица 1

Матрица последствий для  объекта гостиничной цепи

Объекты

В 1

(низкий уровень активности  
туристского сезона)

В 2

( средний уровень активности  
туристского сезона)

В 3

( выше среднего уровень  активности  
туристского сезона)

В 4

( высокий уровень активности  
туристского сезона)

Гостиница «Белотель» А 1

7

5

1

10

Гостиница «Белогорье» А 2

5

2

8

4

Гостиница «Белгород» А 3

1

3

4

12

Гостиница «Южная» А 4

8

5

1

10


Для того, чтобы выбрать оптимальный  объект при включении в гостиничную  цепь необходимо проанализировать эту  задачу принятия решения в условиях неопределенности на основании указанных  выше критериев.

1) Критерий Лапласа. Находим оценки альтернатив А 1 – А 4 по критерию Лапласа (табл.2):

 

 

 

 
 
 

Таблица 2

A i

L (А i )

Гостиница «Белотель» А 1

23/4

Гостиница «Белогорье» А 2

19/4

Гостиница «Белгород» А 3

20/4

Гостиница «Южная» А 4

24/4


Информация о работе Транснациональные корпорации и их влияние на внешнеполитическую деятельность государства