Управление привлечением банковского кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:45, дипломная работа

Описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование процесса управления формированием заемного капитала предприятия, определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать возможности коммерческой организации по привлечению финансовых ресурсов;
– рассмотреть порядок привлечения заемных финансовых ресурсов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. 6
1.1. Определение и сущность категории «финансовые ресурсы» 6
1.2. Классификация 16
1.3.Теоретические основы анализа финансовых ресурсов предприятия 32
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУСУРСОВ. 41
2.1. Оценка стоимости привлечения финансовых ресурсов 41
2.2.Управление формированием заемных финансовых ресурсов предприятия 56
2.3. Эффект финансового левериджа 63
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА 66
3.1. Характеристика организации 66
3.2. Оценка кредитоспособности ООО «Инвестиции и Недвижимость» 69
3.3. Оценка условий осуществления банковского кредитования 76
3.4. Анализ полученных результатов и рекомендации 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

Работа состоит из  1 файл

Диплом Самошкина Полина.doc

— 607.50 Кб (Скачать документ)

Правильное  планирование денежных потоков очень  важно. Даже рентабельные предприятия терпят банкротство из-за нехватки денежной наличности. Денежная наличность – это разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Главная задача плана денежных поступлений и выплат – спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств и таким образом поддержать текущую платежеспособность предприятия.

Назначение  и роль оперативных финансовых планов состоит в определении конкретной текущей финансово–экономической ситуации, а именно: последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.

Разработка  плана денежных поступлений и  выплат:

‒ оказывает влияние на прогнозируемые потоки платежей по отношению к кредитным институтам, инвесторам;

‒ позволяет контролировать ликвидность

‒ избежать неликвидности или чрезмерной ликвидности;

‒ инициирует разработку и реализацию соответствующих организационных и финансово-экономических мероприятий по балансированию платежных средств.

Оперативное финансовое планирование включает следующие элементы:

‒ расчет денежных потоков на основе запаса платежных средств на начало периода;

‒ поддержание текущего баланса денежных поступлений и выплат путем планирования выплат по месяцам;

‒ расчет объемов внешнего финансирования и рефинансирования;

‒ расчет резервов ликвидности для определения желаемого запаса платежных средств на конец периода.

Если в плане  доходов и расходов были намечены конкретные финансовые цели, то, планируя движение денежных средств, определяется, когда конкретно и сколько денег поступит или будет уплачено по счетам, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

Планирование  поступлений и расходов поможет наиболее оптимально привлекать кредиты или, наоборот, выгодно вкладывать временно свободные денежные средства.

  1. Целесообразно создать специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов должны включаются в платежный календарь и контролироваться в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервные фонды, если это предусмотрено уставом общества и законодательством.

В общем, для более эффективной деятельности ООО«Инвестиции и Недвижимость» можно дать следующие рекомендации.

  1. Важное значение имеет управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т.е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска, т.е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального.

При принятии решений  о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться  и иные критерии, например, способность организации, обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.

 

Заключение

 

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность дополнительно привлекаемого и реинвестируемого им собственного и заемного капитала в денежной форме, предназначенного для финансирования его предстоящего развития в детерминированном плановом периоде, формирование и использование которого контролируется им самостоятельно в соответствии с предусматриваемым целевым предназначением с учетом фактора риска.29

Финансовые ресурсы подразделяются на две основные группы – собственные и заемные. В системе источников формирования финансовых ресурсов такое их разделение носит определяющий характер.

Собственные финансовые ресурсы характеризуют общую сумму привлекаемых предприятием денежных средств, принадлежащих ему на правах собственности. Часть этих денежных средств, предусмотренных к использованию в сфере накопления, будет обеспечивать прирост суммы собственного капитала (или чистых активов) предприятия.

Заемные финансовые ресурсы характеризуют денежные средства, привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе. Все формы заемных финансовых ресурсов, используемых предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

По источникам привлечения финансовых ресурсов по отношению к предприятию выделяют следующие их группы – финансовые ресурсы, привлекаемые из внутренних источников, и финансовые ресурсы, привлекаемые из внешних источников. Такая группировка финансовых ресурсов является одной из важнейших в процессе управления развитием предприятия на основах самофинансирования.

Финансовые ресурсы, привлекаемые из внутренних источников, характеризуют денежные средства, формируемые непосредственно на предприятии для обеспечения его развития. Из внутренних источников могут формироваться как собственные (например, чистая прибыль), так и заемные (например, прирост среднего остатка средств текущих обязательств по расчетам) финансовых ресурсов предприятия.

Финансовые ресурсы, привлекаемые из внешних источников, характеризуют денежные средства, формируемые предприятием извне. Они охватывают привлекаемые со стороны как собственные, так и заемные ресурсы денежных средств.

Был представлены методологические основы анализа финансовых ресурсов, которые были применены  для анализа кредитоспособности исследуемой организации в процессе анализа процесса привлечения банковского кредита.

Во второй главе  был изложен методологический инструментарий оценки стоимости привлечения финансовых ресурсов.

Обозначим особенности  привлечения собственных финансовых ресурсов:

  • необходимость постоянной корректировки балансовой суммы собственного капитала, используемого предприятием.
  • оценка стоимости вновь привлекаемого собственного капитала носит вероятностный, а, следовательно, в значительной мере условный характер
  • суммы выплат собственникам капитала входят в состав налогооблагаемой прибыли, что увеличивает стоимость собственного капитала в сравнении с заемным.
  • привлечение собственного капитала связано с более высоким уровнем риска инвесторов, что увеличивает его стоимость на размер премии за риск.
  • привлечение собственного капитала не связано, как правило, с возвратным денежным потоком по основной его сумме, что определяет выгодность использования этого источника предприятием, несмотря на более высокую его стоимость.

Так же обозначим  особенности привлечения заемных  финансовых ресурсов.

  • относительная простота формирования базового показателя оценки стоимости;
  • учет в процессе оценки стоимости заемных средств налогового корректора;
  • стоимость привлечения заемного капитала имеет высокую степень связи с уровнем кредитоспособности предприятия, оцениваемым кредитором;
  • привлечение заемного капитала всегда связано с возвратным денежным потоком не только по обслуживанию долга, но и по погашению обязательства по основной сумме этого долга.

Процесс управления привлечением заемных финансовых ресурсов предприятием строится по этапам. Прохождение этих этапов были подробно проанализированы на примере ООО «Инвестиции и Недвижимость».

Отметим главное:

  1. Заемные финансовые ресурсы предоставляются на целевой основе. Грамотно построенная  цель определяет форму привлекаемых заемных средств, период привлечения, способствует эффективному их потреблению.
  2. Объем привлечения определяется на основе эффекта финансового рычага и обеспечения финансовой устойчивости организации.
  3. Неблагоприятными для предприятия условиями банковского кредитования являются:

‒ применение в расчетах кредитного процента учетной (дисконтной) ставки;

‒ авансовый платеж суммы процента по кредиту;

‒ частичная амортизация суммы основного долга на протяжении кредитного периода;

‒ хранение определенной суммы привлеченных кредитных средств в форме компенсационного остатка денежных активов.

  1. Эффективное использование привлеченного кредита происходи в том случай если ставка процента по нему ниже, чем рентабельность средств.

Так же был проведен анализ кредитоспособности рассматриваемой  организации.

По результатам данного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Динамика показателей баланса может оцениваться крайне положительно. Имущество организации становится более мобильным. Темпы роста собственного капитала, превышают темпы роста заемного капитала, организация становится более финансово-независимой.
  2. Финансовая независимость не соответствует установленной норме. Организация проводит рискованную финансовую политику, используя большой объем заемных финансовых ресурсов. Но при грамотном управлении риски могут быть сведены к минимуму.
  3. Ликвидность баланса нельзя назвать абсолютной. Но имеются тенденции к повышению ликвидности и платежеспособности в будущем. Минимально необходимое условием для признания структуры баланса  удовлетворительной (А1 ≤ П4.) соблюдено.
  4. Коэффициенты рентабельности положительны. Рентабельность активов должна быть больше процентной ставки за привлекаемый кредит, тогда эффект финансового левериджа будет иметь положительное  значение.
  5. Организации соответствует требованиям предъявляемым кредитором к заемщикам. Может считаться надежным заемщиком.

В финальной  главе так же были представлены рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО «Инвестиции и Недвижимость».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аньшин, В.Н. Бюджетирование в компании: Современные технологии / В.Н.Аньшин. – М.: Дело, 2005.–247с.
  2. Балабанов, А.Д. Финансы / А.Д.Балабанов, И.Д. Балабанов. – СПб.: Питер, 2002. – 325с.
  3. Балдина, К.П. Инвестиции: Системный анализ и управление /         К.П. Балдина.– М.: Дашков и К°, 2006.–386с.
  4. Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Ю.М.Бахрамов. – СПб.: Лань, 2009.–212с.
  5. Башарин, Г.П. Начала финансовой математики / Г.П. Башарин.– М.: ИНФРА–М, 2004.–371с.
  6. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы / В.Г. Белолипецкий.– М.: ИНФРА–М, 2007.–238с.
  7. Беренс, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. / В.Беренс, П.Хавранек.  – М.: АО Интерэксперт, ИНФРА–М, 2001.–205с.
  8. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Л.А. Бернстайн.– М.: Финансы и статистика, 2008.67–491с.
  9. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента: в 2–х томах/ И.А.Бланк.– М.: Ника–Центр, Эльга, 2009.–458с.
  10. Бланк, И.А. Управление формированием капитала/ И.А. Бланк. ‒М.: Ника–Центр, Эльга, 2008.–261с.
  11. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк.– М.: Ника–Центр, Эльга,2004.–301с.
  12. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров.– СПб.: Питер, 2006.–245с.
  13. Бочаров, В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров.– СПб.: Питер, 2001.–473с.
  14. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов :Пер. с англ. / Р.Брейли, С.Майерс.– М.: ЗАО Олимп–Бизнес, 2003.–293с.
  15. Бригхэм, Ю. Энциклопедия финансового менеджмента : Пер. с англ./ Ю.Бригхэм. – М.: РАГС, Экономика,2003.–467с.
  16. Вахрин, П.И. Инвестиции / П.И.Вахрин.– М.: Дашков и К0, 2005.–214с.
  17. Виленский, П.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П.П.Виленский.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.–205с.
  18. Вине, Р. Новый подход к управлению капиталом: Распределение активов: Пер. с англ. / Р. Вине.– М.: Евро, 2003.–475с.
  19. Горбунов, А.Н. Управление финансовыми потоками /                        А.Н. Горбунов.– М.: Глобус, 2003.–261с.
  20. Грачёв, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия / А.В. Грачёв.– М.: Финпресс, 2008.–291с.
  21. Джонс, Э. Деловые финансы: Пер. с англ./ Э. Джонс– М.: ЗАО Олимп–Бизнес, 2000.–525с.
  22. Карелин, В.П. Финансы корпораций: учеб. / В.П. Карелин.– М.: Дашков и К°, 2006.–311с.
  23. Кинг, А. Тотальное управление деньгами: Пер. с англ. / А. Кинг.– СПб.: Полигон, 2000.–457с.
  24. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев.– М.:Финансы и статистика, 1999.–124с.
  25. Ковалев, В.В. Финансы предприятий / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев.– М.: ООО ВИТРЭМ, 2008.–191с.
  26. Ковалева, A.M. Финансы фирмы. / A.M. Ковалева, М.Г. Лапуста,        Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА–М, 2007.–235с.
  27. Коллас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия : Пер. с франц. / Б. Коллас. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.–345с.
  28. Леонтьев, В.Е. Финансовый менеджмент: Учеб./ В.Е. Леонтьев,         В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. – М.: ООО Издательство Элит, 2007.–289с.
  29. Лобанова, Е.П. Финансовый менеджер / Е.П. Лобанова,                   М.А. Лимитовский.– М.: ДсКА, 2009.–167с.
  30. Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций / И.Я. Лукасевич.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.–231с.
  31. Мазараки, А.А. Философия денег / А.А. Мазараки.– СПб.: НТЭУ, 2004.–229с.
  32. Модильяни Ф. Сколько стоит фирма?: Теорема ММ: Пер. с англ. / Ф.Модильяни, М.Миллер. – М.: Дело, 2009.–201с.
  33. Никонова, И.П. Финансирование бизнеса / И.П. Никонова.– М.: Альппна Паблишер, 2010.–413с.
  34. Павлова, Л.П. Финансы предприятия / Л.П.Павлова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.–231с.
  35. Росс, С. Основы корпоративных финансов : Пер. с англ. / С. Росс,       Р. Вестерфильд,  Б.Джордан. –  М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.–609с.
  36. Рудык, П.П. Структура капитала предприятия/ П.П. Рудык. –М.: Дело, 2004.–283с.
  37. Руководство по кредитному менеджменту: Пер. с англ. / Под ред.       Б. Эдвардс. –М.: ИНФРА–М, 2009.–234с.
  38. Савчук, В.П. Финансовый менеджмент предприятий. / В.П. Савчук.–СПб.:Максимум, 2010.–331с.
  39. Скотт, М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: Пер. с англ. / М.Скотт.– М.: ЗАО Олимп–Бизнес, 2008.–247с.
  40. Стоянова, Е.С. Управление оборотным капиталом / Е.С.Стоянова, Е.В.Быкова, И.А.Бланк.– М.: Перспектива, 2005.–308с.
  41. Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / Т.В. Теплова.– М.: ГУ ВШЭ, 2006.–257с.
  42. Никонова, И.П. Финансовый менеджмент: руководство по технике эффективного менеджмента / И.П. Никонова.– М.: КАРАНА, 2010.–111с.
  43. Финансовый менеджмент: Учеб. / Под ред. A.M. Ковалевой. – М.: ИНФРА–М, 2008.–281с.
  44. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009.–265с.
  45. Финансы предприятий / Под ред. Н.В.Колчиновой. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.–184с.
  46. Хелферт, Э. Техника финансового анализа: Пер. с англ. /                      Э. Хелферт.– М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.–381с.
  47. Холт Р. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ./ Р. Холт. ‒М.:Дело, 1993.–236с.
  48. Хрупкий, Е.И. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга./ Е.И.Хрупкий.– М.: Финансы и статистика, 2006.–100с.
  49. Шуляк, П.И. Финансы предприятий: Учебник / П.И. Шуляк.– М.: Издательский Дом Дашков и К°, 2009.–254с.
  50. Энциклопедия финансового риск–менеджмента / Под ред.                А.А. Лобанова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.–149с.

Информация о работе Управление привлечением банковского кредита