Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:45, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование процесса управления формированием заемного капитала предприятия, определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать возможности коммерческой организации по привлечению финансовых ресурсов;
– рассмотреть порядок привлечения заемных финансовых ресурсов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. 6
1.1. Определение и сущность категории «финансовые ресурсы» 6
1.2. Классификация 16
1.3.Теоретические основы анализа финансовых ресурсов предприятия 32
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУСУРСОВ. 41
2.1. Оценка стоимости привлечения финансовых ресурсов 41
2.2.Управление формированием заемных финансовых ресурсов предприятия 56
2.3. Эффект финансового левериджа 63
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА 66
3.1. Характеристика организации 66
3.2. Оценка кредитоспособности ООО «Инвестиции и Недвижимость» 69
3.3. Оценка условий осуществления банковского кредитования 76
3.4. Анализ полученных результатов и рекомендации 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
,
где
СОЗД – стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;
ДГ – среднегодовая сумма дисконта по облигации;
НО – номинал облигации, подлежащей погашению;
СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
Э30 – уровень эмиссионных затрат по отношению к сумме привлеченных за счет эмиссии средств, выраженный десятичной дробью.
Управление стоимостью привлекаемого капитала в этом случае сводится к разработке соответствующей эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях, не выше среднерыночных.
3. Стоимость
товарного (коммерческого)
1) Стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, на первый взгляд представляется нулевой, так как в соответствии со сложившейся коммерческой практикой отсрочка расчетов за поставленную продукцию в пределах обусловленного срока (как правило, до одного месяца) дополнительной платой не облагается. Иными словами, внешне эта форма кредита выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга.
Однако в реальности это не так. Стоимость каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции, при осуществлении наличного платежа за нее. Если по условиям контракта отсрочка платежа допускается в пределах месяца со дня поставки (получения) продукции, а размер ценовой скидки за наличный платеж составляет 5 %, это и будет составлять месячную стоимость привлеченного товарного кредита, а в расчете на год эта стоимость будет составлять: 5 % × (360:30) = 60 %. Таким образом, на первый взгляд бесплатное предоставление такого товарного кредита, может оказаться самым дорогим по стоимости привлечения источником заемного капитала.
Расчет стоимости товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, осуществляется по следующей формуле:
,
где
СТКК – стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %;
ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию ("платежа против документов"), %;
СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ПО – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях.
Учитывая, что стоимость привлечения этого вида заемного капитала носит скрытый характер, основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка се в годовой ставке по каждому предоставляемому товарному (коммерческому) кредиту и ее сравнение со стоимостью привлечения аналогичного банковского кредита. Практика показывает, что во многих случаях выгодней взять банковский кредит для постоянной немедленной оплаты продукции и получения соответствующей неновой скидки, чем пользоваться такой формой товарного (коммерческого) кредита.
2) Стоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем формируется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж за продукцию. Расчет стоимости этой формы товарного (коммерческого) кредита осуществляется по формуле:
, (13)
где
СТКВ – стоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем, %;
ПКВ – ставка процента за вексельный кредит, %;
СНП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ЦС – размер ценовой скидки, предоставляемой поставщиком при осуществлении наличного платежа за продукцию, выраженный десятичной дробью.
Управление стоимостью этой формы товарного кредита, как и банковской, сводится к поиску вариантов поставок аналогичной продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.
4. Стоимость внутренних текущих обязательств по расчетам предприятия при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала. Сумма этой задолженности рассматривается как краткосрочно привлеченный заемный капитал (в пределах одного месяца). Так как сроки выплат этой начисленной задолженности (по заработной плате, налогам, страхованию и т.п.) не зависят от предприятия, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости финансовых ресурсов.
С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов заемного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в обшей его сумме может быть определена средневзвешенная стоимость заемных финансовых ресурсов предприятия.
2.2. Управление формированием заемных финансовых ресурсов предприятия
Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных финансовых ресурсов. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу
любого бизнеса составляет собственный
капитал, на предприятиях ряда отраслей
экономики объем используемых заемных
средств значительно
Управление привлечением заемных финансовых ресурсов представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.
Процесс управления привлечением заемных финансовых ресурсов предприятием строится по следующим основным этапам :
1. Анализ привлечения и использования заемных финансовых ресурсов в предшествующем периоде.
Целью такого анализа являемся выявление объема, состава и форм привлечения заемных финансовых ресурсов предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первой
стадии анализа изучается
На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных финансовых ресурсов, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных финансовых ресурсов по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных финансовых ресурсов предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
На пятой
стадии анализа изучается
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных финансовых ресурсов предприятия в сложившихся объемах и формах.
2. Определение
целей привлечения заемных
3. Определение
предельного объема
4. Оценка стоимости
привлечения заемных
Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемных финансовых ресурсов, привлекаемых предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных финансовых ресурсов, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение соотношения объема заемных финансовых ресурсов, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных финансовых ресурсов основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше I года) заемные финансовые ресурсы привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала).
На краткосрочный период заемные финансовые ресурсы привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера заемных финансовых ресурсов в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств и оптимизации соотношения долго- и краткосрочных Их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных финансовых ресурсов.
Информация о работе Управление привлечением банковского кредита