Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:27, курсовая работа
Структура контракта, т.е. набор условий и последовательность определяется характером сделки, видом товара, отношениями сторон. В современных условиях характерными чертами сделок: значительное расширение ассортимента, номенклатуры и усложнение продукции, высокие требования к качеству товара, удлинение сроков исполнения контрактов, повышение требований покупателей, продавцов на стадии потребления предметов контракта.
1. Структура контракта и факторы, определяющие её.
2. Оферта и акцепт.
3. Базисные условия поставки.
4. Методика составления контракта.
5. Коммерческие условия контракта.
6. Валютно-финансовые условия контракта.
7. Транспортные условия контракта.
8. Условия страхования.
9. Обстоятельства непреодолимой силы.
10. Подготовка товара к отгрузке
11. Внешнеторговая документация, оформляющая исполнение контракта
Несколько слов о коммерческом кредите, механизм работы производителя с которым был подробно разобран выше. Здесь мы только отметим, что его использование в практике взаимоотношений с посредником, приобретающим товар в собственность, формально никак не влияет на переход самого этого права к посреднику и последующие его действия. Тем не менее, по существу, реально дело выглядит таким образом, что в руках кредитора, конечно же, имеются некие более или менее сильные возможности воздействовать на дальнейшие процессы работы с товаром в канале.
Подытоживая все это обсуждение, отметим один любопытный парадокс. Он заключается в том, что «исповедуя» концепцию управления продажами и стремясь активно воздействовать на этот процесс, фирма-производитель должна понимать, что, сильная позиция в этом процессе во многом определяется ее готовностью идти на «финансовые жертвы» в канале. Разумеется, выражение «жертвы» довольно условное. Употребляя шутливое выражение, можно констатировать: «Кто постоянно стремится получить от посредников полную предоплату, тот сознательно и сильно ухудшает свои позиции в отношении реального управления продажами по всей длине канала». И конечно же, наше второе замечание не будет иметь никакого значения для фирм-производителей, которые сознательно не желают заниматься управлением продажами и исповедуют принципиально иную идеологию.
Функция заказа
Здесь формирование разнообразия идет по линиям, которые уже отмечены выше, а именно: с одной стороны, выделяются посредники, которые заказывают непосредственно у производителя, а с другой — те, кто получает товар у других посредников. Конечно, здесь могут быть вариации на темы знаменитой уол-мартовской передачи заказа, но в целом даже этот тактический и стратегически интересный подход не меняет существа разнообразия посредников:
Логистическая функция
В рамках этой функции
целесообразно рассмотреть
Функция доработки
В условиях когда аутсорсинг, как и отмечалось выше, приобретает особое значение, функция доработки, осуществляемая в рамках канала, выступает исключительно важной характеристикой возможностей посредника. И понятно почему: работая с посредником, выполняющим эти функции, фирма-производитель, с одной стороны, повышает свою собственную эффективность, а с другой — дает возможность посреднику увеличить добавленную стоимость. Именно по этой линии и формируется разнообразие видов посредников:
Функция стимулирования сбыта
Как было показано выше, стимулирование сбыта может (а во многих случаях и должно) охватывать всю длину канала. И в этом смысле как фирма-производитель, так и любой посредник и, конечно же, конечный покупатель могут быть участниками такого рода акций. Что же касается их инициирования и, соответственно, принятия на себя соответствующей финансовой нагрузки, можно предложить следующее деление посредников:
Функция принятия риска
Учитывая, что само страховое дело как особая и исключительно важная отрасль хозяйственной жизни страны в России еще только проходит этап становления, и тем более есть много неясностей и противоречий в соответствующем законодательстве, мы в данном случае не классифицируем посредников по функции принятия риска.
Функция сервиса
Здесь возможная классификация предельно ясна и ограничивается двумя группами посредников:
Заметим в связи с этим, что здесь довольно интересно может выглядеть также и вопрос о добавленной стоимости. А именно если разделить сервис на дотрансакционный, трансакционный и послетрансакционный, то и предпродажная подготовка, и определенные виды обслуживания в процессе продажи могут стать предметом обсуждения производителей и посредника в отношении включения в цену товара соответствующей части стоимости и возможности присвоения этой части самим посредником.
Таким образом, в ходе рассмотрения условий, возможностей и ограничений в работе посредника с точки зрения функций, выполняемых в канале, мы получили своего рода многомерную классификационную матрицу, которая позволяет набором элементов формировать представления о тех или иных видах посредников. Если же взять современную Россию, то следует признать, что в подавляющем большинстве случаев на российском рынке в каналах распределения оперируют шесть основных видов посредников: дистрибьюторы, дилеры, розничные торговцы, консигнаторы, брокеры и торговые агенты. Некоторые виды посредников, как, например, дистрибьюторы, дилеры, розничные торговцы, распространены очень широко. В меньшей мере российский рынок использует возможности консигнационных подходов и агентские сети. Наконец, пока еще крайне слабо развиты у нас брокерские услуги на рынках товаров и услуг, хотя, например, брокеры широко и плодотворно работают на российских финансовых рынках. Вопрос становления и развития достаточно разнообразных посреднических услуг, а соответственно, и особых видов посредников — это вопрос дальнейшего развития рыночной экономики России и интенсификации в ней процессов управления продажами.С учетом проведенного выше анализа и используя соответствующие наработки, осуществленные в ходе консультационных работ, представим в табличной форме основные виды посредников, характерных для российского рынка, и их специфические особенности (табл.1).
Усвоив целевую ориентацию и функциональные особенности основных видов посредников, можно далее перейти к рассмотрению того, что условно называется предварительным стратегическим обзором. Задача этого условного термина — сформировать у руководителя продаж некие базовые, безусловно, самые общие, но тем не менее достаточно важные представления об основных преимуществах и недостатках тех видов каналов, с которыми он принципиально может работать на рынке. Мы не случайно приводим этот материал именно в конце данной главы, а не в начале следующей, которая и посвящена дизайну канала. Все дело в том, что, приступая к дизайну, руководитель должен иметь представление о неких базовых преимуществах и недостатках различных типов каналов. Такой предварительный стратегический обзор позволит ему гораздо точнее сформулировать затем и проблематику, и целевую ориентацию канала и задачи, которые канал должен решать. Формируя этот стратегический обзор, мы ориентировались на обширный материал, в свое время сформированный консультантами знаменитой фирмы МакКинси с учетом специфики развивавшегося во второй половине 90-х гг. XX в. российского рынка.
Прежде всего консультанты фирмы МакКинси рассматривают то, что они назвали «стратегия открытых дверей», а, по существу, речь идет о продажах непосредственно от службы сбыта фирмы-изготовителя всем желающим. Таким образом, за товарами фирмы в равной мере могут обратиться и оптовики, и розница, и торговые агенты, т. е. все без исключения виды посредников, включая и конечного покупателя. Такая стратегия продаж (если это можно назвать стратегией) была характерна для нашего сбыта только в первые годы реформы, когда подавляющее большинство предприятий находилось в исключительно тяжелом положении. Конечно, они были рады любому покупателю, невзирая ни на какие плюсы и минусы того, что происходило. Тем не менее даже и сегодня, в условиях, когда наши службы продаж прошли уже огромный путь совершенствования своей стратегии и тактики, «открытые двери» имеют немаловажное практическое значение. Дело в той неразберихе на рынке, которая создается в условиях, когда, с одной стороны, якобы выстраивается канал со своими звеньями, их функциональными обязанностями, взаимными обязательствами, а с другой — служба сбыта все равно готова продавать товар кому угодно. Или иначе: внешне фирма прокламирует более или менее серьезный дизайн канала и управление в нем, а по существу, исповедует все ту же нехитрую логику «открытых дверей». Каковы же плюсы и минусы этого, скажем прямо, «первобытного» подхода?
Плюсы: низкие затраты на реализацию, поскольку если предприятие продает непосредственно «от ворот завода», то все затраты (за исключением того, что идет на содержание службы сбыта) автоматически ложатся на покупателей.
Минусы: практически полная утрата контроля над ценами, что особенно негативно сказывается в условиях многократных стихийных перепродаж товара; полная неясность с тем, что реально происходит с затратами на продажи в регионах; крайне скудная информация о рынке.
Завершая этот краткий обзор, отметим, что и сегодня некоторые начинающие производственные фирмы на самых ранних этапах своей работы хотя бы частично используют указанный подход.
Другой вид
канала — «стандартизованный»
Плюсы: умеренные затраты на реализацию.
Минусы: высокие наценки посредников; высокие цены для конечных покупателей; ограниченность контроля над территориальным охватом рынка.
Полностью соглашаясь с приведенными выше утверждениями, отметим только одну особенность в какой-то мере развитого российского рынка: что касается высоких наценок посредников, то развитие конкуренции практически на всех российских рынках так или иначе приводит к определенной умеренности «посреднических аппетитов» в отношении наценок, хотя досадных исключений из этого правила еще немало, и говорят они только об одном: в нашем бизнесе пока остаются «анклавы» неразвитых рынков и сегментов.
Весьма интересную структуру консультанты МакКинси рассматривают в третьем варианте структуры канала, а именно: региональные склады и торговые агенты, которые затем уже работают с розницей. В этой структуре консультанты отмечают весьма значительное количество плюсов и лишь один, правда весьма существенный, минус.
Плюсы: достаточно сильный контроль над ценами; хорошая информация о рынке; исключение наценки оптовиков и эффективность стратегии «проталкивания продукции» через торговых агентов.
Минусы: высокие затраты на реализацию.
В качестве небольшого
комментария отметим два
В качестве четвертого варианта структуры канала консультанты МакКинси рассматривают сеть фирменных магазинов, через которые и продается товар фирмы. Мы также уделим значительное внимание этому вопросу и во второй, и в третьей частях учебника. В рамках настоящего обсуждения отметим только плюсы и минусы.
Плюсы: исключительно сильный контроль над ценами; отличная информация о рынке; исключение наценок оптовиков и комиссионных торговых агентов.
Минусы: очень высокие затраты на реализацию; ограниченный территориальный охват.
Мы не отмечаем
и не обсуждаем здесь пятый стратеги