Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145

Работа состоит из  7 файлов

Для курсовой.xls

— 229.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.doc

— 71.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Раздаточный.xls

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сам курсовик Main_10.doc

— 1.91 Мб (Скачать документ)

  СТИС  по отношению к  покупателям — это предложение коммерческой выгоды тем, кто приобретает товар на оговоренных условиях, например скидки за объем приобретаемой партии товара или регулярные покупки определенного числа изделий («бонусные» скидки), льготный кредит, бесплатное распространение образцов товара в расчете на покупку крупной партии, бесплатная передача товара во временное пользование, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новый товар и др.

  СТИС  по отношению к  посредникам —  это побуждение их продавать товар с максимальной энергией и предприимчивостью, расширять круг его покупателей. В частности, посредникам поставляют бесплатно или на льготных условиях специальное оборудование для сервиса, предоставляют скидки с продажной цены в зависимости от результатов посреднической деятельности и т.д.

  СТИС  по отношению к  продавцам —  это поощрение их за достижение высоких показателей сбыта: денежное вознаграждение, награждение ценными подарками, предоставление дополнительных дней отпуска и т.п. 

  Особое  место в системе маркетинговых коммуникаций занимают связи с общественностью (public relations) — система деловой коммуникации. Это так называемая реклама престижа, или институциональная реклама.

  Связи с  общественностью — это планируемые  продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (фирмой-товаропроизводителем) и общественностью. При этом преследуются следующие цели:

  • установление взаимопонимания и доверительных  отношений между фирмой и общественностью;

• создание положительного имиджа фирмы;

• поддержание  репутации фирмы;

  • формирование у сотрудников фирмы чувства  ответственности и заинтересованности в ее делах;

  • расширение сферы влияния фирмы с использованием средств пропаганды и рекламы.

  Значительное  внимание уделяется развитию двусторонних отношений, отсутствие которых заметно осложняет взаимосвязи фирмы с окружающей средой. Поэтому главная задача — совершенствование существующих и разработка новых способов коммуникации.

  Теоретически коммуникация делится на общение с сотрудниками (внутреннее общение) и налаживание информационного потока и общения с общественностью и деловыми партнерами (внешняя деловая коммуникация). Все более актуальной становится разработка общепризнанной концепции единой интегрированной теории общения, подразумевающей не только координацию внутреннего и внешнего общения, но и взаимосогласование всех усилий фирмы по организации общения.

  Стратегия в области деловой коммуникации — это, по существу, средне- и долгосрочные программы принятия управленческих решений, которые намечают рамки для принятия решений и позволяют выбирать наиболее целесообразные решения в то или иное время.

  Одна из основных целей деловой коммуникации — достижение предпринимательской гибкости, т.е. обеспечение фирме простора для проявления инициативы. Важным элементом стратегии связей с общественностью является точное определение задач, которые должны соответствовать общефирменным целям и ее традициям. Следующий этап осуществления стратегии делового общения — это выработка плана деятельности. Для упрощения анализа результатов деятельности рекомендуется выделять в общей программе общения коммуникационные планы, разделяемые на отдельные проекты. Реализация этих проектов ускоряет достижение главной цели общения [23]. 
 

 

Глава 2

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.1.  Особенности деятельности  предприятий хлебопекарной  отрасли

 

      Специфическими  технологическими и организационными особенностями хлебопекарного производства является большой ассортимент вырабатываемой продукции (более 700 наименований) и сложность его структуры, обусловленная национальными вкусами и потребностями населения.

      Выпускаемая продукция носит массовый характер и потребляется населением ежедневно, причем хлебобулочные изделия имеют ограниченный срок реализации. Непрерывность технологического процесса и недопустимость длительного хранения готовой продукции исключают возможность образования каких-либо маневренных резервов незавершенного производства.

      Хлебопекарные предприятия вырабатывают продукцию в натуре и ассортименте строго по ежесуточным заказам (потребности) торговой сети, которые в отдельные дни недели и месяцы года могут иметь значительные отклонения. В связи с этим предприятия вынуждены иметь постоянную резервную мощность, которая используется в дни наибольшего спроса.

      Длительность  цикла хлебопекарного производства зависит от вырабатываемого ассортимента, но не превышает 6-8 часов. Сокращение длительности цикла производства является важным комплексным показателем улучшения организации производства. Основные пути сокращения длительности производственного цикла в хлебопекарном производстве: совершенствование технологии приготовления теста путем ускорения процесса его созревания в результате использования тестомесильных машин, увеличение дозировки пекарских дрожжей (что не всегда положительно сказывается на качестве готовой продукции), применение молочной сыворотки, органических кислот, ферментных и других препаратов.

      На  хлебопекарных предприятиях существует безцеховая структура. Производственным подразделением здесь является участок (отделение), которое в свою очередь делится на рабочие места.

      К производственным отделениям относятся: тестомесильное, разделки теста на куски заданной массы и формы, окончательной расстойки тестовых заготовок, печное. Все они последовательно, тесно и синхронно связаны между собой. Здесь сырье и полуфабрикаты перерабатываются в готовую продукцию путем последовательной передачи его из одного участка в другой.

      В зависимости от способа выполнения операции различают рабочие места:

  • машинные места рабочих, обслуживающих тестомесильные и тестоприготовительные агрегаты, тестоделительные и тестозакаточные (формовочные) машины. Операции полностью выполняются машиной.
  • машинно-ручные места рабочих, подготавливающих дополнительное сырье к производству, обслуживающих шкаф окончательной расстойки тестовых заготовок, учитывающих готовую продукцию, и другое.
  • ручные места рабочих, занятых на рассыпке муки, укладке тестовых заготовок на расстоечную вагонетку (стойку) и их перемещении, укладке готовой продукции.

      Рабочие места могут быть индивидуальные и групповые.

      В зависимости от характера движения рабочих различают рабочие места:

  • маршрутные места, работа на которых связана со значительными перемещениями рабочего по определенному маршруту (перемещение дежей, расстоечных вагонеток (стоек) с тестовыми заготовками, стоек с готовой продукцией и тарой, подвозка муки к приемному бункеру).
  • стационарные места, на которых такие перемещения отсутствуют, рабочие и обслуживаемое ими оборудование находятся на одном месте (замес и разделка теста, укладка тестовых заготовок в конвейер или шкаф и другое).

      На  хлебозаводах преобладают специализированные рабочие места. Универсальных рабочих  мест немного, например места засыпщиков муки, осуществляющих подвозку муки к рабочему месту и сдачу порожней тары, тестоведов, работающих на тестомесильных машинах с подкатными дежами, которые подвозят и отвозят дежи и подают тесто на разделку, рабочих механической мастерской.

      На  предприятиях хлебопекарной промышленности, как правило, существуют следующие  службы: это служба директора, главного инженера, главного механика, главного технолога (заведующего лабораторией технохимического и микробиологического  контроля), мастера руководящие пекарями, рабочими у машин и так далее, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел сбыта готовой продукции. Это, конечно, не полный перечень служб и, кроме того, этот состав на предприятиях разных форм собственности, численности состава, наличия того или иного оборудования, масштаба производства может сильно меняться.

      Эти службы управления применительно к  хлебозаводу или хлебокомбинату 1-й категории, то есть с плановой среднесуточной выработкой 90-150 тонн изделий  в условном ассортименте.

      Более крупные предприятия (с численностью работников свыше 500 человек) могут иметь отдел организации труда и заработной платы.

      Хлебопекарная промышленность является материалоемкой. Поэтому важную роль в обеспечении  ритмичной и бесперебойной работы хлебопекарных предприятий играют складское хозяйство и особенно служба снабжения.

      Таким образом, особенностями деятельности предприятия хлебопекарной отрасли  являются следующие:

  • Большой ассортимент выпускаемой продукции и сложность эго структуры.
  • Ограниченный срок реализации продукции.
  • Необходимость в дополнительной (резервной) мощности.
  • Длительность производственного цикла не более 6-8 часов.
  • Безцеховая структура.

2.1.2.   Предприятие ООО "Ива-Контакт"

 

      Общество  с ограниченной ответственностью «Ива-Контакт» ЛТД (далее по тексту Предприятие) образовано в апреле 1990 года. Учредителями предприятия являются только физические лица.

      Основным  видом деятельности является производство хлебобулочных изделий. Предприятие  реализует свою продукцию на рынке  города Иваново. Дополнительным видом деятельности является  розничная торговля бакалейными товарами.

      На  предприятии установлено два  комплекта хлебопекарного оборудования общей мощностью выпечки 1500 кг хлеба  в ассортименте в сутки (при работе в три смены) при условии 100% загрузки оборудования. Также имеется две автомашины «Газель» для обеспечения доставки изделий. В распоряжении предприятия имеются две розничные торговые точки с кассовыми аппаратами по торговле хлебобулочными и бакалейными товарами. Одна в районе завода ИЗТС, вторая напротив магазина «Восток».

      На  предприятии работает 18 человек  основных рабочих (пекарей), 3 водителя, 3 продавца, 1 кладовщик и 7 ИТР (управление, технический отдел, сбыт и бухгалтерия), всего 32 человека.

      Уставный  фонд предприятия составляет 10000 (Десять тысяч) рублей. Для приобретения оборудования при начале работы предприятия был заключен договор финансовой аренды (лизинга) сроком на 5 лет, окончательный расчет по которому произведен в мае 1998 года.

      Согласно  данным Приложения № 10 темпы роста цен за 2000-2002 годы составили:

    • 2000 год – 19,5%
    • 2001 год – 29,5%
    • 2002 год – 22,5%

      Таким образом индекс цен, приведенных  к 2002 году составил:

    • Для 1999 года – 71,5% или 1,715
    • Для 2000 года –52% или 1,52
    • Для 2001 года –22,5% или 1,225

      Рассчитаем  выручку за 1999 – 2002 годы в ценах, приведенных к ценам 2002 года и покажем динамику. 
 
 
 
 

Таблица 4 "Выручка в приведенных ценах за 1999-2002 г."

1999 г. (тыс.руб) 2000 г. (тыс.руб) Прирост к 1999 г. 2001 г. (тыс.руб) Прирост к 2000 г. 2002 г. (тыс.руб) Прирост к 2001 г.
3130 3055 -75 тыс.руб или  2,4% 3387 +332 тыс.руб или  10,8% 2814 -573 тыс.руб или 16,9%

2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

      1. Анализ  внешней среды

2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды

        Экономические

      Экономические факторы внешней среды деятельности предприятия рассмотрим в следующем  порядке: рост темпов инфляции, скачки курсов валют, изменения в ставках  налогов и пошлин, изменения уровня безработицы в городе Иваново.

      В анализируемый период резкая аномалия в росте темпов инфляции (и изменения курса рубля) произошло в августе 1998 года. 

Таблица 5 "Курс рубля по отношению к USD" [27] 

Квартал/год 1999 2000 2001 2002
I Квартал 24.18 28.46 28.74 31.12
II Квартал 24.22 28.07 29.07 31.45
III Квартал 25.08 27.75 29.39 31.64
IV Квартал 27.00 28.16 30.14 31.78

Титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы