Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
Таблица 7. Данные о емкости рынка хлебобулочных изделий в г. Иваново [24]
Рынок | Емкость рынка в 2000 году (тн) | Доля рынка (%%) |
Потребительский рынок * | 1156 | 1 % |
Рынок производителей ** | 11130 | 9 % |
Рынок промежуточных продавцов *** | 93417 | 77 % |
Рынок государственных учреждений **** | 15225 | 13 % |
ВСЕГО | 120928 | 100 % |
* Рассматриваются магазины и торговые точки которые продают продукцию исключительно своих «хозяев» или то количество которое им принадлежит. Например, сеть магазинов «Риат» реализует продукцию как пекарни «Риат-хлеб» так и сторонних производителей.
** Рассматриваются производства использующие продукцию сторонних производителей в качестве сырья, а так же пункты общественного питания. Например, производство пивных или панировочных сухариков и столовые.
*** Рассматривается часть рынка магазинов и торговых точек реализующих продукцию сторонних производителей.
**** Рассматриваются
учреждения здравоохранения, войсковые
части и детские дошкольные учреждения.
Как видно из приведенной таблицы самым объемным является рынок промежуточных продавцов. То есть рынок магазинов, торговых палаток и хлебных ларьков, являющихся промежуточным звеном между производителями хлебобулочных изделий и конечным потребителем. В данном случае задействована схема «производитель к промежуточный продавец далее потребитель». Из достоинств этой схемы можно отметить следующее:
Из недостатков этой схемы можно отметить:
Следующим по привлекательности можно выделить рынок государственных учреждений. Достоинства у него следующие:
Из недостатков этого рынка можно выделить всего два, но очень больших, это низкая платежеспособность и невысокие закупочные цены. Большинство потребителей на этом рынке являются предприятиями некоммерческого характера, датируемым из бюджета города.
Два оставшихся рынка, это рынок потребительский и рынок производителей в нашем случае следует рассматривать лишь в качестве альтернативы. Первый потому, что много в двух ларьках не продашь, велики издержки, да и правила торговли последнее время стали более жесткими. Организовывать же собственные, большие торговые точки – нет средств и специализация у фирмы иная. Второй это «случайный пассажир», который «питается» главным образом браком производства. Например, пролежавший на складе готовой продукции неделю и начинающий покрываться плесенью ржаной хлеб оставалось бы только выкинуть, но найдутся фирмы, которые его возьмут и переработают на пивные сухарики. Вся производственная стратегия фирмы ООО "Ива - Контакт" ориентирована на минимальное количество брака, каждый такой случай внимательно рассматривается и виновные несут материальное наказание, поэтому возводить работу с «сухарикоделами» в ранг системы нецелесообразно.
Из вышеперечисленных плюсов и минусов различных рынков можно сделать следующий вывод. Безусловно, рынок промежуточных продавцов является самым привлекательным в плане объемов реализации, цен и возможности планировать производство и доставку. Однако на этом рынке высокая конкуренция, и с лидерами продаж в условиях, скажем, 1999 – 2000 годов справиться было невозможно. Для расширения своей доли и закреплении на этом рынке руководству фирмы следует предпринять ряд маркетинговых мер. В качестве альтернативы увеличению доли на рынке промежуточных продавцов выступает рынок госучреждений. Все там хорошо, кроме платежеспособности. Руководству фирмы следует внимательно следить за процессами, происходящими в области финансирования госучреждений. При изменении в лучшую сторону и, главное, долговременном изменении, следует реагировать немедленно. Благо у небольшой фирмы больше свободы для маневра по времени.
Практически
все ивановские производители хлебобулочных
изделий функционируют сегодня
в равных внешних условиях. Большая
доля производимого хлеба
где: * хлеб покупают не каждый день, а вот едят каждый
**
информация предоставлена
При
анализе конкурентов фирмы
Таблица 8 Предприятия выпускающие хлеб на рынке города Иваново [24]
№ пп | Наименование | Среднесуточный объем выпуска (кг) | %% |
1 | Ивановский хлебокомбинат № 4 | 43230 | 37,1 |
2 | Ивановский хлебокомбинат № 3 | 33750 | 29 |
3 | Ивановский хлебокомбинат № 2 | 28900 | 24,8 |
4 | Пекарня «Риат – Хлеб» | 4300 | 3,7 |
5 | Пекарня в санатории пос. Ломы | 1700 | 1,5 |
6 | ООО "Ива – Контакт" | 1400 | 1,2 |
7 | Пекарня на ж/д вокзале | 1200 | 1 |
8 | Пекарня на рабочем поселке | 1100 | 0,95 |
9 | Пекарня ч/п Круглов АМ | 670 | 0,6 |
10 | Пекарня ч/п Жданов АВ * | 120 | 0,1 |
11 | Пекарня ч/п Амосов ММ * | 30 | 0,03 |
ВСЕГО | 100 |
* присутствуют
в выборке в связи с идущей в настоящий
момент реорганизацией производства.
Далее надо ответить на следующие вопросы:
Из приложения № 2 видно, что на самом привлекательном рынке промежуточных продавцов с большим отрывом следуют ивановские хлебокомбинаты. Обусловлено это общим (даже исторически сложившимся) положением на рынке хлебобулочных изделий. Этим предприятиям в массовом выпуске продукции общего потребления мало кто может противостоять.
На рынке потребителей, то есть продаж собственной продукции через собственные розничные торговые точки лидирует пекарня «Риат» и некоторые хлебокомбинаты. Так как у фирмы отсутствует возможность организации дополнительных розничных торговых точек, да и не соответствует это специализации малого предприятия, то рассматриваться подробно этот рынок и конкуренция на нем в дальнейшем не будет. То же самое касается и рынка производителей.
Подробнее рассмотрим конкуренцию на рынке госучреждений. Как было сказано выше, на этом рынке практически все достоинства других рынков перекрываются двумя большими недостатками: неплатежеспособностью и низкой закупочной ценой. И если с низкой ценой можно бороться путем снижения качества продукции (ну не требовательны они в этом плане, к сожалению) то с низкой платежеспособностью в настоящий момент дело обстоит хуже. Как видно из приложения № 2 основными фигурантами здесь выступают те же хлебозаводы. Пекарня в поселке Ломы занимает определенную долю на этом рынке благодаря своему расположению на территории санатория «Зеленый городок» и практически полностью обеспечивает его снабжение хлебом. Пекарня на ж/д вокзале практически была создана и имеет долю на этом рынке благодаря снабжению хлебом поездов дальнего следования.
Проведём исследование для решения логической проблемы – выбора источника поставки.
Если фирма заинтересована в краткосрочных отношениях с поставщиком, то её, вероятно, не будут волновать характер и личные качества поставщика. В таких отношениях определяющим является цена и удобство, а не качество обслуживания. Более длительные отношения обычно накладывают на обе стороны большие обязательства и требуют большего взаимного внимания. Важным моментом во всех случаях является оценка поставщика с точки зрения фирмы.
Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы